Сузучьи особенности

25.03.2017

Наш сервис больше не официальный дилер Suzuki. Лично мне от этого только легче. Машины хорошие, надёжные, простые, в обслуживании приятные. Но в плане диагностики - сущий ад! Электронные блоки управления если и обладают самодиагностикой, то в зачаточном состоянии, на уровне 80х годов. Здесь хорошо видна разница в подходе к диагностике между немецкими производителями и японскими.

Здесь хорошо видна разница в подходе к диагностике между немецкими производителями и японскими.
Пунктуальные немцы пытаются на каждый исполнительный элемент повесить датчик для обратной связи, создают кучу проверок для правильной работы. Это, безусловно, усложняет систему, порой чрезмерно. Но таким путём европейцы пытаются максимально исключить человеческий фактор при диагностике, т.е. в идеале система сама должна говорить, что нужно заменить, чтоб всё починилось. Квалификация диагноста - фактор неизвестный и на него полагаться нельзя.

Абсолютно другой подход у японцев, за всех не скажу, но и у Nissan, и у Suzuki отношение схожее. Кстати, диагностику по гарантии эти япошки не оплачивают, только замену. Здесь расчёт строится на личность диагноста. При жалобе на неисправность в голове включается сложный процесс с использованием опыта, интуиции и карт Таро. Конечно, проверки по ошибкам существуют в руководстве, но это жутко затянутый и нудный процесс, причём абсолютно без гарантии, что решение окажется верным. Поэтому правильному японскому диагносту развитая система диагностики не нужна. Нужно знать глубинный смысл работы множества механизмов, блоков управления и датчиков, иметь седой опыт и развитую интуицию.

Каждый год автомобили усложняются, а держать в голове гигантское количество информации и при этом узнавать что-то новое всё сложнее. При этом чем больше опыт, тем старше диагност, тем сложнее учиться и запоминать. Поэтому, считаю японский подход нерациональным.

Как уже писал, мы больше не официальные дилеры, но машины ещё едут, по старой памяти, наверное. Suzuki Kizashi. Редкий гость в наших краях. Клиент жалуется на аварийный режим коробки передач. В качестве этой самой коробки у нас выступает вариатор. Самая распространенная неисправность вариатора - проскальзывание цепи. Пообщавшись с клиентом, понимаю, что речь идёт именно об этом. Ну а что же нам скажет официальный диагностический сканер? На фото плохо видно, но основная ошибка в коробке передач - P1818 - Характеристика шагового мотора.

Основная ошибка в коробке передач P1818 характеристика шагового мотора.
Блин, но почему не "проскальзывает цепь, замените её и конусные шкивы"? Ради интереса полез в интернет, поискать такую ошибку. Не нашёл ничего, подтверждающего мои догадки. А что нам скажет руководство по ремонту?

Предложенная проверка.
Предложенная проверка
Ага. предлагается целый перечень проверок и начать нужно с датчиков вращения ведущего и ведомого шкивов. Это зачем? Клиент платит, нужно проверять. А проверку предлагают вообще фантастическую - на снятом датчике, поводить под ним отверткой, подавая при этом питание.

А проверку предлагают вообще фантастическую - на снятом датчике, поводить под ним отверткой, подавая при этом питание.
Привет, восьмидесятые! Про осциллограф ребята из сузуки, наверное, не слышали. Или, в целях упрощения, предполагают, что мега-диагносту достаточно мультиметра. Что же, датчик придётся снять. Хорошо, что у Skoda есть ремонтные провода! Использую подходящие и собираю схему из мануала.

Использую подходящие и собираю схему из мануала.
Замутил для проверки

В это сложно поверить, но датчик рабочий! Я как-то и не сомневался. Зачем проверять датчики, если скорости шкивов корректно отображаются на приборе?

Ладно ближний датчик, а вот датчик ведомого вала стоит хрен знает где, его, конечно, сложнее доставать.

Ладно ближний датчик, а вот датчик ведомого вала стоит хрен знает где, его, конечно, сложнее доставать.
Дальний датчик
Но вот он тоже на столе. И, о чудо!, тоже исправен. В этом могли усомнится лишь японские инженеры, которые писали руководство по проверке. Вообще, неприятно чувствовать, что делаешь бесполезную работу. И ради хоть какого-то морального удовлетворения хочу проверить выходные сигналы с датчиков. Хоть в мануалах этого нет, примерно представляю, что должен увидеть на осциллографе. Это датчик Холла, значит должен быть "забор". Так и есть, ровненький, красивый, заборчик. Единственно, не понятно, почему на ведущем шкиве амплитуда 5 вольт, а на ведомом 12. Воистину, неисповедимы пути сузучьи!

Далее предлагается проверить непосредственно сам шаговый электродвигатель. Как можно догадаться, там тоже всё хорошо, сопротивления обмоток по 15 Ом, как в мануале.

Далее предлагается проверить непосредственно сам шаговый электродвигатель.
Ловим сигнал на месте

Ловим сигнал на месте.
Что интересно, никаких других проверок, кроме как сопротивление обмоток, не предлагается. Никаких тестов исполнительных механизмов, ни нормальных показателей измеренных величин… И этот автомобиль - флагман Suzuki! Проверки на уровне гаража. Ещё предстоит проверка проводки от датчиков до блока управления. А тут выясняется, что этот замечательный блок находится под панелью приборов, т.е. панель нужно снять. Клиент, ясен пень, за снятие панели платить не собирается, да и до конца рабочего дня остаётся час времени. Чтоб успокоить свою совесть кое-как добрался до разъёма блока управления. Проверил всё же проводку. Конечно, всё в норме. И что предлагает официальное руководство по ремонту в этом случае? Замените цепь? Хрена-с два! "Замените блок управления вариатором и попробуйте ещё раз". Блок управления вариатором? На Kizashi? В пятницу вечером? Да вы охренели, что ли, совсем?!!

И что мне сказать клиенту? Официальный приговор звучит именно как замена мозгов и дальнейшая диагностика. А неофициально подсказали клиенту мастерскую, где люди собаку съели на ремонте вариаторов. И где точно не будут заниматься проверкой исправных датчиков и проводки. А просто заменят цепь и конуса.


Ещё пациент. Suzuki SX4.

Suzuki SX4.
Притащили на эвакуаторе. Пять тысяч пробега, а уже отказывается заводиться. На прибор в таких случаях не надеюсь. Смотрю сразу давление топлива. Потому как стоит нештатная сигнализация, а наши ДОПы - тонкое место И, как правило сигнализация отключает бензонасос. Нет, нормальненько насос накачивает, три с половиной бара достаточно, чтоб завестись. Так она берёт, и заводится!!! Чудесная машина!

Всё бы хорошо, если бы нормально она работала. Мотор трясётся весь, обороты скачут, разгазовываться не хочет. Того и гляди выскочит из под капота и поползёт в дальний угол подыхать. Надо спасать бедолагу.

Выкручиваю свечи, так это не свечи, это кусочки какашки.

Выкручиваю свечи, так это не свечи, это кусочки какашки.
Меняем свечи. Кардинальной смены ситуации не происходит. Подыхает. Ну тогда не знаю, это вам в автосервис надо… Беру прибор, что кажет? Это же сколько нам ошибок чудных!

Это же сколько нам ошибок чудных.
Не знаю, за что и хвататься. Начну с того, что удалю их все нафиг. Помогает, только сразу выскакивают ошибки по дроссельной заслонке. Она в чём провинилась?

Беру наши драгоценнейшие мануалы и проверяю дросселёк.

Беру наши драгоценнейшие мануалы и проверяю дросселёк.
В идеале и мотор и датчики положения. Так они по показаниям работают правильно. Если пальчиком заслонку пошевелить, отображают как надо. И тут обращаю внимание, что на заглушенном моторе показания расходомера скачут к в каких-то невообразимых пределах. Да и температура двигателя -40 С. Как-то не совсем нормально это. Совсем не нормально. Снимаю разъём с расходомера, температура приходит в норму. Чем дальше, тем интересней. Завожу мотор без этого мистического датчика. Опять троит и ошибка по дроссельной заслонке. Да что ж такое?

Опять троит и ошибка по дроссельной заслонке.

Фото 14
Головоломка, блин!

Фото 15
Внимательнее к мелочам, Ватсон!

Врать не буду. Причину проблемы первым увидел не я. Коллега заметил. Одно движение. Лишь одно движение и двигатель зашептал. Полтора часа плясок с бубном и пропустить такую мелочь! Старею уже.

Главное качество диагноста - внимание к мелочам. Так-то, Ватсон! Думаю, по последней фотографии несложно понять причину неисправности... Всё, хватит о Suzuki!

Иноземцев Тимофей Александрович
© Легион-Автодата

(ник на форуме - tirim)
г.Подольск (Московская обл.)
+7 (925) 451-06-83
avto-mexanic@mail.ru

наверх