Теоремы и формулы авторемонта - 2

15.05.2017

Как и обещал, продолжаем дальше рассматривать нашу формулу авторемонта - "С появлением ELM и других подобных девайсов, роль автомобильного диагноста станет крайне незначительной"

Но предварительно скажу насчёт используемого определения "формула": большинство знает это понятие из школы и всю жизнь считает, что "формулы бывают только математическими". Это не так. Если посмотреть словари, то определение звучит так: "Формулой называется краткая фраза, которая выражает какую-либо стандартную, общеизвестную мысль". Есть и другие определения. Мир многообразен, давайте не будем зашориваться.


Чтобы понимать рассматриваемый вопрос, для начала коротко расскажу о девайсе под названием ELM (Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth), о котором упомянул, вот как устройство выглядит:


Данный девайс позволяет с помощью ноутбука, планшета или смартфона организовать широкие функции диагностики, а также маршрутного компьютера. Работает без проводов, через BLUETOOTH.

Рассказывать о каком-то диагностическом приборе без конкретных примеров нельзя, однако обстоятельства сложились таким образом, что наш коллега Сергей Леонидович (один из разработчиков программы Мотордата ) оказался далеко от Москвы при морозе за минус 30 градусов.

Вот представьте: голое поле, ветер, мороз за минус тридцать, дача и автомобиль, который не заводится. Ну и, естественно, Сергей Леонидович около своего автомобиля Subaru с соответствующим выражением на лице.

Но век у нас двадцать первый, есть откуда и куда выйти в Интернет, и Сергей Леонидович написал на наш форум:
"Попытка запуска после холодов - 33 градуса. Запускал в минус 25. Аккумулятор теплый и только что с печки и заряжен полностью, крутит хорошо. Вспышки есть, но не подхватывает. После 5 попыток запуска замигала лампа круиз-контроля. Подключился MotorData OBD (есть два кода неисправности и на второй есть стоп-кадр).



P0638 Управление приводом дроссельной заслонки - диапазон/функционирование
Р2100 Электродвигатель привода дроссельной заслонки - обрыв цепи.
Проводка "деревянная". Так как при запуске двигатель "подколбашивало", то при выключенном зажигании отсоединил и подсоединил разъемы. Коды сбросил. При повторном запуске индикатор круиз -контроля перестал мигать и коды больше не появляются. При включении зажигания слышен щелкающий звук в районе дроссельной заслонки. Посмотрел по форумам - есть проблемы с износом сектора на приводе заслонки и у нескольких человек P0638 возникал при прокрутке при севшем аккумуляторе. На предыдущих кузовах перепаивали микросхему на блоке. Прикладываю коды и данные стоп-кадра. Эти коды у меня уже были примерно 80 000 км назад, но тогда было лето и помогло переподсоединение разъемов. В общем нужен ближайший хороший специалист по Субару…".
http://forum.autodata.ru/file.php?fid=20169&key=1818521891

Время было позднее, многие уже спали, но первоначальный ответ на форуме прозвучал, это были т.н. "общие советы"
1. Сделать над мотором купол из одеял
2. Вовнутрь поставить тепловентилятор
3. Греть на первый раз не менее 2 часов
4. Градусник на металл мотора
5. Попытаться запустить
Подозрение на заслонку, которая не может правильно отрабатывать при таком минусе.


Чуть позже, когда форум проснулся, прилетел ответ из Камчатки от нашего модератора EDELWEISS (Бабабеков Эдельвейс Уктамович, г.Петропавловск-Камчатский, один из лучших спецов по автомобилям Subaru):
1. Сброс акб негативно сказывается на запуске ,т е если снять ,зарядить и поставить АКБ, то запуск будет долгим: сброшены коррекции и адаптации
2. Уже, наверное, всё подзалито бензом, возможно, надо бы свечки сменить.
3. У таких Субару недозаряжается АКБ без нагрузок, поэтому раз в год - на зарядку и/или после запуска включать потребители обязательно. По кодам: максимальное открытие заслонки в прогретом состоянии, без потребителей - 3 градуса по сканеру, если больше 5 - огромные проблемы с запуском и ХХ, особенно после снятия АКБ. То есть, дроссель проверять и протирать тоооонким слоем спирта однозначно.
4. 4-е и последнее: при таком минусе возможно обмерзание дросселя и задроссельного пространства, там всегда эмульсия от системы вентилляции и входящей влаги.
5. Да и вообще – 33 это серьезно, без Вебасто

Сергей Леонидович последовал советам: укутал авто, поставил АКБ заряжаться на ночь. И обратите внимание КАК укутал: в такой ситуации мотор греть надо именно таким образом - создавать т.н. "купол" над мотором, чтобы рассеивание тепла было минимальным:


А после прогрева …
"Всем спасибо, завелся! На место аккумулятора поставил нагреватель 2 кВт и накрыл капот пароизоляционной пленкой и вспененным полиуретаном с фольгой. Нижнюю часть и зону щеток дополнительно закидал снегом. Грел около 4 часов, запустился со второй попытки, первая сорвалась, но было уже совсем близко. Благо свечи не успел залить, так как откручивать 2 крепления опор двигателя и поддомкрачивать сначала левую часть для доступа к левым свечам, а затем поддомкрачивать правую часть не пришлось. Была внутренняя уверенность, что не успел еще залить свечи. Готовлю "походное" решение, чтобы можно было быстро собрать конструкцию для прогрева без снятия аккумулятора. Зима еще длинная. Насколько я понял, то ошибки по приводу дроссельной заслонки характерны для таких экстремальных запусков".


Теперь попытаемся проанализировать этот случай в разрезе нашей "формулы авторемонта" (напомню её - "С появлением ELM и других подобных девайсов, роль автомобильного диагноста станет крайне незначительной")

Нельзя утверждать, что только наличие у Сергея Леонидовича диагностического адаптера ELM327 Bluetooth помогло ему запустить двигатель при температуре за минус тридцать. Но так же нельзя утверждать, что этот адаптер совсем не помог.
Подсоеденившись через связку смартфон-адаптер, Сергей смог провести личную экпресс-диагностику и определил, что есть такие коды неисправностей:
P0638 Управление приводом дроссельной заслонки - диапазон/функционирование
Р2100 Электродвигатель привода дроссельной заслонки - обрыв цепи.

А в сочетании с подсказкой спеца по Subaru из Петропавловска-Камчатского:
"… при таком минусе возможно обмерзание дросселя и задроссельного пространства, там всегда эмульсия от системы вентиляции и входящей влаги...", имело смысл не искать эвакуатор и тратить более 10-15 тысяч рублей на доставку авто до ближайшего тёплого автосервиса, а попытаться разобраться с ситуацией самостоятельно, предварительно последовав ещё одному совету из форума:
1. Сделать над мотором купол из одеял
2. Вовнутрь поставить тепловентилятор
3. Греть на первый раз не менее 2 часов
4. Градусник на металл мотора
5. Попытаться запустить

Какой предварительный вывод можно сделать - наличие ELM + уверенная подсказка из форума позволили Сергею Леонидовичу сэкономить более 10.000-15.000 рублей на эвакуатор и сохранить душевное здоровье. Однако, в данной истории всё-таки присутствует совет со стороны от автомобильного диагноста из Петропавловска-Камчатского.

Отсюда можно сделать вывод, что рассматриваемая нами формула лишь отображает только-лишь совокупность личных человеческих мнений, которые совершенно нельзя распространять на всё понятие "автомобильная диагностика".

Есть и другой вопрос: "Нужен ли адаптер ELM автовладельцу?". На мой взгляд ответ будет таким: "Можно посоветовать иметь его". И почему - автомобильный диагностический девайс ELM стоит недорого, чуть больше тысячи рублей, однако его наличие может позволить автовладельцу быть более уверенным: он может считать, посмотреть код неисправности и …

Три предыдущие точки в тексте - это я не запнулся, это я хотел сказать, что после этого идёт многообразие способов применения полученных результатов при помощи диагностическеого адаптера ELM327, например:
- при получении простейших кодов неисправностей типа P0300 (система зажигания), автовладелец может попробовать сэкономить от 2.000 рублей и более, если самостоятельно заменит свечи зажигания, при условии, что этот код неисправности не является началом какой-то другой обширной неисправности.

Последнее не так часто встречается в жизни, но часто появляется в тех автосервисах, где работают автомобильные мошенники, которые любую неисправность могут превратить в глобальную неисправность, тем самым выкачивая деньги из клиента.

Но в любом случае должна присутствовать связка между автовладельцем с ELM в руках и автомобильным диагностом, при условии, что автовладелец средней технической грамотности, сможет подключить ELM к автомобилю и произвести считывание кодов неисправностей и других параметров.

Кроме того, посоветовал бы автовладельцам, которые собираются в путешествие на своём авто, приобрести ELM и при помощи знакомого автомобильного диагноста научиться пользоваться этим девайсом. Но самое главное – договориться с этим же автодиагностом о том, что "в случае чего" он сможет вас проконсультировать.

Надо помнить, что любой заезжий (иногородний) автовладелец будет лакомым кусочком для некоторых автосервисов, куда вы обратитесь в случае возникновения неисправности на вашем автомобиле. Впрочем, тема насчёт "честных и нечестных автосервисов" уже другая, мы её уже поднимали на нашем интернет-портале компании Легион-Автодата autodata.ru/article/ и будем продолжать.

Закончу на положительной ноте: надеюсь, что герой моего рассказа Сергей Леонидович Курленя выскажется на эту тему и расскажет, на каком этапе сейчас находится разработка и сопряжение программы Мотордата с ELM и другими подобными устройствами.


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата

наверх