Toyota Estima Hybrid 10. Причины выхода из строя "зеленого" модуля

Причины выхода из строя зеленого модуля на Эстиме в 10 кузове

15.06.2015

Наступили жаркие летние денечки и началось… "Зеленые" силовые модули на Эстимах в 10 кузове стали дохнуть как мухи.

Давайте рассмотрим этот вопрос и попытаемся понять, почему это происходит?

Для начала четко уясним для себя, что "зеленый модуль" у нас в машине отвечает за навесной мотор-генератор.
А навесной мотор-генератор отвечает за второй и последующие запуски ДВС (первый запуск ДВС происходит от тягового мотор-генератора).
Поэтому этот модуль является самым нагруженным из всех, так как работать ему приходится больше всех.

Итак, основные причины выхода этого модуля из строя:

1. Отсутствие или засохшая термопаста под самим модулем. За счет этой термопасты модуль отдает тепло на корпус инвертора, по которому проходит охлаждающая жидкость. Соответственно, когда термопаста плохая, или ее нет вообще (а такое не редкость), то силовые транзисторы сгорают.

2. Замыкание обмоток в навесном мотор-генераторе на корпус. Это тоже очень распространенная неисправность. И многие "мастера", не прозвонив обмотки навесного мотор-генератора, тупо меняют сгоревший "зеленый" модуль или инвертор в сборе. Что в этом случае имеет хозяин? А он через день-два или неделю получит еще один сгоревший модуль. Поэтому ЗАПОМНИТЕ: перед заменой модуля обязательно прозванивайте обмотки хорошим мегаОмметром на корпус. Иначе инвертора будете менять до бесконечности.

3. Очень частой причиной выхода из строя силовых модулей инвертора является забитый в хлам радиатор. Посмотрите на это фото.


Это радиатор клиента с очередным сгоревшим модулем. Как вы думаете, может такой радиатор что то охлаждать?!

4. Следующая причина сгорания модулей - вышедшая из строя помпа охлаждения инвертора. На Эстиме, как и на Приусе, гибридная установка (инвертер и коробка) охлаждаются от антифриза, который гоняется через систему электрической помпой. Причем конструкция этой помпы полностью аналогична помпе от 11 Приуса, т.е. очень не надежна! Возьмите себе за правило в жаркую погоду раз в неделю проверять исправность помпы!

5. Пятая причина - это человеческий фактор. Что входит в это понятие? Это и плохой антифриз, который перемерзает зимой и длительное буксование в грязи, и длительная езда на большой скорости со вложенной перед радиатором картонкой и… перечислять можно бесконечно.

Но я вам сегодня "на закуску" расскажу об одном "человеческом факторе", который бывает очень редко, но все же бывает.

Начало истории банально: владелец с семьей собрался на юг на своей ласточке, и перед дальней дорогой решил ей устроить хорошее ТО. Загнал в ближайший сервис, где ему заменили масло в ДВС и коробке, поменяли масляный, воздушный и салонный фильтра. И на десерт- антифриз в ДВС и гибридке.

На следующий день семейство выдвинулось в дальнюю дорогу, но отъехать от Екатеринбурга смогли только до Первоуральска. Эстима заглохла и запускаться отказалась. Найденный в Первоуральске специалист со сканером считал ошибку Р3125 (неисправность инвертора). Даже без подкода понятно, что сгорел силовой модуль.

Дальнейшее тоже банально: на подвернувшемся пустом транзитном автовозе машина оказалась в нашем "Гибрид-сервисе".

Перед заменой сгоревшего модуля, мы, как обычно, ищем причину выхода его из строя. Проверяем помпу - работает, проверяем радиатор на забитость - чист, прозваниваем навесной мотор-генератор - пробоя на корпус нет, снимаем модуль - термопаста под ним хорошая и наложена ровным слоем…

Но ведь чудес не бывает- причина выхода из строя должна быть!

Открываем радиатор гибридки и ЭВРИКА! Вот оно! АНТИФРИЗА В РАДИАТОРЕ И ГИБРИДНОЙ СИСТЕМЕ НЕТ ВООБЩЕ! (когда открутили сливную пробку, то антифриза из гибридки слилось меньше стакана…)

Думаю, что причину вы уже поняли - криворукие "мастера" не залили антифриз в контур гибридки, залив его лишь в систему охлаждения ДВС.

Для наглядности вот вам фото снятого радиатора Эстимы:


Как вы видите крышек на нем две, а расширительный бачок всего один. Поэтому многие владельцы и сервисмены, при замене антифриза, сливают его с обоих контуров, а заливают только в один - ДВС. Далее, при проверке: когда из печки в салоне начинает идти горячий воздух, такие мастера считают, что свое дело они сделали - антифриз залили. Доливают его до метки "мах" и в расширительный бачок. Но совершенно не думают про гибридную систему!

Запомните: левая (на фото) крышка радиатора - это заливное отверстие гибридного контура. И заливать туда антифриз надо, пока он полностью не заполнится! Делать это надо при включенном зажигании, чтобы помпа гибридки выгнала из системы воздух.

Как видим, не всегда "профессионалам" можно доверить даже такую простую операцию, как замена антифриза. Вы, как "продвинутый" владелец гибрида, должны проконтролировать эту операцию, если выполняете ее не в специализированном сервисе.

И в продолжение темы: за пятницу-субботу заменили два сгоревших модуля на Эстимах в 10 кузове. Причем один модуль сгорел "зеленый", а один белый. Вот "условия" при которых сгорели модуля:

- Александр из г. Березовский. Сгорел "зеленый" модуль. Условия: 8 утра, не жарко, ехал на работу в Екатеринбург из Березовского. На Блюхера в пробке машина просто "заглохла и отказалась заводиться". Т.е., со слов хозяина 100% не было вообще ни какой "нагрузки" на модуль. (Хотя мы-то с вами понимаем, что нагрузка была, так как в пробке навесной МГ заводит ДВС. НО она не была сколько-нибудь ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ! Т.е. обычный запуск ДВС от навесного мотор-генератора).
- Вячеслав из Екатеринбурга. Сгорел "белый" модуль. Условия: 20 часов вечера, температура 16-18 градусов. Заехал во двор - все места парковочные заняты. Свободное только за невысоким препятствием - средней высоты дорожным бордюром. Стал форсировать это препятствие (причем наискосок). Передними колесами бордюр переехал, а вот когда на бордюр заехало одно из задних колес, то произошло "вывешивание" машины. Т.е. второе заднее колесо оторвалось от земли и "провернулось с небольшим ударом в воздухе". Сразу после этого на панели загорелся значок неисправности. Был ли в этом случае скачек напряжения? По "замороженным данным" мы видим, что никакого скачка напряжения не было. Сработала система анти-букса и система стабилизации. MGR получил возможность "свободно" крутануться (по FRIZ - 140 оборотов). Вполне могу допустить, что с повышением (причем довольно резким) оборотов напряжение выросло, а блок управления это не зафиксировал (не успел). Но факт налицо: от такой "ерунды", как пробуксовка заднего электромотора, вышел из строя силовой модуль.
Ну и как всегда: "Всем удачных поездок!".


Гордеев Сергей Николаевич
(ник на форуме - FERMER)
Свердловская обл., Белоярский р-н
с.Кочневское, ул.Садовая, д.33.
+7 (902) 444-23-35
http://hybridservis.ru