Toyota Prius 20. Шкив коленвала

Типовые неисправности. Шкив коленвала

30.11.2015

Сегодня мы рассмотрим не типовую неисправность, а неисправность достаточно редкую - произвольное откручивание шкива ДВС.

Давайте по порядку, как это было.

Владелец ехал на своей машинке и услышал под капотом характерный щелчок. Через некоторое время на табло загорелась неисправность - перегрев ДВС.

Хозяин остановил на обочине машину и открыл капот. Антифриз кипел. Ремня привода помпы ДВС (ремень привода навесных агрегатов) не было. Характерный хлопок под капотом - это и есть тот момент, когда у вас порвался ремень. Он практически всегда несильно ударяет по капоту и мы в салоне слышим звук, напоминающий негромкий хлопок. После этого продолжать движение нельзя! Необходимо остановиться и заменить ремень.

Дело было недалеко от одного из сервисов г. Н.Тагила. Поэтому, когда ДВС остыл и хозяин долил воды вместо вылившегося кипящего антифриза, он доехал до сервиса, где ему и установили новый ремень.

После установки нового ремня он продолжил движение. Но радость от отремонтированной машины была не долгой: через 18-20 км снова загорелся значок перегрева ДВС. Владелец открыл капот и увидел, что новый ремень слетел и лежит в подкапотном пространстве. Взяв ремень, он вернулся в сервис, где ему снова установили ремень. Но на этот раз он не отъехал от сервиса и 1 км, как ремень снова слетел.

"Мастера", устанавливая ремень в третий раз, вдруг увидели открутившийся почти наполовину болт крепления шкива коленвала.

Эврика! Вот она причина, почему слетал ремень! Закрутив "намертво" болт и одев ремень в четвертый раз, они сказали, что теперь "все будет нормально". "Нормально" хватило на 2 км. Ремень снова слетел, а болт закрученный метровым усилителем открутился.

Но таких "мастеров" так просто не возьмешь! Они слышали про анаэробный герметик!

Тут мы немного отвлечемся от темы, так как многие из вас не знают, что это такое.
Анаэрообный герметик ( клей) – особый класс акриловых адгезивов, которые представляют собой жидкие композиции различной вязкости, способные длительное время (больше года) храниться в тонкостенной кислородопроницаемой полиэтиленовой таре без изменений своих свойств и отверждаться при температуре 15-25°С в узких металлических зазорах (в порах, резьбовых, фланцевых и цилиндрических соединениях) с образованием прочного полимерного слоя. Почему анаэробный?

Термин "анаэробный" заимствован из микробиологии по названию микробов, жизнедеятельность которых протекает в анаэробных условиях, т.е. в отсутствии кислорода. При попадании анаэробного состава в узкий металлический зазор происходят процессы, при которых кислород взаимодействует с некоторыми его компонентами, расходуясь при этом и создавая бескислородную атмосферу и необходимые условия для его быстрого отверждения.

Казалось бы все просто: посадят болт (приклеят) на анаэробный герметик и он никуда не денется. Сказано - сделано: болт посажен на герметик и клиент отправлен в пятый раз "по своим делам". Но клиент, уже наученный горьким опытом, далеко от сервиса уезжать не стал, а сделал несколько кругов вокруг сервиса. И ремень слетел снова, а болт опять выкрутился.

Все! После этого "мастера" сдались и машина оказалась у нас в сервисе (как она до нас добиралась "короткими перебежками" это отдельный разговор. Думаю, что в это время "мастерам" икалось...

Но машина все же до нашего "Гибрид-сервиса" добралась.

Снимаем шкив коленвала и сразу видим три неисправных элемента:

1. Болт крепления шкива. Что в нем может быть неисправно? Присмотритесь внимательно к его плоскости, которая должна плотно прилегать к шкиву. Она не плоская, а овальная, яйцеобразная. Открутившийся шкив долбил по этой плоскости. И держать такой болт шкив не будет!


2. Сам шкив. Посмотрите внимательно на эти две фотографии. На одной шкив снятый с этой машины, на другой наш исправный шкив. Разницу увидели? Если не увидели, то подскажу: на исправном шкиве отверстие под шпонку абсолютно круглое, а на неисправном - разбитое и представляет собой овал. Это тоже одна из причин самопроизвольного откручивания шкива. Шкив не должен "гулять" относительно коленвала! Если же будет такой зазор, как на фото, то при каждой заводке двигателя, будет как бы небольшой удар по шкиву ремнем в сторону откручивания и шкив провернется на пару мм вместе с болтом, откручивая последний!

Разбитый шкив:


Исправный шкив:


3. Ну и сама шпонка. На фото вы видите, сколько ей пришлось пережить.

На замену этих трех неисправных деталей ушло около 10 минут времени. После этого болт шкива был затянут требуемым моментом (без всякой метровой трубы и герметиков) с помощью динамометрического ключа.


Все, ремонт закончен!

Но осталось еще два вопроса на которые мы не получили ответа в этой статье:
1. Почему порвался ремень в первый раз?
2. Почему открутился болт шкива коленвала после замены порвавшегося ремня?

У меня предложение устроить небольшую викторину - кто правильно ответит на эти два вопроса, получит приз...

***

Маленький конкурс закончен. Участников было немного - 8 человек, но это только начало.

На первый вопрос правильно ответили почти все. Но самый развернутый ответ был у KAMAV. Привожу его дословно:
"Добрый день, Сергей Николаевич! Обе ниже перечисленные причины свойственны любым двигателям. Но у гибридов думаю они происходят очень быстро из-за больших пусковых оборотов двигателя и количества пусков/остановок двс. Обрыв ремня - слабое натяжение ремня (большие пусковые обороты быстро выводят ремень из строя. Ремень обрывается)"

Абсолютно правильно. Тут не надо искать "засаду", причина в банальном износе ремня. Теперь подумайте, когда вы на своем автомобиле проверяли этот ремень на предмет износа.

Второй вопрос оказался сложнее. Тут были гипотезы - начиная плохо прикрученным (затянутым) болтом при предыдущем ремонте ДВС и заканчивая совсем уж фантастическими, о том, что шкив и болт были выполнены не из требуемого материала или не той закалки. Но мы с вами исходим из того, что это настоящий японский ДВС заводской сборки и в этот ДВС "шаловливые ручки" российский "мастеров" еще не лазили! Поэтому все представленные версии можно сразу смело отмести.

На самом деле причина банальна - ремень при установке был ПЕРЕТЯНУТ! Причем перетянут очень сильно. А как мы заметили в первом вопросе - пусковые обороты ДВС на приусе очень высокие: ДВС в течении 0,8 секунды раскручивается до 1000 оборотов! В это время перетянутый ремень и "работает" на откручивание болта шкива коленвала. Вот вам и правильный ответ. Теперь опять задумайтесь над тем, когда вы проверяли на своем автомобиле правильную натяжку ремня привода навесных агрегатов.


Гордеев Сергей Николаевич
(ник на форуме - FERMER)
Свердловская обл., Белоярский р-н
с.Кочневское, ул.Садовая, д.33.
+7 (902) 444-23-35
http://hybridservis.ru