TPS: старые "болезни"

06.04.2005

Сейчас уже никого не удивить сложным устройством системы впрыска топлива и его управлением.

Удивить можно только неисправностями, характер которых полностью непредсказуем и  имеет самые разные обличия.

Особенно если это двигатель с электронной системой управления дроссельной заслонкой (ETCS), которая, в частности, устанавливается на автомобиле Land Cruiser 100  с двигателем 2UZ-FE.

Для Клиента любая неисправность начинается с ощущений: «Машина стала плохо «тянуть» и загорелась лампочка на панели».

Для Диагноста любая неисправность начинается с понимания и осознания причины вот этого «загорания лампочки на панели».

Если есть сканер – хорошо.

Но предварительно  - естественно, лучше всего и обязательнее всего надо поговорить с Клиентом, подробно и детально, что бы самому попытаться понять с чего все могло начаться (об этом говорилось, говорится и будет еще говориться…».…

Во время движения автомобиля на панели приборов загорался CHECK. Машина начинала плохо «тянуть» и только при почти полном нажатии на «газ» можно было «ускориться» и кое-как доехать до места.

Однако, если зажигание выключить и потом снова включить, то лампочка CHECK не загоралась до определенного момента.

Вопрос: а что это за «определенный момент»?

От чего он зависит и что на него влияет?

Эта неисправность была просто «изумительной» по своей непонятности.

Радовало только одно: во всем прослеживался определенный алгоритм, а если уж он есть или есть хотя бы намеки на него, то работается «легчее», потому что можно выстраивать какие-то схемы в голове и от чего-то отталкиваться.

Определенный наработанный опыт может подсказывать, что причина, скорее всего, «гуляет около» управления  дроссельной заслонкой.

Что и подтвердил сканер: « P1128».

Сканер может и далее «говорить» об ошибке и расшифровывать ее, например, как «работа вне параметров».

«Мануалы» могут «оспаривать» это и утверждать "немного" другое...

Вот что, например,  удалось найти по описанию данного кода неисправности:

-  В одном написано: «Heated O2 Sensors» (непонятно -  к чему этот сенсор?" 

 Во втором  -  «Throttle Control Motor Lock Malfunction - R\L»( здесь тоже все хорошо, вот  только  вопрос: " А здесь к чему  R\L - ?").

Опять мы приходим к тому, что ко всем "высказываниям" сканера или "мануалам" надо относится - "творчески".
Как говорится: "Доверяй, но - проверяй".
Обязательно!

 

При решении этого ремонтного вопроса можно было поступить просто, как, например, делается в некоторых автосервисах: заказать новый корпус дроссельной заслонки. Тем более, что в ремонтных «мануалах» на это прямо и указывается: «заменить».

Если делать «на заказ», то это будет стоить $180 и в течении 8 дней, а если срочно и «завтра», то надо сразу выложить $350.

Такие вот  цены сложились на этом рынке…

Но если поступать по-другому и пытаться разобраться…

…вы конечно же обращали внимание, что ступеньки на лестнице в метро «стаптываются» только в определенных местах – там, где всегда много народа проходит.

Где народ топчется.

На одном месте.

По аналогии с этим можно посмотреть и на ETCSна электронную дроссельную заслонку, в которой, несмотря на всю ее «электронность», остались «старые» и «узкие» места.

Это так называемая «резистивная дорожка», по которой «ходит» ползунок ( фото 1 - внешний вид рассматриваемого нами "девайса").

 

     lad_tps.jpg

 

                  фото 1

 

На приведенном ниже рисунке и показана эта самая "дорожка", только мысленно вытянутая в одну линию для удобства понимания: 

 

                lad_tps_1.jpg

 

Нарисовано красиво, осталось только пояснить эту "красивость" :

 

 - 3 - серая полоса, где написано 1.5 вольта: это и есть  то место, которое обычно "натоптанно ползунком". В этом месте происходит такое явление, которое можно назвать "вытертое место резистивной дорожки". Причина : когда педаль газа отпущена, то есть, двигатель работает на холостом ходу, "ползунок" находится на этом месте (в пределах этих границ на рисунке) в "постоянно-вздрагивающем" состоянии.

Зная, что практически из любого положения выход - есть, можно попытаться  "выбраться из CHECK" при помощирегулировки начального положения дроссельной заслонки.
Однако, если "перестараться", то CHECK на панели приборов загорится снова.
И что бы этого не произошло, надо экспериментировать, искать то самое "золотое" место в регулировках, при которых блок управления "отнесется снисходительно" к вашим регулировкам:

 - 1 - при попытке регулировки TPS и пересечении этой границы, блок управления зафиксирует неисправность, что будет выражаться в загорании транспоранта CHECK на панели приборов

 - 2 -  зона "золотой" регулировки, при которой не будет гореть CHECK на панели приборов и двигатель будет работать нормально.

 

К сожалению, все вышеописанное если и можно назвать "лечением", то относительно...

 И обязательно к этому надо добавить, что такое "лечение только продлевает агонию".

Трудно сказать, сколько после таких регулировок  двигатель еще "проходит", но "как вариант" - все рассказанное принять можно.

 

Например, если вы находитесь на большом перегоне в "районе" Байкальского озера и вокруг на сотни километров - тайга, свежий воздух и больше ничего.
Вот тут описанный вариант подойти может.
А так - менять и только менять.

Для своего хорошего настроения от хорошей поездки.
И для нормальной работы двигателя.

Примечание1 - при написании статьи использованы материалы Издательства "Легион-Автодата" из недавно выпущенной книги "Land Cruiser 100".
Примечание2 - описываемая неисправность диагностировалась и ремонтировалась в LAD 
( Исполнитель работ - Рязанов Федор, тел. 8 916 947 17 99)

   Владимир Петрович

наверх