TPS: старые "болезни"
06.04.2005
Сейчас уже никого не удивить сложным устройством системы впрыска топлива и его управлением.
Удивить можно только неисправностями, характер которых полностью непредсказуем и имеет самые разные обличия.
Особенно если это двигатель с электронной системой управления дроссельной заслонкой (ETCS), которая, в частности, устанавливается на автомобиле Land Cruiser 100 с двигателем 2UZ-FE.
Для Клиента любая неисправность начинается с ощущений: «Машина стала плохо «тянуть» и загорелась лампочка на панели».
Для Диагноста любая неисправность начинается с понимания и осознания причины вот этого «загорания лампочки на панели».
Если есть сканер – хорошо.
Но предварительно - естественно, лучше всего и обязательнее всего надо поговорить с Клиентом, подробно и детально, что бы самому попытаться понять с чего все могло начаться (об этом говорилось, говорится и будет еще говориться…».…
Во время движения автомобиля на панели приборов загорался CHECK. Машина начинала плохо «тянуть» и только при почти полном нажатии на «газ» можно было «ускориться» и кое-как доехать до места.
Однако, если зажигание выключить и потом снова включить, то лампочка CHECK не загоралась до определенного момента.
Вопрос: а что это за «определенный момент»?
От чего он зависит и что на него влияет?
Эта неисправность была просто «изумительной» по своей непонятности.
Радовало только одно: во всем прослеживался определенный алгоритм, а если уж он есть или есть хотя бы намеки на него, то работается «легчее», потому что можно выстраивать какие-то схемы в голове и от чего-то отталкиваться.
Определенный наработанный опыт может подсказывать, что причина, скорее всего, «гуляет около» управления дроссельной заслонкой.
Что и подтвердил сканер: « P1128».
Сканер может и далее «говорить» об ошибке и расшифровывать ее, например, как «работа вне параметров».
«Мануалы» могут «оспаривать» это и утверждать "немного" другое...
Вот что, например, удалось найти по описанию данного кода неисправности: - В одном написано: «Heated O2 Sensors» (непонятно - к чему этот сенсор?" Во втором - «Throttle Control Motor Lock Malfunction - R\L»( здесь тоже все хорошо, вот только вопрос: " А здесь к чему R\L - ?").
Опять мы приходим к тому, что ко всем "высказываниям" сканера или "мануалам" надо относится - "творчески". |
При решении этого ремонтного вопроса можно было поступить просто, как, например, делается в некоторых автосервисах: заказать новый корпус дроссельной заслонки. Тем более, что в ремонтных «мануалах» на это прямо и указывается: «заменить».
Если делать «на заказ», то это будет стоить $180 и в течении 8 дней, а если срочно и «завтра», то надо сразу выложить $350.
Такие вот цены сложились на этом рынке…
Но если поступать по-другому и пытаться разобраться…
…вы конечно же обращали внимание, что ступеньки на лестнице в метро «стаптываются» только в определенных местах – там, где всегда много народа проходит.
Где народ топчется.
На одном месте.
По аналогии с этим можно посмотреть и на ETCS, на электронную дроссельную заслонку, в которой, несмотря на всю ее «электронность», остались «старые» и «узкие» места.
Это так называемая «резистивная дорожка», по которой «ходит» ползунок ( фото 1 - внешний вид рассматриваемого нами "девайса").
фото 1
На приведенном ниже рисунке и показана эта самая "дорожка", только мысленно вытянутая в одну линию для удобства понимания:
Нарисовано красиво, осталось только пояснить эту "красивость" :
- 3 - серая полоса, где написано 1.5 вольта: это и есть то место, которое обычно "натоптанно ползунком". В этом месте происходит такое явление, которое можно назвать "вытертое место резистивной дорожки". Причина : когда педаль газа отпущена, то есть, двигатель работает на холостом ходу, "ползунок" находится на этом месте (в пределах этих границ на рисунке) в "постоянно-вздрагивающем" состоянии.
Зная, что практически из любого положения выход - есть, можно попытаться "выбраться из CHECK" при помощирегулировки начального положения дроссельной заслонки.
Однако, если "перестараться", то CHECK на панели приборов загорится снова.
И что бы этого не произошло, надо экспериментировать, искать то самое "золотое" место в регулировках, при которых блок управления "отнесется снисходительно" к вашим регулировкам:
- 1 - при попытке регулировки TPS и пересечении этой границы, блок управления зафиксирует неисправность, что будет выражаться в загорании транспоранта CHECK на панели приборов
- 2 - зона "золотой" регулировки, при которой не будет гореть CHECK на панели приборов и двигатель будет работать нормально.
К сожалению, все вышеописанное если и можно назвать "лечением", то относительно...
И обязательно к этому надо добавить, что такое "лечение только продлевает агонию".
Трудно сказать, сколько после таких регулировок двигатель еще "проходит", но "как вариант" - все рассказанное принять можно. |
Например, если вы находитесь на большом перегоне в "районе" Байкальского озера и вокруг на сотни километров - тайга, свежий воздух и больше ничего.
Вот тут описанный вариант подойти может.
А так - менять и только менять.
Для своего хорошего настроения от хорошей поездки.
И для нормальной работы двигателя.
Примечание1 - при написании статьи использованы материалы Издательства "Легион-Автодата" из недавно выпущенной книги "Land Cruiser 100".
Примечание2 - описываемая неисправность диагностировалась и ремонтировалась в LAD
( Исполнитель работ - Рязанов Федор, тел. 8 916 947 17 99)
Владимир Петрович