Volkswagen Touareg (2005). Забился катализатор - погасли фары

30.09.2014

Это действительно так: «Причиной того, что передняя правая фара перестала работать – забитый катализатор». И это не юмор, это реальность. Не буду повторяться и говорить, что «… многие неисправности влияют друг на друга … одна неисправность может маскировать другую или маскироваться другой …» - вы же знаете это, не правда ли? Кто ремонтирует автомобили, тот знает, что «простых ремонтов не бывает». И если ремонт простой – то это не ремонт, а обыкновенное устранение текущей неисправности. А теперь подробнее.

Автомобиль Volkswagen Touareg выпуска 2005 года. Дизель, 2.5 литра. Появился у меня с двумя жалобами:
1. Не работает передний правый габарит (владелец поменял лампочки, ничего не изменилось).
2. На холостом ходу автомобиль работает неустойчиво, мотор дёргается, «колбасит» и тому подобное.

Начнем с проблем по освещению. Владелец поменял лампочку, думал, там все просто, но причина не ушла, лампочка всё так же не горела. Удивился, начал думать причину, передумал всё – ничего в голову не приходило. Нигде на сервисе не был, никто внутрь машины и под капот не забирался, фара просто «перестала гореть и всё».

Мне становится интересно. Подключаю компьютер. Смотрю. Да, ошибка есть: «замыкание на «плюс». Если помните, не так давно рассказывал о неисправности, где главным действующим лицом была обыкновенная лампочка: «В какой-то момент эта лампочка решила «умереть не до конца». Два уса, которые идут на габариты, обгорели очень своеобразно: спираль подлетела в вакууме лампочки и каким-то образом приземлилась и припаялась на оставшиеся «рога» от держателя спирали. Тем самым, через окисел, который произошел в момент сварки, происходило замыкание с ножкой держателя спирали на габариты, и контакт – неправильный контакт, от которого пошли все беды, происходил внутри лапочки!»,- autodata.ru/article/praktika_remonta/ssangyong_zaputano_interesno/

Смотрю лампочку. Целая. Отложил, потом посмотрел снова – целая. Проверил – исправная. Так, здесь убедился. Идем далее. Смотрю компоновку электропроводки. Если помните, то на этом автомобиле жгут состоит из нескольких составных частей:


Жгут идет до так называемых «салазок», и продолжается после них. Смотрю питание «до», питание «после» и становится понятным что искать: если «до» питание есть, а «после» питания нет, то причину надо искать в самом жгуте.

Демонтирую, расплетаю жгут. На стол высыпаются какие-то короткие кусочки, они падают на стол со стуком. Беру их в руки, рассматриваю:


На что похоже? На память приходит прочитанное в статье Михаила Кудрявцева:  "провода были словно кем-то покусаны…Присмотрелись…один из оголённых проводов был буквально в нескольких миллиметрах от корпуса. При резком нажатии на газ происходило смещение мотора и коробки, зазор становился ещё меньше…отсюда и происходили перебои в работе мотора.  Что за причина такая?  
Второй внимательный взгляд. После него пришло понимание:  "Провода покусаны крысами". Свечи зажигания были тоже не в лучшем состоянии.  Пришлось заменить и ВВ-провода, и свечи зажигания.  У клиента больше не возникало проблем по данной неисправности."  

Были даны рекомендации владельцу автомобиля: «Постарайтесь ставить машину подальше от помойки»…»,- autodata.ru/article/praktika_remonta/volkswagen_bora_podtraivaet_pri_peregazovke/
Ну что, похоже на крысиную работу? Машина стояла около помойки? А крысы как люди, любят погреться! Или тут что-то другое? Смотрю внимательнее:


Нет, на крысиную работу не похоже – версия отпадает, такое впечатление, что провода были разрезаны чем-то острым, но не до конца. Стоп, а не похоже ли это на …

Смотрю электропроводку в других местах под капотом. Внимательно рассматриваю провода. Нет, тут всё нормально, провода в хорошем рабочем состоянии, не покусаны, не порезаны… и что тогда?

Метод исключения. Это сейчас говорю такие умные слова, а тогда просто изучил оплётку жгута – если было какое-то физическое воздействие, то и жгут тоже должен быть нарушен. Но нет. Жгут не поврежден. И что тогда остается? Куда думать? … пока думаю, пальцы машинально разминают жгут. Он жёсткий. Почти как твердая пластмасса. Почти не гнется – хотя так быть не должно. Взгляд машинально падает на расположенную в этом месте турбину. Интересный цвет у неё - фиолетово-чёрный цвет. Синеватый отлив. А ржавчина, которой она покрыта, имеет серый пепельный цвет – вам не встречалось подобное? Кручу в памяти картинки предыдущих ремонтов … трогаю пальцем пепельную ржавчину, она сыпется вниз … а не похоже ли это на банальный перегрев?

Хорошо, предположим перегрев. Каким боком он здесь? И почему турбина могла перегреваться? Ведь когда машина работала час назад, все было нормально, смотрел, никакого перегрева. Так, идем ниже – смотрю катализатор. Вижу на нем следы сварки. Спрашиваю у клиента: «- Катализатор удаляли?». Клиент не помнит. Тогда сам предполагаю: «Катализатор когда-то был сильно забит, в выхлопной системе возникало сильное противодавление, что приводило к перегреву турбины. Она нагревалась и перегревалась очень сильно, и так как она расположена совсем рядом с этим жгутом проводов, то термическое воздействие привело к такому повреждению изоляции и возникновению дальнейшей неисправности.

Как вам такой вариант? Перепроверился, разложил по косточкам еще раз свою логику – а что, правильное объяснение! Подходит и все объясняет.

Вот таким образом забитый катализатор повлиял на работоспособность освещения автомобиля.

Так. С этой неисправностью все понятно, переходим ко второй. Компьютер показал распространенный дефект по системе EGR. Вот наглядно поле боя с этой неисправностью:


На фото виден вакуумный привод клапана системы EGR. Чтобы еще раз подробно не рассказывать об этой системе, приведу только ссылки, кому интересно – читайте:
Система рециркуляции отработавших газов (EGR system) - autodata.ru/article/praktika_remonta/Sistema-EGR/
Система EGR – 1 - autodata.ru/article/all/sistema_egr_1/
Система EGR - 2 – 2 autodata.ru/article/all/sistema_egr_2/
Полное удаление системы EGR - autodata.ru/article/all/audi_a6_2007_3_0_tdi_polnoe_udalenie_sistemy_egr/
Система EGR: "глушить" - не "глушить"?» ,- autodata.ru/article/all/sistema_egr_glushit_ne_glushit_/
Чип-тюнинг. Opel Astra Z13DTH - http://autodata.ru/article/all/chip_tyuning_opel_astra_z13dth/
Ремонт системы EGR - autodata.ru/article/all/remont_sistemy_egr/

Кстати, могу посоветовать: кто еще нарабатывает опыт в области автомобильной диагностики, много интересного можно найти при помощи поиска по статьям на портале компании Легион-Автодата: autodata.ru/article/
Открываете страницу, пишите вопрос в строке «поиск», потом «найти» и система выдает то, что вы просили. Система работает как обычная поисковая система в интернете и распознает так называемый «язык запросов». Например, если вы напишите в строке поиска одно слово «EGR», то система выдаст вам все материалы с этой аббревиатурой. А если используете логическое «или» и напишите: «egr или егр», то поисковая система на портале Легион-Автодата выдаст вам все статьи с этими аббревиатурами. Попробуйте, это не только удобно, но и правильно, позволит вам сэкономить уйму времени. И прочитай еще общеизвестное: "Особенности языка запросов в различных поисковых системах",- http://www.miralab.ru/wiki/yazyk-zaprosov-poiskovyx-sistem.html

Так, с этим всё, возвращаемся к нашей второй неисправности. На очереди проверок стоит вакуумный привод системы EGR. Что показала диагностика: не соответствует заданный параметр расхода воздуха и текущий. Заданный был выше, чем мотор потреблял фактически. Смотрю параметры клапана EGR. Понимаю, что вакуумный модулятор закрыт, а воздух где-то пробегает мимо … снимаю вакуумный шланг, прижимаю пальцем и чувствую сильное разряжение (мотор работает на холостом ходу), хотя в данный момент его не должно быть. Пропускает. Вывод? Неисправность вакуумного модулятора. К чему приводила эта неисправность? К той самой второй неисправности: «На холостом ходу мотор работает неуверенно, его троит, колбасит и тому подобное». Почему такое? Выше приводил ссылки – там и ответ (если вдруг кто-то не знает).

Теперь денежный вопрос. Так как автомобиль уже достаточно пожилой и часть экологии на нем уже была убита, мы с владельцем соразмерили стоимость нового вакуумного модулятора и пришли к выводу, что гораздо дешевле (и надежнее) будет демонтировать этот модулятор, программно его выключить (провести тот самый «чип-тюнинг», о котором много рассказано в этих статьях: autodata.ru/article/chip_tyuning/). Что и было сделано.

После выполнения этих работ мотор заработал устойчиво, как дизелю и положено работать. Ну а я получил опыт устранения интересной неисправности: «Как катализатор влияет на работу фар и габаритов в автомобиле».


Ниточкин А.В.
© Легион-Автодата


Ниточкин Алексей Викторович
г.Электросталь (Московская обл.), пр-т Мира, д.27-а, автотехцентр "Good Hands". Тел.: +7 (916) 279-31-14. Сайт: http://el-chip.ru/. Союз автомобильных диагностов
наверх