Человеческий фактор и автомобильная проводка, часть 2

25.04.2013

Человеческий фактор и электропроводка, часть 2

Chevrolet Lacetti (Шевролет лачетти)

Хорошо быть тупым, бессовестным и умным. Вы скажете, что такие качества одновременно невозможны? Отнюдь. Всё возможно, тем более в авторемонте. Для этого надо тупо менять один и тот же перегорающий предохранитель, а потом бессовестно и умно брать за это деньги. И пугать клиента страшилками о «проблеме автомобильных мозгов» и о том, что «это ещё небольшие деньги, а вот если придётся делать мозги…».

В конце концов владелец автомобиля созрел. Или прозрел. Но он перестал ездить на регулярную замену предохранителей с благотворительными беседами, и начал искать другой автосервис, где «будут петь другие песни»,- так он, скорее всего, думал, когда появился в нашем автосервисе. На фото ниже этот автомобиль, пациент подготавливается к осмотру-), фото 1:

Автомобиль не говорит и не отвечает на вопросы – не может, это железо. Но если присмотреться, пощупать, понюхать, потрогать, взять на вкус и на цвет – можно узнать многое,- на фото 2 жгуты попавшие под подозрение, и всё тут, вроде бы, нормально, ничего не вызывает подозрений:

Вы тоже ничего не заметили? А если наклониться и присмотреться?, фото 3:

Что это? Сравните с предыдущим фото и поймёте, что это угол площадки для аккумулятора. Но всё ещё не совсем понятно. Тут всё надо рассматривать в комплексе, смотрим фото 4

Это тот самый жгут, который вы видели на фото 2. Теперь делаем мысленное совмещение и представление ситуации, когда автомобиль едет, качается, трясётся и вздрагивает. Представили? Правильно, вот что получается, смотрим фото 5:

У меня в руке этот жгут и проводок, который оторвался, стоило его чуть-чуть потянуть или даже шелохнуть. Эта часть жгута попадала на корпус и постоянно тёрлась о металл. Мотор можно было завести, но стоило чуть машине встряхнуться на кочке – всё, истёртый проводок попадал на корпус («коротил») и картина с вылетом предохранителя повторялась.

Положительного в этой истории одно: во время путешествий по автосервисам города Москвы и постоянной замены предохранителей, клиенту повезло, что в каком-то автосервисе ему поставили нормальный предохранитель вместо «китайского неперегораемого». Ну хоть что-то… хоть как-то помогли клиенту застраховаться от пожара.

***

Далее две истории про автомобиль land Cruiser 100. Короткая и длинная. Короткая такая: «Всё было нормально, но в какой-то момент на панели приборов загорелась лампочка CHECK». Пришлось поизголяться, поискать, ну кто понимает, тот поймёт, сколько и чего пришлось перелопатить, прежде чем обратить внимание на это место, фото 6:

Вроде ничего не видно, но если (опять это «если», да?!), присмотреться, то увидим причину неисправности, фото 7:

Увидели? Вот так… написано всего 8 строчек текста, попробуйте теперь умножить число 8 на … хотя бы 5-9 минут, и получите время, затраченное на поиск и устранение неисправности.

Сильно раздражает, когда кто-то из клиентов говорит, что «это же так просто!», и начинает ломать комедию по вопросу оплаты. Тогда возникает желание сказать: «Ищите такие неисправности сами или продолжайте свои путешествия по автосервисам с гарантированной заменой предохранителей и умными напутствиями напоследок». Не говорю. Как-то мимо ушей пропускаю, но реально - на-до-е-ло.

***  Вторая история с таким же автомобилем - Land Cruiser.

Причина обращения в автосервис такая же: «Постоянно перегорает предохранитель». На фото 8 показана обычная рабочая обстановка при поиске таких неисправностей, это я к словам некоторых клиентов: «Это же так просто!».

Наш клиент человек технически подкованный, в машине разбирается, предохранитель заменить может самостоятельно, но опять, как всегда, попал на те же самые грабли, ну почему мало кто помнит слова наших родителей насчет того, что «я не так богат, чтобы покупать дешёвые вещи». Купил предохранитель самый дешёвый, китайский. А что из этого получилось, можете посмотреть на фото 9:

Если плохо видно, увеличу для понимания, фото 10:

Увидели? Да, это вполне возможная причина того, что автомобили на улицах начинают «неожиданно возгораться». Говорилось сто раз, повторю в сто первый: «Китайские предохранители – это неперегораемые предохранители, они пропускают через себя ток во много раз больший, чем написано на маркировке». Не ставьте. Переплатите 22 рубля и купите нормальный предохранитель. Бред какой-то: иметь автомобиль за миллион с лишним и экономить на предохранителе…

Теперь более подробнее: на машине перегорел предохранитель, который подает питание на «+» замка зажигания. Клиент поставил вместо сгоревшего «китайский неперегораемый» и попытался завести машину с брелка, автозапуском, просто решил поэкспериментировать: «Заведется или нет?». Автомобиль не завёлся, а из-под обшивки добросовестно повалил дым. Клиент добрался до дымящегося места и увидел то, что вы увидели на фото 10 выше. Расплавился. Что привело к такому результату? Давайте посмотрим на фото 11:

Но сначала обратим внимание на скрутки: они хоть и сделаны с любовью, но отвратительны по технике безопасности. Красный провод идёт куда-то в сторону подкапотного пространства. Зелёный провод – это от модуля автозапуска и к нему был подключен «+». Почему тогда перегорел красный провод? Да потому, что на нём, кроме всего прочего, висела ещё дополнительная нагрузка, все те потребители, которые должны работать при включении зажигания. Отследить трассировку красного провода было несложно, оказалось, что он идет в подкапотное пространство, в жгут не вплетён, то есть, «нештатный», и приходил на газовое оборудование, на блок управления газовыми форсунками. При отключении блока управления форсунками наш «коротыш» пропадал, фото 12:

Что дальше? С чистой совестью можно было бы отправить нашего клиента к тем газовщикам, которые устанавливали свои устройства, но любопыство, как всегда, взяло верх: «Интересно. Я не я, но узнать интереснее самому, чем где-то прочитать об этом». И начал «копать» в этом направлении…

Когда кто-то и непонятно по какой схематике меняет или вносит изменения в штатную автомобильную проводку, это повод сразу для нескольких решений:

- предупредить клиента об изменении стоимости ремонта – в сторону повышения, естественно, потому что неизвестно, насколько грамотно было совершено это нештатное воздействие и сколько времени придется распутывать этот клубок непонятных обрывков и огрызков проводов, соединений наобум, контактов в никуда и просто острым ножом по закону Ома …

- отказаться от проведения ремонта, по причинам указанным выше.

Но если решился и начинаешь распутывать этот клубок всего «нештатного» нагромождения,- а схемы проведённых изменений нет и не будет!, то вся ответственность уже полностью переползает на твою голову…

Решился и взялся. Голову пеплом не посыпал, ещё рано, но первое впечатление не обрадовало: «Всё слишком красиво», фото 13:

А когда взгляду предстаёт вот такая неописуемая техническая красота: всё в кембриках, всё затянуто, всё красиво и аккуратно разложено как на полках в магазине, то сразу возникает мысль: «Не всё тут просто… ой и придётся же покопаться…».

Не помню уже кто сказал, но кто-то сказал, что «красота погубит этот мир». Когда сильно красивишься, выпячиваешь красоту, поглаживаешь её, то на остальное внимание как-то мало обращается… так и здесь, смотрите на фото 14:

Выше моего левого указательного пальца. Увидели эту вмятинку? Вот и неисправность: когда собирали всё обратно, то неосмотрительно зажали этот провод под кронштейн крепления, дальше всё просто и обычно: тряска, вибрация, металл постепенно взгрызается в кембрик, дальше изоляция провода и вот вам неисправность на блюдечке.

Кудрявцев М.Е
© Легион-Автодата

Кудрявцев Михаил Евгеньевич (AVTEL), г. Москва, Автосервис "ВТС", ул.Суздальская д.9, тел. 7-916-626-71-98


Книги по ремонту автомобилей



наверх