Клиент всегда прав? Почти.

21.12.2007

Практически каждый автосервис или отдельный Диагност знаком с неприятными ощущениями от такого понятия, как "возврат".
То есть, когда отремонтированный автомобиль возвращается и Клиент начинает высказывать претензии по качеству проведенного ремонта или по его последствиям...
 

Автомобиль  HYUNDAI Elantra выпуска 2000 года, 16 клапанов. Обыкновенный и достаточно простой двигатель, всё на виду, всё можно посмотреть и до всего можно дотянуться:

 

kd_1.jpg

 

                        фото 1

 

Первоначально Клиент приехал в автосервис для замены гидрокомпенсаторов (см. Примечание).

Все ему сделали как положено, проверили, потом Клиент сам проверил как работает машина после ремонта, понравилось – уехал.

А через неделю возвращается мрачный и недовольный:

- Я вам кучу «бабла» заплатил, а вы мне машину не сделали! Трясет ее, газ не набирает, заводится отвратительно – переделывайте!

Подключили сканер, удивились: "Богатая смесь". Откуда такое?
Выкрутили свечи и тоже удивились, свеча зажигания 1-го цилиндра сильно отличалась (по нагару) от других свечей зажигания (фото 2 и 3):

 

kd_8.jpg   kd_9.jpg

 

    фото 2                    фото 3

                         

Получается, что именно первый цилиндр работает "нештатно" -  "богатит" по каким-то причинам. Замечательно. Запустили двигатель - действительно, работает отвратительно! Его, что называется, "колбасит".

Однако, если снять разъем с форсунки первого цилиндра, то работа двигателя выравнивается.
Простая логика подсказывала, что есть "что-то", что вносит изменение в работу именно первого цилиндра. Что это может быть?

 

Причиной такой нестабильной работы двигателя нашлась, смотрим фото 4:

 

 kd_2.jpg

           фото 4

Не догадались?
Тогда по позициям,-

Фото 4: 
позиция 1 - регулятор давления топлива ( или как "сленгово-обычно" говорят: "обратный клапан"); 
позиция 2 - вакуумная линия "обратного клапана" (управление по вакууму)

Да, Вы правильно поняли: "причина неисправности - регулятор давления топлива".
Вместо того, что бы "сбрасывать топливо в обратку", регулятор из-за порванной мембраны начал перепускать топливо по линии вакуумного управления (позиция 2 на фото 4) во впускной коллектор.

На рис.1 схематично показано расположение элементов:

 ClipBoard-1.jpg

рис.1

Регулятор давления топлива
В принципе, это обычный редукционный клапан. Его задача - регулирование давления топлива в "топливной рейке" в зависимости от условий и режима работы двигателя.
Конструктивно регулятор давления топлива можно представить как две разделенные между собой камеры - "топливная камера и вакуумная камера". Камеры разделены мембраной. "Топливная камера" непосредственно связана с "топливной рейкой", а "вакуумная камера" непосредственно связана с впускным коллектором через "вакуумную линию управления" (рис.1).

Давление топлива в "топливной рейке" всегда непостоянно, имеет "разброс" по давлению и регулятор давления для того и служит, что бы поддерживать в "топливной рейке" постоянное (заданное) давление топлива.

Но заданное  значение давления топлива может меняться в зависимости от нагрузки на двигатель и условий его работы. Для постоянной корректировки этого давления и существует "ваккумное управление" регулятором давления топлива. За счет разряжения во впускном коллекторе порог срабатывания регулятора давления может изменяться.

Имеющаяся внутри регулятора давления мембрана, которая разделяет две камеры - "топливную и вакуумную", в нашем случае вышла из строя (порвалась), и топливо из "топливной камеры" начало перетекать в "вакуумную камеру" и далее во впускной коллектор. А так как ближе всего находился 
1-й цилиндр, то этот избыток топливо всасывался в 1-й цилиндр и давал вышеописанную "картину нестабильной работы".
Схематично это показано на рис.2 и 3.

Рис.2 - как должен работать регулятор давления топлива
Рис.3 - как он стал работать после того, как порвалась мембрана (красные стрелки: топливо начало уходить во впускной коллектор).
 

pr7_fuel_mod_1_4.jpg            pr7_fuel_mod_1_6.jpg

                                рис.2                                                                           рис.3

Далее можно посмотреть данные со сканера по величинам топливной коррекции:                          

После замены регулятора давления - оставшаяся долговременная коррекция:

 kd_5_nft.jpg

После сброса клеммы АКБ и работы двигателя в течении 5 минут:

kd_6_nft.jpg

Как Вы видите, все пришло в норму. Вывод?

Данная неисправность нетипичная и случается достаточно редко.
Но случается.
Сказать можно сразу: "Клиент оказался неправым в своих претензиях к Автосервису".
Произошло так называемое "совпадение случайностей".
И очень хорошо, что в автосервисе настояли на том, что бы Клиент присутствовал и при проведении Диагностики, и при проведении ремонта и устранении неисправности.
А если бы всё делали без него...поверил бы он в то, что "автосервис не виноват"?
Трудно сказать что-то определенное...
Потому что все или большинство Клиентов уверены в том, что "в автосервисе или обманут, или сделают некачественно".
Разбираться в причинах этого трудно, скорее всего, это наша "совковая генная память" и наше "социалистическое" воспитание.

    Примечание: Данная неисправность диагностировалась и ремонтировалась в                      http://www.skylineservice.ru/

      "У меня свистит!"

Вторая зарисовка по этой же тематике: " Виноват автосервис!".
Всё как всегда: человеку отремонтировали машину (заменили тормозные колодки и суппорта), он проверил их работу и уехал довольным.
А потом...возвращается через несколько дней с такими претензиями:
- У меня до вашего ремонта ничего не "свистело", а после ремонта появился какой-то неприятный свист. Ну разве можно так ремонтировать! Одно сделали, а другое искалечили!

Начали разбираться.
- "Свистит" в движении или на месте? Откуда слышен "свист"?
- Да Бог его знает! "Свистит" и всё. Нет, при маленькой скорости не свистит, а около 60-ти начинается...

Пришлось сесть в машину с Клиентом и проехаться вместе с ним.
Действительно, при маленькой скорости, до 50-60-ти км\час - ничего не слышно, только шорох шин по асфальту. А вот после 60-ти км\час начинается...

Диагност, который сидел рядом с Клиентом, долго прислушивался, просил разогнаться, притормозить, еще и еще раз...
А потом попросил остановиться. Повернулся к Клиенту:
- Так Вы утверждаете, что виноват наш сервис?
И не дожидаясь ответа, он перегнулся через сиденье и немного повернул ручку закрытия заднего окна. Окно полностью закрылось.
- Поехали, уважаемый, будем теперь слушать ваш "свист"...
Да, причина "свиста" была в неполностью закрытом заднем окне. Видно кто-то немного повернул ее, окно приоткрылось и при определенной скорости начинался "свист".

   Продолжение статьи - в Новом, 2008 году.

Владимир  Петрович




Книги по ремонту автомобилей

наверх