Suzuki Baleno

30.08.2013

Suzuki Baleno

Владельцу этого автомобиля повезло: случайно или нет, но он оказался в нашей автомастерской и череда безумной замены «всех датчиков подряд» в предыдущих автомастерских была прекращена. Успели заменить только датчик кислорода и MAF-sensor. Конечно, не бесплатно. Конечно, с никаким результатом. Интересно посмотреть на лица участников этих ремонтов ... сказал не для того, чтобы противопоставить себя и предыдущие автомастерские – нет, не надо мне приписывать несуществующие черты характера, мол, «задираю нос» и «вот я какой непогрешимый и у меня никогда нет ошибок в работе – а остальных взялся критиковать». Нет, ошибки есть у всех. Но надо различать ошибки и их причину: «от глупости, от незнания, от лени и так далее», или «случайность непредсказуемая». Впрочем, об этом еще будет сказано.

Такие пожилые автомобили мало кто любит ремонтировать. Мороки с ними много, требуется нетрадиционный подход (читай «несовременный»), так как даже проведение обыкновенного считывания диагностических кодов затруднено: разъем OBD2 есть, но там присутствует только 9 пин. И всё. И куда тыкаться. Коллеги, которые плотно работают с такими машинками, говорили, что этот пин существует для связи с иммобилайзером.

Проблема в автомобиле такая: «В процессе работы полностью прогретый мотор начинает «троить», а через некоторое время «троение» самостоятельно исчезает». Клиент обратил внимание, что сначала загорается значок «чек» на панели приборов, а потом «троение» заканчивается. Вроде как «машина самостоятельно пыталась искать неисправность, находила и устраняла». После того, как зажигалась лампа неисправности двигателя-«чек», автомобиль далее ехал нормально, без «троения». Иногда, после очередного запуска, особенно после длительной стоянки, когда двигатель мог достаточно остыть, лампочка гасла и через неопределённое время неисправность повторялась вновь.

Как уже говорилось, на этом автомобиле в предыдущих автосервисах было заменено несколько датчиков – без толку. Причем в одном автосервисе приговорили один датчик, а в другом – другой датчик. Клиенту даже сказали номер ошибки. И что самое удивительное, когда клиент мне сказал этот код ошибки, прочитанный в предыдущих автосервисах, он оказался правильным в итоге, именно этот датчик по коду ошибку – датчик распередвала, оказался неисправным!

Так как данный автомобиль не имеет возможности полноценно связаться со сканером и ответить на вопрос по ошибке, мне пришлось вытаскивать код неисправности при помощи перемычки, старым и древним способом, о котором сейчас стали уже забывать. Есть мануал, там всё написано: перемыкаем нужные контакты и считываем код неисправности.

Хотелось бы просто посоветовать коллегам, автомобильным диагностам или кто  будет ремонтировать подобное: «Не стоит приговаривать к замене всё подряд. Всегда полезно сомневаться на этапе поиска неисправности, тем более, если есть неуверенность в точном диагнозе. Уже широко известно, в Интернете есть девайсы, да и на сайте Легион-Автодата в статьях Михаила Кудрявцева autodata.ru/article/ описано несколько вариантов приспособлений для имитации работы датчиков на моторе. Ведь можно сымитировать неисправность того датчика, исполнительного механизма, который встал под подозрение? Можно, никто не торопит. Да и сама обстановка того требует.

Я именно так и поступил. Считал код неисправности, взял таблицу неисправностей, нашел код, расшифровал его, записал (DTC 47).

 

 

Потом удалил имеющуюся ошибку путем отсоединения на минуту клемму аккумулятора. Потом завел автомобиль, проверил: «чек» на панели приборов не горит» и снял разъем с датчика распредвала. Лампочка неисправности вновь вспыхнула на щитке приборов и я вновь считал код неисправности. Ранее полученный код неисправности и только что снятый совпали – берём датчик в оборот.

Проверка датчика с сенсором Холла простая:

Кому интересно узнать и посмотреть вживую видео по этому датчику: http://www.youtube.com/watch?v=aYllXwQI0p4

Находим питание – проверяем, есть ли и достаточно ли. Находим «минус» или «землю», тоже проверяем. Остаётся третий вывод, это «сигнальный» или выходной сигнал. Проверяем что есть, есть ли выходной сигнал. В нашем случае – «есть», тут всё нормально. Но код ошибки показывает на неисправность этого датчика, что думать в таком случае и что делать? Может быть именно это смутило предыдущие автосервисы? Вполне может быть, потому что такая неисправность неудобная, непредсказуемая, у такой неисправности есть название: «Плавающая» или «Спорадическая». Она то есть, то её нет. И когда она появится никому неизвестно.

Потом случайно наткнулся в Интернете на «способ устранения «плавающей» неисправности»: «Если с первых двух визитов в разные сервисы неисправность не выявили - наплюйте и катайтесь дальше. Как говориться - "Хороший стук- дырочку найдет". То есть чрез какое-то время процесс износа усугубится. Стучать начнет сильнее и тогда уже неисправность будет настолько очевидна, что найдется с первого раза. А если вы настаиваете на поиске "плавающей неисправности" в автосервисе - вы заставляете сервисменов чинить ваш автомобиль "плавающим методом". То есть постепенно заменяя все - пока стук не исчезнет».

Ну не знаю. Каждому своё, как говорится, но мне думается, что «замена всего подряд, пока не наткнёшься на неисправность» - путь в никуда и разорение клиента. Вполне может так оказаться, что придется менять много чего разного, менять бесполезно, и только в самом конце виноватым окажется малюсенькая деталька … потом, конечно, будет скандал, мол, а почему сразу не поменяли эту детальку, а заставили меня покупать пол-машины …ну и так далее. Да и вряд ли сейчас клиенты будут согласны на такой вот «ремонт».

Автомобиль достаточно пожилой, дефект как описал выше – ещё и по этой причине такие автомобили в ремонт берут неохотно или вообще не берут. Себе дороже. Но я взял. Естественно возникает вопрос: «А почему?».

Скажу так: «исхожу из того, что если «придумано одним человеком, то другой сможет разобраться». Да и законы физики и логики никто не отменял, правильно? Дефет «плавающий». Хорошо. Значит, надо понять и создать те самые условия, при которых возникает неисправность. Что у нас?

Из детального разговора с клиентом стало ясно, что неисправность возникает не сразу после запуска мотора, а немного позже. Что происходит в этом случае? Может быть «машина нагревается, мотор нагревается и вледствии нагрева появляется неисправность?».

Автомобиль и мотор остудили. Контрольку на датчик, запуск, смотрим. Пошёл нагрев мотора. Контролька сначала перемагивала нормально, как и положено, а через минут 10-15 погасла. Проверил соединения, нет, контролька стоит нормально. Значит, что получается? Вот и «плавающий дефект», мое предположение. Снял осциллограмму, а для этого снова пришлось всё остужать и начинать проверки сначала, но ничего, дело принципа, и оказалось – на мониторе было ясно видно, что после определенного нагрева сигнал с датчика пропал. Еще раз остудили мотор, ещё раз проверили – та же самая картина.

 

Вывод: «При холодном состоянии мотора (а, значит, и самого датчика), всё работает, но как только происходит нагрев до определенной температуры, возникает неисправность, какой-то банальный «неконтакт», наверное.

И ещё одно интересное: в самом начале я говорил, что «В процессе работы полностью прогретый мотор начинает «троить», а через некоторое время «троение» самостоятельно исчезает». В этот момент система самодиагностики определяла неисправность, зажигала «чек» на панели приборов, после чего блок управления двигателем переходил на аварийный режим работы (без датчика распредвала), переводя форсунки, с распределённого на попарно-параллельный режим работы и мотор переставал «троить».

  Мой вердикт: «замена датчика распредвала». И совет коллегам-ремонтникам: «не пытайтесь сделать работу дёшево, лучше сделать её качественно». Беря в работу старую машину, всегда предупреждаю, что дёшево отделаться не получится, не согласен с ценной - так мы никого не держим! Но беря деньги за выполненную работу, я на сто процентов уверен в результате. Чего и Вам желаю.

  P.S,- Да, через неделю клиент звонил, поменял датчик и неисправность пропала!

 

Горшков Д.А
© Легион-Автодата

 

Горшков Дмитрий Александрович (8 926 171 75 95), г. Электросталь пр-т Мира д. 27-а, здание автотехцентра

Руководство по ремонту и эксплуатации Suzuki Baleno


Книги по ремонту других автомобилей