Диагностическое оборудование или: "С чего начинается Диагностика"
03.06.2006
Комплект диагностического оборудования современной станции:
подбор и возможности
Комплект диагностического оборудования современной станции:
подбор и возможности
Эта статья предназначена для тех, кто создает или расширяет станцию технического обслуживания или отдельный диагностический пост. Проще говоря: «Хочет работать Лучше и Качественнее». При этом надо сразу оговориться, что данные рекомендации рассчитаны в первую очередь на создание универсального (мультимарочного) диагностического поста любого размера. Материальная база (кроме здания, коммуникаций и так далее) современного диагностического поста состоит, как правило, из пяти основных компонентов:
1. СКАНЕР - это прибор для обмена диагностической информацией с электронным блоком (блоками) управления автомобилем (ЭБУ, ECU, контроллером) с целью диагностики электронных систем.
Сканер Х-431
2. МОТОР-ТЕСТЕР - это прибор для диагностики двигателя, прежде всего, путем анализа непосредственно снятых сигналов (в первую очередь системы зажигания). Мотор-тестер, в отличие от сканера, подключается к автомобилю не через диагностическую колодку, а непосредственно к линиям, сигналы в которых анализируются - выводам катушек зажигания, высоковольтным проводам (при помощи бесконтактных датчиков), выводам датчиков и пр.
Мотор-тестер KES-200
Как правило, современные мотор-тестеры объединяют в себе и функции мультиметра и осциллографа. Таким образом, современный мотор-тестер-осциллограф-мультиметр выполняет следующие функции:
- Мультиметр - измерение различных электрических и неэлектрических величин - напряжения, тока, сопротивления, частоты, скважности, оборотов и пр.;
- Универсальный осциллограф - снятие и отображение осциллограмм. Этот режим используется, в частности, для проверки сигналов датчиков электронных систем управления;
- Осциллограф зажигания - снятие и отображение осциллограмм первичных и вторичных цепей систем зажигания;
- Анализатор цилиндров. В этом режиме можно эффективно проверить состояние цилиндропоршневой группы автомобиля путем тестов "Баланс мощности", "Эффективность цилиндров", "Относительная компрессия". Надо заметить, во-первых, что функционально мотор-тестер и сканер никоим образом не пересекаются друг с другом (то есть на станции они должны присутствовать оба), во-вторых, мотор-тестер, с одной стороны, более универсальный прибор, чем сканер (он жестко не привязан к конкретным маркам и моделям автомобилей, типам блоков управления и диагностических колодок и пр.), с другой стороны, возможность осуществления мотор-тестером своих основных функций (осциллограф зажигания и анализ цилиндров) во многом зависит от использующейся на конкретном автомобиле системы зажигания (система с распределителем, системы DLI EFS и DLI DFS - DIS и пр.), доступности элементов системы зажигания (высоковольтных проводов, выводов катушек зажигания и пр.) и т.д.
На текущий момент мы предлагаем две основных модели мотор-тестеров - KES-200 и МотоДок II, а также диагностический комплекс Автомастер АМ1, основу которого также составляет мотор-тестер. Кроме этого, мы поставляем осциллограф-мультиметр S2800 и автомобильный осциллограф ОСА и др. Если кратко, то их особенности и отличия друг от друга состоят в следующем:
- МотоДок-II - мотор-тестер высшего уровня на базе ПК. Отличительными особенностями являются оригинальный метод определения верхней мертвой точки (ВМТ) для определения угла опережения зажигания - по датчику абсолютного давления (компрессии) в цилиндре, идущему в комплекте поставки (этот же датчик помогает проверить правильность установки фаз газораспределения и пр.); открытая архитектура, позволяющая производить обновления прибора без замены или доработки аппаратной части (Вы просто добавляете нужные датчики и обновляете ПО прибора); мобильность; модульность; относительно доступная цена;
- Автомастер АМ1 - диагностический комплекс на базе ПК. Отличительными особенностями его являются: богатый набор опций (включая сканеры, газоанализаторы и пр.), возможность установки на этом же ПК справочных баз данных и пр. Минусами исполнения мотор-тестера в виде компьютерной стойки является отсутствие мобильности, а также более высокая цена;
- KES-200 – достаточно мощный портативный мотор-тестер, поддерживает все необходимые функции;
- Carman Scan VG - комплексный прибор, включающий осциллограф, мультиметр, генератор сигналов, а также мультимарочный сканер;
- S2800 - хороший осциллограф-мультиметр; идеальный прибор для анализа сигналов датчиков (для анализа сложных систем зажигания возможностей маловато); выход на персональный компьютер; доступная цена;
- ОСА - хороший осциллограф на базе ПК; четыре универсальных и два высоковольтных осциллографических канала; удобное подключение к компьютеру через порт USB; доступная цена.
3. ГАЗОАНАЛИЗАТОР - прибор, позволяющий измерить содержание различных газов в отработавших газах автомобиля. Неверно думать, что газоанализатор полезен только при экологическом контроле. Он не менее широко применяется и в диагностике. От других диагностических приборов, совместно с которыми он должен использоваться, газоанализатор отличается максимальной степенью универсальности - он одинаково может использоваться при диагностике любых бензиновых двигателей (не важно на чем стоит этот двигатель - на "Запорожце" или "Мерседесе").
Газоанализатор Инфракар М1.01
По количеству газов, содержание которых может быть измерено, газоанализаторы делятся на двух, четырех и более компонентные. Чем большее количество газов умеет измерять газоанализатор, тем больше необходимой информации может получить диагност (однако главное не возможности газоанализатора, а умение диагноста проанализировать полученную информацию). Кроме того, важной функцией газоанализаторов с точки зрения диагностики является способность определять параметр избытка воздуха лямбда (λ).
Из нашей номенклатуры наиболее оптимальным предложением для диагностической станции является 4-х компонентный газоанализаторИнфракар М1.01 - этот прибор может определять содержание в выхлопе CO, CH, CO2, O2, а также рассчитывать параметр лямбда. Кроме того, Инфракар М1.01 имеет возможность подключения к ПК.
4. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (СРЕДСТВА МАЛОЙ ДИАГНОСТИКИ) - к этому разделу можно отнести имитаторы сигналов датчиков, разветвители сигналов, стробоскопы, пневмотестеры, вакуумметры, компрессометры, измерители давления топлива, стетоскопы и пр. Эти приборы не просто выполняют вспомогательные функции при работе со сканерами, мотор-тестерами и газоанализаторами, помогают "уточнить" выявленные неисправности - иногда с их помощью можно в несколько раз быстрее и точнее выявить неисправность вообще без использования сканеров, мотор-тестеров и пр.
Имитатор сигналов STS-600 Измеритель давления топлива ИД-У
Пневмотестер ПТ-1
Они значительно проще в использовании и, как правило, на порядок дешевле. Кратко рассмотрим назначение некоторых из них:
- имитаторы сигналов датчиков - эти приборы предназначены для генерации сигнала определенного датчика с целью подмены реального сигнала, поступающего в ЭБУ, сгенерированным. По реакции ЭБУ на сгенерированный сигнал делается вывод об исправности/неисправности датчика, сигнал которого подменен или самого блока управления. Например, если мы подменили сигнал предположительно неисправного датчика эталонным сигналом и после такой подмены работа электронной системы нормализовалась, то, следовательно, проблема была в подозреваемом датчике, если работа не изменилась - проблему следует искать в другом месте. Из предлагаемых нами, мы рекомендуем тестер-имитатор сигналов модели STS-600;
- разветвители сигналов - это вспомогательные приспособления, позволяющие получить легкий доступ к сигналам жгута электронного блока управления с целью дальнейшего их анализа при помощи подключенных мультиметров, осциллографов и т.п.
- стробоскопы - служат для определения угла опережения зажигания для бензиновых двигателей и угла опережения впрыска для дизелей и их контроля в процессе регулировки. Предлагаемые модели - М3 (для бензиновых двигателей), М3Д (для дизельных двигателей) и Focus F10 (универсальный);
- пневмотестер - служит для определения технического состояния цилиндропоршневой группы, плотности прилегания клапанов, целостности прокладки головки блока цилиндров и пр. Проверка осуществляется путем определения падения давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр через свечное отверстие. По путям "выхода" воздуха можно определить конкретное место неисправности - поршневые кольца, выпускной клапан, впускной клапан, прокладка головки блока и пр. Для работы пневмотестера нужен источник сжатого воздуха (компрессор или центральная магистраль). Наиболее популярная модель - ПТ-1;
- вакуумметр - прибор, измеряющий разряжение во впускном коллекторе двигателя, - позволяет определить негерметичность впускного коллектора, правильность установки угла опережения зажигания. Предлагаемая модель -G-311;
- компрессометр - прибор для измерения компрессии (максимального давления в камере сгорания) - позволяет оценить состояние цилиндропоршневой группы, клапанов и пр. Предлагаемая модель - G-324. Отличительными особенностями данной модели является доступная цена, а также наличие как жесткого удлинителя с прижимным наконечником, так и гибкого удлинителя с двумя типами резьбовых адаптеров;
- измерители давления топлива (топливные манометры) - позволяют измерить давление топлива в топливной рампе, что позволяет оценить работу топливного насоса, регулятора давления топлива, герметичность форсунок и пр. Измерители давления топлива отличаются используемыми манометрами (по пределам измерений и пр.), а также комплектами адаптеров для подключения к топливным системам различных марок и моделей автомобилей. Проспект на предлагаемые нами комплекты для измерения давления топлива моделей ИД-1 (для ВАЗ, ГАЗ) и ИД-У (для ВАЗ, ГАЗ и иномарок);
- стетоскопы - служат для прослушивания шумов в механической части двигателя, трансмиссии и пр. Предлагаемая модель - КА-6323.
Перечень возможного вспомогательного оборудования не ограничен - с некоторыми другими моделями Вы можете ознакомиться в нашем каталоге.
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - справочная литература и базы данных на компакт-дисках. Значение этого компонента зачастую недооценивается, однако как можно заниматься диагностикой, не зная нормативных значений тех или иных параметров (которые, к тому же, часто различаются для различных режимов работы двигателя), методов измерений, расположения различных компонентов в автомобиле (датчиков, диагностических разъемов и пр.), назначений выводов различных разъемов, эталонных форм сигналов и многого многого другого? Некоторые станции пытаются обойтись приобретая различные "любительские" руководства по техническому обслуживанию и ремонту, ориентированные на автовладельцев и рассчитанные, как правило, только на несколько модификаций одной и той же модели или несколько моделей одной марки автомобиля. Однако, для нормальной работы "универсальной" станции таких книг понадобятся десятки, к тому же информация в них достаточно скудна, а, может быть, даже и не точна.
Выходом является приобретение профессиональных баз данных на CD-дисках ипрофессиональной литературы по диагностике и ремонту.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР - надо понимать, что даже закупив полный комплект "железа" (и информации), все так и останется "железом", если с ним будет работать неграмотный диагност. Профессиональная подготовка диагноста состоит из трех блоков:
- теоретическая подготовка - знание устройства автомобиля, понимание принципов работы различных систем, знание методов диагностики и пр. Достичь необходимого уровня знаний в этой части можно как самообучением, в процессе практики (под чьим-либо началом), так и в специализированной обучающей организации;
- практическая подготовка - достигается только в процессе получения опыта, ее нельзя "купить". Качественную практическую подготовку можно получить только стоя на "потоке" машин, желательно под руководством, опять же, более квалифицированного диагноста;
- умение работать на конкретных моделях оборудования (реализовывать с помощью него теоретические знания и практические навыки).
РЕЗЮМЕ. Подобрать комплект необходимого оборудования для диагностической станции задача не простая, тем более, если финансовые средства ограничены. Тем не менее, отчаиваться не стоит - не обязательно покупать все сразу. Купите, например, сканер и что-либо из вспомогательного оборудования, информационное обеспечение - минимальный комплект может обойтись и в 1000 долл. Это уже позволит открыться и начать работать - Вы поработаете несколько месяцев и сами поймете, чего не хватает, с какими приборами диагностика будет более эффективной (глядишь, к тому времени и неполный комплект оборудования уже "сам" заработает Вам денег на расширение).
Если сразу ориентироваться на полный комплект, то при обслуживании широкого спектра автомобилей (включая иномарки) такой набор обойдется Вам в 4000-10000 долл., если ограничиться ориентацией на ВАЗ, ГАЗ (с иномарками, конечно же, тоже можно будет работать, но на менее профессиональном уровне) - 2500-7000 долл. Для примера приведем один из возможных вариантов максимальной комплектации диагностического поста: сканер Х-431, мотор-тестер МотоДок-II (в полном комплекте), газоанализатор Инфракар М1.01, измеритель давления топлива ИД-У, прочее вспомогательное оборудование (зависит от комплектации), информационное обеспечение (зависит от комплектации), персональный компьютер (зависит от комплектации). Итого выходит – около 8300 долл. Опираясь на эту сумму, Вы можете самостоятельно изменять комплектацию в ту или иную сторону.
Необходимо учитывать, что "в чистом виде" диагностика не решает никаких проблем клиента (как, впрочем, и не приносит основной прибыли для станции) - она служит лишь отправной точкой, средством определения масштаба будущих ремонтных и/или регулировочных работ или, например, работ по очистке топливной системы и т.п. Поэтому, если Вы хотите выполнять и эти работы, Вам стоит сразу присматриваться и к другим классам оборудования (установкам для очистки форсунок, оборудованию для чип-тюнинга и пр.).
Примечание: Если Вам сложно самостоятельно сориентироваться в подборе комплекта необходимого оборудования для того сервиса, который Вы планируете создавать, Вы всегда можете обратиться к автору данной статьи за более подробными разъяснениями по адресу:
ООО "АРДИО РУ", г. Великий Новгород
При обращении желательно указать, какие марки автомобилей наиболее распространены в Вашем регионе и на какую сумму затрат Вы примерно рассчитываете.
Специально для сайта "Легион-Автодата" -
Виснап Кирилл Николаевич (г. Великий Новгород)
Постоянный адрес другого варианта статьи (с указанием актуальных моделей оборудования и цен) – http://www.ardio.ru/diapost.php.