Диагностика автомобилей это просто или нет. Toyota Rav 4 2001

10.01.2022

Не раз слышал и нынче слышу: «Ну что так долго? Там всего лишь подключил «компуктер», а он в ответ выдал чёрным по белому, что надо поменять. И за что деньги большие надо платить?» Все автоэлектрики- диагносты слышали такое. Действительно ли сканер укажет на то, что надо поменять? Иногда да, а иногда и нет. А бывает вообще ничего не выдаст. Как в моём случае. Тогда можно прибегнуть к карте диагностики, который нарисовал дилер, а там можно по кругу зациклиться на проверки целостности проводов и замене ЭБУ. Приветствую всех читателей. Сегодня речь пойдет о достаточно простом и не технологичном автомобиле, но достаточно надёжном под названием Toyota Rav 4, 2001 года выпуска с двигателем 1AZ-FE.

Сегодня речь пойдет о достаточно простом и не технологичном автомобиле, но достаточно надёжном под названием Toyota Rav 4, 2001 года выпуска с двигателем 1AZ-FE.
Проблема отнюдь не стандартная. Пришлось достаточно сильно поработать «котелком», а то от рутинных неисправностей уже «ржаветь» мозг начал. Благо иногда приезжают VAG, чтобы доустановить всякие «ништяки» вроде адаптивного круиза или активное рулевое и т.д.

Так вот. Началась вся эта эпопея под конец моей смены. Авто приволокли на буксире. Со слов клиента: автомобиль перестал в последнее время запускаться и если запускался, то мог заглохнуть. Обычная история, ничего сверхъестественного.

Ну что, приступим. Уточню, что до окончания рабочего дня оставалось минут 20. Я и подумал, больше похоже на неисправность топливной системы. История владельца косвенно подтверждает, что авто стало плохо запускаться. Соответственно, насос перестал быстро создавать давление, или обратный клапан перестал держать, или что-то с уплотнительными кольцами, или… что-то ещё там, где-то в баке. Итак, ключ на старт… Стоп! Какой старт? Горит индикатор, что бак пуст и стрелка на 0. Ладно, пробую… Запуска нет. Да и индикатор чек не горит. Подумал, что опять человек, борясь со своими проблемами и суетой современного Мира, забыл заправиться и довёл топливный бак до состояния Empty, а чек не горит, потому что лампу вытащили, чтобы глаза не мозолил. Бегом к клиенту, докладываю обстановку. В ответ мне прилетает, что бак заправлен, насос поменян. И это всё он делал сам, в сумерках, да ещё фиксатор отломан на «подаче» от топливного модуля и пару болтов крепления крышки топливного модуля тоже успешно потеряны. «И, кстати, чек постоянно горит, там что-то с датчиками кислорода» - добавил владелец авто. Ну раз так, тогда топливо есть, но «показометр» не работает, видимо сломал, загнул, неправильно установил датчик уровня топлива. Хорошо, тогда пробуем запустить двигатель. Бегу к авто. Включаю зажигание… Чек не горит, учитывая, что при включенном зажигании он должен загореться, а тем более клиент упомянул, что он всегда горит.

Ну и ладно, вдруг лампочка отгорела своё, подумал я, и снова повернул ключ на старт. Хм, запуска по-прежнему нет. Но когда перестал вращать двигатель стартером, то услышал, как работает топливный насос. Ведь все же в курсе, что насос некоторое время после прокрутки продолжает работать? И действительно ли лампочка Check перегорела? Возможно, но маловероятно. Ну сейчас всё и выясним. Сканер в руки. Сажусь в авто. Провод в разъём OBDII. Ключ в положение IGN ON. Связь с авто. Иии… 0 по вдоль. Автоматом сканер не определил авто, пробую в ручном режиме - то же самое. Что делать?! В голове пока логика не вяжется. Насос работает, чек не горит, связи нет. Как так?! Насос работает как при работающем ЭБУ. Прокрутка есть, блок управляет реле насоса, нет прокрутки – не управляет. Странно… Вроде как бы всё работает, но не совсем и не до конца…

Тем временем конец смены уже близок и я, понимаю, что фиаско моё с этим авто на сегодня уже близко. Ну нет. Всё же просто. Скорее всего с главным реле что-то, при этом держа в голове, что лампа чека всё-таки перегорела, хотя шансы на это уже слишком малы, тем более ЭБУ на связь не выходит. Опять же, может что-то с диагностической линией и что вообще происходит?!

Опять же, может что-то с диагностической линией и что вообще происходит?!
Недолго думая, лезу под капот. Быстро накинул топливный манометр. Давление как по букварю. Значит клиент всё правильно собрал в плане подачи топлива. Некоторые читатели подумают, что это лишняя трата времени. И да, и нет. Удостовериться, что в дальнейшем давление не будет препятствовать запуску двигателя и уверенность в том, что клиент всё правильно установил и давление должно быть соответствующим. Тем более на замер ушло времени не более минуты, магистраль в доступе.

Далее перехожу уже к электрике. Проверяю питание от главного реле – присутствует, и оно доходит до катушек и форсунок. Значит главное реле ещё и активно. Так, стоп. Ещё один загадочный пункт надо держать у себя в голове. Ну раз так, тогда уже и управление проверить катушками и форсунками. Проверяю – опять ничего. Как будто блок работает на половину. Связи нет, но блок как бы работает, так как главное реле активно и ЭБУ видит прокрутку, а также управляет топливным насосом. Ничего не понимая, разложил инструмент в тумбу и направился домой.

Утром, придя на работу, решил сразу полезть в сторону блока. Понятно, что не запускается двигатель и понятно, что с блоком ничего не понятно. В общем надо хотя бы его осмотреть и проверить самое просто – питание. Схему распечатал и в путь. Постоянный «+» есть, зажигание тоже, приходящее с главного реле питание тоже присутствует, и масса тест проходит лампой дальнего света. Так в чем проблема тогда, Карл? Уже хотел проверять линию диагностики и лампы check. Но тут меня ждал сюрприз. При очередном включении зажигания, загорелcя индикатор check. Не долго думаю, сканер отбираю у коллеги и бегу к авто. Автовыбор авто заработал, блок вышел на диагностику и тут как обычно черным по белому – NO DTC. Прикольно! Хотя чего было ожидать. Я же блок полностью отключал – снимал разъемы питания.

Ну если уж блок вышел на диагностику, пробую запускать. Ключ на старт, вращение… Двигатель запускается с трудом и тут же глохнет. Снова запускаю. В этот момент лампа check хаотично мигает. Фрагмент мигания лампы снизу. Признаюсь, что сигнал я снял уже тогда, когда нашел виновника.

Признаюсь, что сигнал я снял уже тогда, когда нашел виновника.
Двигатель пытается глохнуть именно в тот момент, когда лампа тухнет. Но при этом лампа тут же загорается и двигатель подхватывает обороты и так в течении 6 секунд и всё. Лампа больше не горит, двигатель не запускается. Подозреваю блок опять «ушёл в себя». Анализирую полученную информацию и понимаю, что блок начал работать после того, как я снял с него все разъёмы. Проделываю с ним такую же процедуру, ситуация повторилась. Заводится, хаотичное мигание индикатора check, остановка двигателя. Тут приходит в голову, что навернулся ЭБУ двигателя. Но мысль от том, что блок в рабочем состоянии в момент, когда включено зажигание, не давало уверенности забраковать ЭБУ.

Ну хорошо, осталось только проверить питание в момент запуска и работы двигателя, скорее всего появляется дребезг контактов на зажигание и дежурное питание, когда идет вибрация по кузову от ДВС и от этого блок так часто перезапускается. Беру уже «тяжёлую артиллерию» в действие – осциллограф.

Беру уже «тяжёлую артиллерию» в действие – осциллограф.
И тут меня ждал сюрприз.

Моему удивлению не было предела, когда я увидел на мониторе осциллографа абсолютно нормальные графики питания. Ни единой зацепки на то, чтобы давало возможность блоку вести себя подобным образом. Тогда я решил отсоединить от ЭБУ все исполнительные элементы. На прокрутке всё стабильно работало, точнее индикатор check не мигал. Постепенно я подсоединял исполнительные элементы по отдельности, но ничего не указывало на неисправность. Когда двигатель не запускался, неисправность себя не проявляла.

И что дальше, подумал я, неужели ЭБУ? Тут коллега, как демон на плече, твердит и склоняется к замене ЭБУ. Но коварность таких неисправностей бывает дорого обходится, если не проверить всё возможное и полениться. Проверил так же датчики коленвала, распредвала, форсунки, управление катушками и всё было в норме. Время уже было обеденное, да ещё и пару авто уже ждали своего часа на диагностику. Пообедал. Подумал. И надумал. Какие ещё сигналы приходят на вход ЭБУ, которые так глобально могут влиять на аппаратном уровне – железо, так и программном – работа программы управления.

На программном, в принципе, всё просто. Если процессор функционирует, то значит и программа никуда не делась. По крайней мере со слетом программы я сталкивался на отечественном авто ВАЗ 2107 и только дин раз. Решилось репрограммингом.

А вот влияние на работу на аппаратном уровне имеются сигналы, которые могут так влиять на блок. Тем более если взять автомобиль того же производителя Toyota Avensis с двигателем 1AZ-FSE на котором, замыкание датчика давления в топливной рампе приводит в полный «нокаут» ЭБУ двигателя. И тут я решил отключать всё, что сидит на 5 вольтах - не фортануло.

И что же теперь? Всё? И тут я вспомнил, что есть еще один сигнал, который как раз формируется при работающем двигателе. Это сигнал IGF – сигнал о неисправности управления катушками зажигания в нашем случае. Кто как его называет, но суть должна быть понятна.

Цепляю осциллограф и вижу такую картину.

Цепляю осциллограф и вижу такую картину.
Сверху сигнал IGF, а снизу – управление катушкой 3 цилиндра.

Увеличу для наглядности.

Увеличу для наглядности.
Как видно, в момент работы катушки 3 цилиндра появился совсем «левый» импульс. И совсем не похожий на своих собратьев по цилиндрам. В голове завертелась мысль от том, что этот самый импульс «сводит с ума» блок управления. Только вот совсем непонятно как он влияет на программный уровень и аппаратный. Ну это не столь важно. Нам самое главное найти причину почему авто не запускается. Недолго думая, меняю катушку… И вуа-ля!

Двигатель запустился, как и положено. Делов-то, заменили катушку и все. А еще заменили дроссельную заслонку, MAF, но не мы, до нас кто-то.

Кстати, катушки впервые такие вижу. Цвет компаунда довольно редкий, я точно не видел. Вторую катушку владелец отказался менять, так как она работает. Но предостерегли, что может возникнуть аналогичная ситуация.

Но предостерегли, что может возникнуть аналогичная ситуация.
А вот в близи и с номерами.

А вот в близи и с номерами.

Фото 9
На этом можно было закончить статью. Но спустя время, когда решил написать об этом интересном случае, мне пришла в голову мысль. А что, если бы я отсоединил топливоподачу и с присоединенными катушками пытался запускать, возможно неисправность себя проявила в виде мигающей лампы Check. Соответственно быстрее обнаружил бы проблему. Но в голову как-то не пришло. Да и за 10 лет такого даже не наблюдал, чтобы высоковольтный пробой на линию IGF не очень большой амплитуды вводил ЭБУ в замешательство.

Лисовский Евгений Станиславович
© Легион-Автодата

(ник на форуме Легион-Автодата – les1991)
г. Новосибирск, ул. Писарева 147A
Участник финального этапа Олимпиады автодиагностов в 2017 году


наверх