Toyota Prius. Компоненты системы управления двигателем

Компоненты системы управления автомобиля Prius. Устройство, особенности

02.03.2009

Основными компонентами системы управления двигателем являются:

    - MAF-sensor
    - Intake Air Temperature Sensor
    ( встроен в MAF- sensor)
    - Accelerator Pedal Position
    - Sensor
    - Engine Coolant
    - Temperature Sensor
    - Throttle Position Sensor
    - Knock Sensor
    - Crankshaft Position sensor
    - Camshaft Position sensor
    - Heated 02 Sensors
    - A/F sensor
Общая схема системы управления:

Рассмотрим некоторые, наиболее основные.

Узел дроссельной заслонки

Состоит из корпуса, электромотора (цифра 1 на фото) и датчика положения дроссельной заслонки (TPS) – цифра 2 на фото

Угол открытия дроссельной заслонки преобразовывается в два электрических сигнала:

VTA1 и VTA 2

Дроссельная заслонка может управляться (менять свое положение) блоком управления во время запуска двигателя и его прогрева до рабочей температуры, для компенсации возникающих дополнительных нагрузок и др.

Основные проблемы – загрязнение, из-за чего дроссельная заслонка перестает закрываться на свой, определенный угол закрытия (обычно это около 15%, что является логическим нулем для блока управления после проведения последнего переобучения), вследствие чего возникают такая проблема:

- двигатель начинает работать постоянно и не глохнет даже при условии «высоковольтная батарея заряжена полностью».


После промывки дроссельной заслонки, которая делается с обязательным снятием узла с автомобиля, вследствие изменения количества поступающего воздуха, может возникнуть следующая неисправность - обороты двигателя начнут "плавать».

Данную ошибку можно устранить т.н. «переобучением».

Самый простой и доступный вариант для большинства пользователей – скинуть клемму АКБ на время около 30 минут. После этого желательно проехать на автомобиле несколько километров при различных нагрузках.

Но такое переобучение помогает не всегда, и тогда придется проводить переобучение при помощи сканера.

Mass Air Flow Meter


Измерительными элементами являются
Thermistor и Platinum Hot-wire (стрелка на фото
справа):
Его расположение можно посмотреть
на фото слева, стрелка.


Датчик измерения температуры поступающего в двигатель воздуха располагается на корпусе MAF-sensor:


Intake Air Temperature sensor
Общее устройство и направление движения поступающего
воздуха – на рисунке внизу:

При снятии MAF-sensor следует соблюдать определенную
последовательность: (см. рис. слева):

  1. снять разъем с сенсора
  2. открутить нижний винт
  3. открутить верхний винт
Осторожными движениями «влево – вправо - на себя»,
вытащить сенсор из своего установочного места

Основная неисправность в большинстве случаев, заключается опять-таки в несвоевременном прохождении технического обслуживания, когда воздушный фильтр долго не меняется. Скопившаяся на нем пыль, грязь и др., подхватывается потоком поступающего воздуха, попадает на измерительные элементы MAF - sensor и меняет его показания для блока управления двигателем и остальных систем.

А так как показания MAF - sensor являются одними из основных, то последствия могут самыми различными, начиная от «троения» двигателя и заканчивая его «незапуском» или трудным запуском, особенно в холодное время года.

В мастерской Когут В.В. недавно был такой случай: автомобиль плохо запускался, мог заглохнуть, иногда «троил».

После проведения осмотра выяснилось, что на измерительных элементах MAF - sensor застряла ниточка от рабочей белой перчатки.

А перед этим автомобиль был на ремонте в сторонней мастерской.

Делайте выводы, владельцы…

Пьезоэлектрический датчик детонации
Knock sensor

Его расположение на фото

справа, красная стрелка. По своему принципу работы, датчик детонации является датчиком вибрации и предназначен для определения и регистрации акустических колебаний, которые возникают при работе двигателя. Блок управления двигателем получает эти сигналы от датчика детонации, сравнивает их с «зашитыми» - эталонными, и в зависимости от уровня расхождения изменяет угол опережения зажигания, что бы уменьшить или полностью устранить эффект детонации конструктивных элементов двигателя.

Конструкция и принцип работы хорошо описана в «мануале»:

Любая масса, благодаря своим инерционным свойствам подвергающаяся воздействию колебаний, создает усилия сжатия на кольцеобразном пьезокерамическом элементе такой же частоты, как и возбуждающие колебания. Внутри керамического элемента эти силы сжатия вызывают сдвиг заряда на внутренних сторонах керамического элемента. При этом возникает электрическое напряжение, которое снимается контактными дисками и далее поступает в блок управления для обработки этого сигнала. Чувствительность датчика определяется значением выходного напряжения, приходящегося на единицу ускорения (мВ/г) на выходе датчика. Напряжение оценивается высокоомным усилителем переменного тока (большого сопротивления) в блоке управления системы зажигания или в системе управления двигателем.

Возникающие ошибки при снятии-установке датчика:

    - практически никогда не применяется динамометрический ключ при затяжке болтов датчика

    - практически никогда не проверяется и не очищается установочное место датчика

В результате этого сигналы датчика детонации могут приходить на блок управления двигателя измененными, вследствии чего возможно принятие ошибочных решений блоком управления.

Accelerator Pedal Position Sensor

Основным элементом этого датчика является потенциометр.

В зависимости от положения педали газа, на нем меняется напряжение. Его характеристики передаются в блок управления двигателем и там, при помощи сравнения двух характеристик - зашитой в Память «эталонной», и полученной от APPS (датчика положения педали газа), рассчитывается ход и угловое положение педали газа.

Информация поделились в Мастерской
Когут Владимира Владимировича г. Москва
8-903-629-62-11
В работе над статьей принимал участие
Гордеев Сергей Николаевич
Свердловская обл., Белоярский р-н, с. Кочневское
ул. Садовая 33 тел.: 89024442335

Ник «FERMER»
Описание процедур ремонта, диагностики и обслуживания автомобиля Toyota PRIUS Вы можете найти в книге "Toyota PRIUS 2003-09 с бензиновым двигателем 1NZ-FXE(1,5) " по адресу : http://autodata.ru/catalog/toyota_prius/


Обсуждение статьи на форуме: http://forum.autodata.ru/7/12122/
наверх