Toyota Prius. Компоненты системы управления двигателем

Компоненты системы управления автомобиля Prius. Устройство, особенности
02.03.2009

Основными компонентами системы управления двигателем являются:

    - MAF-sensor
    - Intake Air Temperature Sensor
    ( встроен в MAF- sensor)
    - Accelerator Pedal Position
    - Sensor
    - Engine Coolant
    - Temperature Sensor
    - Throttle Position Sensor
    - Knock Sensor
    - Crankshaft Position sensor
    - Camshaft Position sensor
    - Heated 02 Sensors
    - A/F sensor

Общая схема системы управления:


Рассмотрим некоторые, наиболее основные.

Узел дроссельной заслонки

Состоит из корпуса, электромотора (цифра 1 на фото) и датчика положения дроссельной заслонки (TPS) – цифра 2 на фото

Угол открытия дроссельной заслонки преобразовывается в два электрических сигнала:

VTA1 и VTA 2

Дроссельная заслонка может управляться (менять свое положение) блоком управления во время запуска двигателя и его прогрева до рабочей температуры, для компенсации возникающих дополнительных нагрузок и др.

Основные проблемы – загрязнение, из-за чего дроссельная заслонка перестает закрываться на свой, определенный угол закрытия (обычно это около 15%, что является логическим нулем для блока управления после проведения последнего переобучения), вследствие чего возникают такая проблема:

- двигатель начинает работать постоянно и не глохнет даже при условии «высоковольтная батарея заряжена полностью».


После промывки дроссельной заслонки, которая делается с обязательным снятием узла с автомобиля, вследствие изменения количества поступающего воздуха, может возникнуть следующая неисправность - обороты двигателя начнут "плавать».

Данную ошибку можно устранить т.н. «переобучением».

Самый простой и доступный вариант для большинства пользователей – скинуть клемму АКБ на время около 30 минут. После этого желательно проехать на автомобиле несколько километров при различных нагрузках.

Но такое переобучение помогает не всегда, и тогда придется проводить переобучение при помощи сканера.

Mass Air Flow Meter



Измерительными элементами являются
Thermistor и Platinum Hot-wire (стрелка на фото
справа):
Его расположение можно посмотреть
на фото слева, стрелка.


Датчик измерения температуры поступающего в двигатель воздуха располагается на корпусе MAF-sensor:


Intake Air Temperature sensor
Общее устройство и направление движения поступающего
воздуха – на рисунке внизу:

При снятии MAF-sensor следует соблюдать определенную
последовательность: (см. рис. слева):

  1. снять разъем с сенсора
  2. открутить нижний винт
  3. открутить верхний винт
Осторожными движениями «влево – вправо - на себя»,
вытащить сенсор из своего установочного места

Основная неисправность в большинстве случаев, заключается опять-таки в несвоевременном прохождении технического обслуживания, когда воздушный фильтр долго не меняется. Скопившаяся на нем пыль, грязь и др., подхватывается потоком поступающего воздуха, попадает на измерительные элементы MAF - sensor и меняет его показания для блока управления двигателем и остальных систем.

А так как показания MAF - sensor являются одними из основных, то последствия могут самыми различными, начиная от «троения» двигателя и заканчивая его «незапуском» или трудным запуском, особенно в холодное время года.

В мастерской Когут В.В. недавно был такой случай: автомобиль плохо запускался, мог заглохнуть, иногда «троил».

После проведения осмотра выяснилось, что на измерительных элементах MAF - sensor застряла ниточка от рабочей белой перчатки.

А перед этим автомобиль был на ремонте в сторонней мастерской.

Делайте выводы, владельцы…

Пьезоэлектрический датчик детонации


Knock sensor

Его расположение на фото

справа, красная стрелка. По своему принципу работы, датчик детонации является датчиком вибрации и предназначен для определения и регистрации акустических колебаний, которые возникают при работе двигателя. Блок управления двигателем получает эти сигналы от датчика детонации, сравнивает их с «зашитыми» - эталонными, и в зависимости от уровня расхождения изменяет угол опережения зажигания, что бы уменьшить или полностью устранить эффект детонации конструктивных элементов двигателя.

Конструкция и принцип работы хорошо описана в «мануале»:

Любая масса, благодаря своим инерционным свойствам подвергающаяся воздействию колебаний, создает усилия сжатия на кольцеобразном пьезокерамическом элементе такой же частоты, как и возбуждающие колебания. Внутри керамического элемента эти силы сжатия вызывают сдвиг заряда на внутренних сторонах керамического элемента. При этом возникает электрическое напряжение, которое снимается контактными дисками и далее поступает в блок управления для обработки этого сигнала. Чувствительность датчика определяется значением выходного напряжения, приходящегося на единицу ускорения (мВ/г) на выходе датчика. Напряжение оценивается высокоомным усилителем переменного тока (большого сопротивления) в блоке управления системы зажигания или в системе управления двигателем.

Возникающие ошибки при снятии-установке датчика:

    - практически никогда не применяется динамометрический ключ при затяжке болтов датчика

    - практически никогда не проверяется и не очищается установочное место датчика

В результате этого сигналы датчика детонации могут приходить на блок управления двигателя измененными, вследствии чего возможно принятие ошибочных решений блоком управления.

Accelerator Pedal Position Sensor

Основным элементом этого датчика является потенциометр.

В зависимости от положения педали газа, на нем меняется напряжение. Его характеристики передаются в блок управления двигателем и там, при помощи сравнения двух характеристик - зашитой в Память «эталонной», и полученной от APPS (датчика положения педали газа), рассчитывается ход и угловое положение педали газа.

Информация поделились в Мастерской
Когут Владимира Владимировича г. Москва
8-903-629-62-11
В работе над статьей принимал участие
Гордеев Сергей Николаевич
Свердловская обл., Белоярский р-н, с. Кочневское
ул. Садовая 33 тел.: 89024442335

Ник «FERMER»
Описание процедур ремонта, диагностики и обслуживания автомобиля Toyota PRIUS Вы можете найти в книге "Toyota PRIUS 2003-09 с бензиновым двигателем 1NZ-FXE(1,5) " по адресу : http://autodata.ru/catalog/toyota_prius/


Обсуждение статьи на форуме: http://forum.autodata.ru/7/12122/
Загрузить
Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами