Mitsubishi Space Star 2003. Датчик скорости входного вала

25.04.2015

Неисправность механики или электроники?
При проведении диагностических мероприятий на автомобиле, иногда возникает необходимость максимально точно определить: "Имеющаяся неисправность относится к механической поломке или к проблемам в электронике или электрике?". Это важно. Поделюсь своим опытом решения этого вопроса.
Итак, автомобиль Mitsubishi Space Star 2003 года выпуска. На панели приборов моргал индикатор, что говорило о том, что в коробке передач возникла неисправность. Код неисправности 41: "Передаточное соотношение 1 передачи не соответствует стандартному". Если точнее: "Code No. 41 1st gear incorrect ratio. If the output from the output shaft speed sensor multiplied by the 1st gear ratio is not the same as the output from the input shaft speed sensor after shifting to 1st gear has been completed, diagnostic trouble code No. 41 is output. If diagnostic trouble code No. 41 is output four times, the transaxle is locked into 3rd gear as a fail-safe measure, and the N range light flashes at a frequency of 1 Hz."

Для поиска неисправности можно воспользоваться подсказкой мануала:

Для поиска неисправности можно воспользоваться подсказкой мануала
Но можно пойти другим путём (имея в виду подсказки из мануалов).
Для поиска такой неисправности нам понадобится:
1. Сканер и\или осциллограф
2. Подъёмник
3. Руководства по ремонту для данного автомобиля

Сразу хочу оговориться: я ни разу не спец по диагностике и ремонту коробок передач. Однако в понятие "автомобильная диагностика" включено всё, в том числе и поиск неисправностей по коробкам передач: сильно упрощая, можно сказать, что проводя диагностику, мы ищем ответ на вопрос: "Чего нет, что изменилось или пропало в передаче сигнала от оконечного датчика до бортового компьютера или между ними". И это, кстати, поможет ответить на вопрос: "Какого вида неисправность в коробке передач – электронная или механическая?".

Согласитесь, это знать не только нелишне, но и важно – чтобы клиент смог правильно распределить свои силы и средства и ясно представлял: тратиться ему на механический ремонт или нет. Потому что код неисправности 41 – код многообразный, приведу некоторые причины возникновения этого кода:
1. Неисправность генератора импульсов (датчиков скорости)
2. Неисправность барабана муфты понижающей передачи
3. Возникновение помех
4. Износ внутренних шестерен АКПП (модели с 4-скоростной АКПП)
5. Неисправность планетарного ряда
6. Неисправность тормоза первой передачи и передачи заднего хода
7. Неисправность муфты понижающей передачи
8. Неисправность тормоза дополнительного планетарного ряда (модели с 5-скоростной АКПП).

В руководствах по ремонту правильно говорится, что "неисправности АКПП могут быть вызваны неисправностью систем двигателя, неправильной регулировкой или внутренней неисправностью электронной или гидравлической систем управления КПП, механической неисправностью КПП. Поэтому ВСЕГДА начинайте диагностику с проверки уровня и состояния масла в АКПП".

А как же иначе? Поэтому первым делом – проверил, убедился, что всё нормально. Далее: автомобиль на подъемник. Беру сканер, удаляю ошибку, завожу двигатель, переключаю передачи, контролирую параметры:
- скорость вращения двигателя
- скорость вращения входного вала
- скорость вращения выходного вала
- скорость автомобиля.

Вначале, пока АКПП не особенно нагрелась, данные параметры соответствовали скоростным режимам двигателя и коробки, неисправность себя не проявляла. Но через какое-то время сканер показал, что с датчика скорости первичного вала коробки передач идет неверный сигнал. Сканер опять зафиксировал ошибку. Вот тут пора обратиться к осциллографу. Подключаем осциллограф и смотрим сигналы с обоих датчиков скорости коробки передач – входного и выходного валов.

Между прочим: автомобили Mitsubishi могут преподносить сюрпризы (пример в статье "Mitsubishi Montero Sport. Аварийный режим коробки").

Двигатель работает на холостом ходу, АКПП в положении "D", смотрю на монитор – что там с сигналами?

На осциллограмме видны пропуски импульсов с датчика первичного (входного) вала:

На осциллограмме видны пропуски импульсов с датчика первичного (входного) вала
1 IN – это входной вал, 2-out – это выходной вал

Первичный вал получает крутящий момент с мотора, а через вторичный вал передаётся крутящий момент на колёса. Если учесть, что в данный момент, двигатель работает с постоянной скоростью, то и импульсы должны идти с постоянной скоростью. В идеале, на экране осциллографа, мы не должны видеть никаких пропусков. При механических неисправностях сигналы были бы неправильными как на входном, так и на выходном валах. Для большей наглядности можно и третий канал осциллографа подключить к выходу на тахометр. Тогда бы мы могли наблюдать при таком дефекте, что обороты первичного (входного) вала, не соответствуют оборотам двигателя.

Вывод такой: неисправность датчика скорости входного вала. Его замена помогла решить вопрос. Неисправность устранена.

Замена датчика скорости входного вала помогла решить вопрос.
Могу отметить, что подобные полупроводниковые датчики скорости вращения начинают выдавать неправильные, так сказать, "сбойные" сигналы при нагреве (иногда при охлаждении). То ли там нарушаются какие-то физические свойства полупроводника, то ли что-то ещё, но из опыта скажу: если датчик такого типа начинает барахлить – начинайте поиск неисправности именно с него. Возможно, это поможет сэкономить много времени. И ещё: одним из вариантов проверки может являться снижение температуры проверяемого датчика скорости если он нагрет: остудите его при помощи вентилятора или чем-то ещё и проверьте заново. Способ не стопроцентный, но помогает.

Кудрявцев Михаил Евгеньевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
mmctuning.ru/
Союз автомобильных диагностов


Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх