Обучение автомобильной диагностике. Часть 2
Можно ли научить автомобильной Диагностике? Нелья
28.03.2009
Научиться автомобильной Диагностике.
За две недели.
Можно?Нет, за две недели научиться автомобильной Диагностике нельзя по определению.
Это факт.
А вот «повернуть голову в нужном направлении» - можно.
У преподавателей консультационных курсов обучения Козыры Андрея Николаевича и Волкова Сергея Александровича есть свои способы и методы для этого. Давайте послушаем их мысли.
«Вы хорошо подумали»?
Перед тем, как записать человека на консультационные курсы обучения и выслать ему приглашение, мы стараемся определить его уровень подготовки. Для этого ему задаётся несколько специфических вопросов, по ответам на которые можно сделать определенный вывод. И в зависимости от уровня подготовки мы предлагаем человеку тот или иной курс обучения.
Есть «Базовый», есть «Мастер-класс», есть и другие направления.
Всё зависит от того, насколько человек подготовлен, насколько «созрел» и понимает, что «Научиться с нуля автомобильной Диагностике нельзя». Справедливо будет спросить: « А если человек хочет с нуля?». Пожалуйста. Для этого у нас есть «Подготовительный курс».
Но бывают и другие варианты. Говоришь с человеком, выясняешь его уровень подготовки и понимаешь, что ему сейчас нужен только «подготовительный курс». Но на них он идти не хочет. Он хочет «все и сразу». Он хочет «немного поучиться, получить корочки и стать автомобильным Диагностом».
Таким людям мы пытаемся объяснить, что:
- «немного поучиться и превратиться в автомобильного Диагноста нельзя по определению»
- так называемые «корочки» мы не выдаем, да и не в «корочках» дело, главное – Знания и практический опыт
- «мы не волшебники, и за две недели не превращаем человека в «автомобильного Диагноста», мы только «поворачиваем голову в нужном направлении»
А вот если человек серьезно решил заниматься вопросами автомобильной Диагностики, то с нашей помощью он будет двигаться по правильному пути.
«Теория без Практики мертва»
Очень справедливое выражение. Однако справедливо будет и так сказать:
«Практика без теории невозможна». В любом деле теория является фундаментом, и мы стараемся, что бы этот «фундамент» был максимально крепким и надежным, что бы наш слушатель впоследствии смог на него надежно опереться.
Методик обучения существует множество, мы ничего нового не придумываем, мы используем самые надежные, те, которые дают максимальный эффект.
![]() Теоретические занятия нельзя проводить без наглядных пособий Мы стараемся так организовать учебную деятельность, что бы взаимоувязать деятельность преподавателя и обучаемых, а именно: преподаватель и объясняет материал, и активизирует деятельность обучаемых, побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и анализу. Методов обучения много, но мы используем только такие, которые могут максимально помочь нашим ученикам в изучении, освоении и закреплении учебного материала. | «Знания через глаза и уши»
Именно так, потому что речевой текст лучше всего запоминается с визуальным сопровождением. Для каждой группы обучения предварительно готовится «мануал» с теми вопросами, которые слушатели будут изучать. Это 195 страниц специально отобранных материалов. В этом сборнике есть все «отвизуализированные» объяснения преподавателя, и слушатель может по ходу занятия делать там свои пометки, что бы впоследствии применять в своей дальнейшей практической работе. Кроме такой папки, мы выдаем каждому обучаемому диск DVD с дополнительной учебной информацией. |
Например,-
«Иллюстрация и демонстрация при устном изложении»
Любые теоретические занятия надо проводить только после тщательной подготовки и максимально использовать технические средства обучения, что бы излагаемый материал был всегда перед глазами.
Мы для этого используем ноутбук, который подсоединен к видеопроектору, а тот уже выводит изображение на экран.
Вот, например, очень интересный вопрос: «Корректировка времени впрыска топлива при различных режимах работы двигателя».
Автомобильный Диагност должен назубок знать, помнить и постоянно держать в голове это понимание. А если говорить по-другому, то он должен
«видеть» схему работы двигателя при запуске, при ускорении, при торможении и т.д.
Реальные осцилограммы слушатели увидят позже, на практических занятиях, а сейчас они будут изучать «теорию» на предоставленных чертежах и схемах:
Коррекция впрыска топлива
- Корректировка по температуре воздуха на впуске - Обогащение после пуска - Обогащение при прогреве |
- Коррекция на переходных режимах - Мощностное обогащение - Коррекция по датчику кислорода |
- Коррекция для стабилизации холостого хода - Коррекция при разгоне - Отсечка топливоподачи |
![]() | Для чего это знать? Что бы понимать работу той или иной системы, потому что, только зная и понимая это, можно составить представление о неисправности или её предваряюще- составляющих факторах.
А зная «фундамент» неисправности, можно её устранить с наименьшими затратами. Например, у нас есть проблемы при запуске двигателя. Не заводится или заводится с трудом. Что делать? Правильно, подключим сканер или мотортестер и будем смотреть. А что будем смотреть? На что надо обратить особое внимание? А если знать или помнить таблицу (слева-вверху): «Корректировка времени впрыска топлива при пуске двигателя», уже можно составить представление о том, что может мешать правильному запуску двигателя. Сможем проанализировать ситуацию, снять дополнительные данные, внимательно изучить «дата-лист» и определить неисправность. |
Изучаемый материал необходимо закреплять в памяти и сознании. Конечно, по окончанию учебного курса мы проводим практические, а потом выпускные занятия, но и до них используем такой метод, как «Беседа на конкретных примерах», что бы изученное запомнилось еще лучше.
Вот, например, недавно была тема о «расходомерах воздуха» (MAF-sensor).
Мы изучили Датчик скоростного напора воздуха LMM, Термоанемометрический расходомер воздуха с горячей проволокой HLM, Термопленочный датчик массового расхода воздуха HFM2, Термопленочный датчик массового расхода воздуха HFM5
(здесь обратили внимание на то, что HFМ5 может определять как массу воздуха, так и направление воздушного потока.
| ![]() Благодаря очень тонкой микромеханической мембране датчик очень быстро и точно реагирует на изменения температуры (меньше 15 мс). Это особенно важно при наличии сильно пульсирующих воздушных потоков), расходомер воздуха Karman Vortex. |
Слушателям был рассказан интересный практический случай:
«В каждом большом автосервисе, тем более, если он имеет много постов, есть так называемая «выходная диагностика». Это когда автомобиль проверяется Диагностом перед тем, как покинет ремонтную зону и будет отдан Клиенту. Так вот, пришел такой автомобиль, начинаем запускать двигатель – не запускается. Заводится и глохнет. И так несколько раз. Что за дела такие? Сами видели, как на соседнем посту его заводили, потом проводили на нем очередное ТО. Мистика? Спрашиваем: «Что делали, какие работы проводили?»,- отвечают, что ничего особенного, ТО как ТО. Поменяли масло, все фильтра…начинаем соображать и прикидывать. Замена моторного масла может повлиять на незапуск автомобиля? Вряд ли, но оставить заметочку в голове надо. Вдруг какие-то провода оборвали,…хотя нет, сканер ничего не показывает, никаких ошибок. Меняли воздушный фильтр. А посмотрим на него? Снимаем крышку с воздушного фильтра и буквально остолбеваем: воздушный фильтр стоит новый, но…как он был в целофановой упаковке, так его и поставили. Какой уж тут запуск двигателя…».
В этом рассказанном случае показана не конкретная причина неисправности датчика расхода воздуха, а сделана попытка показать обучаемым некоторые начальные методики проведения автомобильной Диагностики.
Что имеется в виду: «На шаг назад». То есть, если есть какая-то неисправность, то надо постараться выяснить, что делали, какие работы проводились на данном автомобиле перед появлением неисправности.
Но всегда ли так поступают при проведении Диагностики?
Иногда могут делать по-другому, создавая себе дополнительную и ненужную работу, например:
- Не работает?
- Надо подсоеденить сканер и прочитать коды ошибок
- Снять осцилограммы и проанализировать их
И много еще чего можно сделать…
Но стоит ли?
Есть методики, которые, как говорят, «написаны сбитыми пальцами автомобильного Диагноста» ☺
Но нельзя утверждать, что надо пользоваться только определенными, узко ограниченными методиками и только.
Наоборот.
Каждый автомобильный Диагност вправе и даже должен искать новые методики, которые могут помочь в повседневной работе.
И в этой работе не должно быть ничего «застывшего».
Кстати, а что такое «методика» в словаре? Читаем:
МЕТОДИКА
(гр. methodike) - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы.
- В автомобильной Диагностике это: «Совокупность приемов и способов работы, позволяющих найти и устранить неисправность в автомобиле».
А вот другой пример.
Мы уже говорили о таком способе, как «на шаг назад».
А можно применить и такой способ, как: «От простого – к сложному».
Приехал Клиент с уже оформившимся решением:
- Мне надо поменять ручку на руле, где управляется омыватель стёкол.
Поменять кнопку. Сам моторчик работает, кнопка тоже работает, но она «западает» - нажимаешь на неё, а вода не сразу брызжет на стекла. На грязной дороге очень уж неудобно…
Конечно, можно было сразу выполнить его просьбу, но…
Называйте как хотите, но и это можно назвать «методикой»: «От простого к сложному».
Западает кнопка? А проверим её. Включаем зажигание, нажимаем на кнопку, прислушиваемся: моторчик под капотом включается сразу же, а вот вода начинает брызгать на стекла с запозданием в полторы-две секунды.
Если сразу же снова нажать на кнопку омывателя, то вода брызжет без всякой задержки.
Неисправна кнопка?
Нет, она исправна.
Причина в том, что система подачи воды к стеклам «завоздушена», имеет контакт с атмосферой. И насос сначала прогоняет воздух…
Простой пример, правда?
И по стоимости он обошелся Клиенту намного дешевле, чем то, что он захотел сделать, а точнее, ему «посоветовали в Интернете».
Используя наглядные методы обучения перед проведением практических занятий, мы задействуем так же и стенды, на которых можно моделировать самые различные неисправности и тут же, на месте, пытаться их диагностировать и устранять.
Такой подход к обучению помогает нашим слушателям усваивать учебный теоретический материал не только «через уши и глаза», но и «через руки».
С самого начала наших учебно-консультационных курсов мы пытаемся донести до слушателей самое важное: «Автомобильный Диагност – это не «хомо- арбайтен», а «хомо-сапиенс».
Чем отличается автомобильный Диагност от простого «исполнителя»?
Первый умеет:
1. Думать
2. Анализировать
3. Выполнять задачу исходя из предыдущих пунктов
Второй:
1. Просто выполняет порученную ему задачу от «сих» и до «сих».
Вот, если коротко о том, как организована теоретическая часть обучения.
О практической части будет рассказано в следующей статье.
Шопин А.В
Руководитель информационного центра Компании BrainStorm г. Москва
март 2008г.