Отображение дефектов дизеля на «Дельфине», часть 1

07.09.2006

 В отличие от известных диагностических стендов, традиционно оперирующих электрическими сигналами, действующими в контурах управления двигателя и  функциональных систем, в «Дельфине» значительно расширен круг используемых носителей  информации. Методика постановки диагнозов опирается не только на электрические сигналы, но дополнительно  на ультразвуки, вибрации, конструкционную и газовую акустику, давления, магнетизм, температуры и деформации – всего  задействуется 30 наименований датчиков различных физических величин. Для выработки компьютерных диагнозов разработаны оригинальные методики математической обработки измерительных данных.     

         Интеллектуальная насыщенность стенда позволяет диагностировать не только электрические неполадки, но, и что особенно важно,  ранние стадии развития конструкционных и функциональных дефектов. Причем,  не только на двигателях и ходовой части автомобилей, но  и на любых технических устройствах, работа которых сопровождается вибрациями.    

         Разумеется, «человек с улицы» не сможет добиться эффективного использования высоких возможностей такого стенда. Здесь недостаточно умения вставить разъем  в розетку самодиагностики автомобиля и прочитать сообщение на дисплее тестера или сканера.

        «Дельфин» рассчитан на квалифицированного пользователя. Выполнение этого условия становится все более доступным. Бурное развитие техники требует нового более грамотного подхода к ее обслуживанию, а автосервис становится все более привлекательным для образованной молодежи, уже овладевшей компьютером.   Хорошие результаты получаются также у бригады из 2 человек, один из которых хорошо знает физический принцип действия диагностируемого объекта, а другой имеет навыки работы с компьютером. Привлечение диагностов к устранению выявленных ими недостатков – прекрасный путь профессионального совершенствования.

    Умение логически мыслить – непременное требование к участникам работ.          Начальную подготовку пользователи  проходят под руководством  специалистов ЗАО «Циклон» по 100-часовой учебной программе. Обучение возможно на рабочих местах пользователей. Осуществляем авторский надзор.

          Ниже приведены некоторые случаи диагностирования дизелей.    

          (Материалы любезно предоставлены пользователями «Дельфинов»).

 

          На рис.1 волнистой линией показаны поперечные вибрации верхней части нормально работающего  двигателя с последовательностью срабатывания цилиндров 1-3-4-2. Глядя на рисунок можно утверждать, что при срабатывании каждого цилиндра корпус получает толчки примерно одинаковой амплитуды.

Это косвенно свидетельствует о примерно одинаковой мощности, отдаваемой каждым цилиндром. Ниже вибрационного расположены сигналы ультразвуковых датчиков, которые фиксируют  возмущения, обусловленные рабочими процессами.

pr6_deldies_1.jpg

            На рис.2 показаны аналогичные поперечные колебания дефектно функционирующего двигателя с такой же последовательностью срабатывания цилиндров (двигатель «колотит»). По системе впрыска замечаний не обнаружено.  Каких-либо ударов не прослушивалось, хотя шумовая обстановка изменилась непривычным образом.   

           Внимание обратили на относительно большие амплитуды толчков в моменты срабатывания цилиндров 1 и 4 и относительно уменьшенные амплитуды толчков в моменты срабатывания цилиндров 3 и 2. Замечание по двум смежным  цилиндрам  указывало на механическую связь дефектов и на необходимость демонтажа головки. Действительно, прокладка между блоком  цилиндров и головкой  оказалась пробитой в зоне между цилиндрами 2 и 3.

pr6_deldies_2.jpg

На рис.3 зафиксирован момент запуска двигателя. Верхняя кривая отображает напряжение на аккумуляторной батарее. Нижняя кривая показывает ультразвуковую активность форсунки. Сопоставляя их между собой, легко усмотреть момент, когда прекратилась работа стартера и началась работа цилиндров. Произошло это в момент начала работы форсунки на 1850 сек. Задержка начала работы форсунки может быть связана с ее неправильной настройкой, либо с дефектами ТНВД (например, недостаточная гидроплотность клапанов или «завоздушивание»). Если бы впрыск происходил, но двигатель все равно не заводился, то искать дефект надо не в топливной системе, а в цилиндропоршневой группе или в газораспределительном механизме, т.е. в двигателе.

pr6_deldies_3.jpg

Зарубежные разработчики силовых агрегатов рассматривают вибрации как провоцирующий и дестабилизирующий фактор, источник дополнительных динамических нагрузок на конструкцию. Поэтому обычно проводится  нормирование вибраций для эксплуатационных условий. В  основу закладывают спектральные данные по виброскорости.

 На рис.4 и 5 представлены компьютерные оценки допустимости виброактивности по американским нормативам.   Так, зафиксированные на холостом ходу (рис.4) максимальные значения  0,01мм/с  на частоте  107,14 Гц соответствуют виброрежиму с оценкой «хорошо», а на высоких оборотах (рис.5) максимальные значения фиксируются на  той же частоте и достигают значений 844,64 мм/с, что признается «недопустимо».

pr6_deldies_4.jpg

 

pr6_deldies_5.jpg

          Путем набора статистических данных по диагностируемым объектам,  можно отнести их к одному из классов по благополучности и обосновать необходимость дальнейшего поиска дефектов.

          Компьютерные оценки допустимости, представленные на рис. 4 и 5, были получены по измерительным  данным, представленным на рис. 6 и 7.

         Один  датчик вибраций был установлен  на крышке в районе первого цилиндра рядного двигателя и ориентирован поперечно (аналогично случаю рис.1). Другой датчик был установлен аналогично, но в районе шестого цилиндра и ориентирован «навстречу» первому датчику. 

         Визуальным анализом графиков рис.6 легко обнаруживается приблизительное равенство и противофаза колебаний. Это указывает на то, что при каждом срабатывании цилиндров двигатель получает одинаковые односторонние толчки, что соответствует нормальной работе  на режиме холостого хода (смотрите компьютерную оценку на рис.4).

pr6_deldies_6.jpg

На рис.7 приведены показания этих же датчиков на высоких оборотах. Бросается в глаза синфазность колебаний. Наблюдаемые изменения динамики говорят о том, что по мере увеличения оборотов  происходит поворот оси угловых колебаний двигателя от горизонтального положения к вертикальному.

          Для понимания причин аномалии еще раз обратим внимание на результаты спектрального анализа (рис.4 и 5). Сам факт неизменности частоты вибраций 107,14 Гц при различных оборотах двигателя исключает силы инерции, т.е. механику, как  причину аномалии.

Для реализации такой ситуации достаточно нарушить управляемые электроникой фазы впрыска топлива, особенно в крайних цилиндрах (в одном слишком рано, в другом слишком поздно). Диагноз, поставленный на основании простейшего анализа вибраций, полностью подтвердился.

pr6_deldies_7.jpg

Анатолий Коновалов 

                                                                                             Олег Лукьяненко

Специально для Autodata.ru




Книги по ремонту автомобилей

Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами