Почему дизель "дымит"?

21.07.2005

Очень много лет назад в одном из автосервисов работал Волшебник, который за 10 минут мог "вылечить"  автомобиль с дизельным двигателем, если тот "дымил черно-черным дымом".
Потом и в других сервисах, где стали заниматься этим вопросом немного "глубжее", тоже стали ремонтировать такие же проблемы.
И вся причина была в простом.
Для "лечения" надо было только снять воздушный фильтр и тщательно продуть его, то есть, дать возможность воздуху поступать в камеры сгорания в положенном объеме...

"Все гениальное - просто".
Это было сказано еще до нашего рождения.
Нам же только надо знать Основы и Теории.

На вопрос "Почему дизель дымит?", сейчас даже Ученик ответит: " Мало воздуха".
А "продвинутый" Ученик добавит: " И неправильный угол опережения".
Мастер  добавит еще:
- время впрыска топлива
- качество распыления топлива
- степень сжатия
- обороты коленчатого вала
- цетановое число топлива
   А давайте попробуем посмотреть на этот вопрос немного с другой стороны, то есть, "залезть в этот вопрос поглубжее" - ?

Топливо. 
Мы привыкли называть "топливом" все то, что заливаем в наши топливные баки. 
И подразумеваем, что "топливо" - это значит "горение".
Но это немного не так.

Все "простое" в нашем мире всегда состоит из множества "сложного" ( и даже когда мы разберем все эти "сложные" на простые составляющие, то они опять-таки будут всегда  состоять из множества "сложного").
Так и топливо: оно состоит из горючей части (рис.1) и негорючей  (рис.2) :

 

fuel_1.jpg   fuel_2.jpg

                       рис.1                                                          рис.2

 

В камере сгорания тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд
Одна из особенностей камеры сгорания дизельного двигателя в том, что вследствии неоднородного состава смеси там происходит так называемое диффузионное сгорание смеси.
Смесь, в данном случае, состоит из нескольких частей (зон):

fuel_3.jpg     fuel_5.jpg

                      рис.3                                                                рис.4

1 - зона стехиометрического состава топливо-воздушной смеси
2 - зона "богатого" состава смеси
3 - зона "бедного" состава смеси


В зависимости от "качества перемешивания" топливо-воздушной смеси и в зависимости от созданных  условий возможны различные варианты диффузионного горения (рисунки 4 и 5).
   В камере сгорания всегда возможны условия, когда состав зоны стехиометрического состава топливо-воздушной смеси будет меняться в зависимости от созданных условий, а именно:
- давление
- наличие требуемого состава воздуха (кислорода)
- температура
- качество "распыла" топлива
- условия для "перемешивания" топливо-воздушной смеси

Если стехиометрический состав топливо-воздушной смеси превышает 60-80% от общего объема(рис.3 и 4), то диффузионное горение происходит без образования сажи ( С ) и ее частиц (дыма на "выхлопе" нет).
В противном случае, когда в камере сгорания  существует  вот такой состав "смеси":

fuel_4.jpg

                         рис.5


,- то начинается эффект пиролиза ( разложение химических соединений при нагревании) топлива и образования  максимального количества * С *,  так как для этого  "созданы" все нужные условия:
- высокая температура
- недостаток кислорода
И тогда на "выхлопе" наблюдается дым "черно-черного" цвета.

То есть, когда мы видим такой дым на дизеле, то это означает, что внутри камеры сгорания сейчас происходит эффект пиролиза, о причинах которого уже было сказано выше.
И что бы попытаться его устранить, в первую очередь можно проверить:
- состояние воздушного фильтра ( "забит" он или нет, при необходимости продуть его или заменить на новый)
- форсунки ( они могут просто начать "лить" и тогда топлива будет поступать нерасчетное количество)
- угол опережения ( вместо "самовоспламенения"- возникновения очага пламени за счет окисления топливо-воздушной смеси под воздействием давления, температуры и развития экзотермических реакций,- топливо будет подвержено эффекту пиролиза вледствии нарушения изначально заданных условий)

Примечание: Данная статья не является "моментом истины", это просто повод для размышления, который возник  при разговоре с одним "дизелистом", правда, он употребил слово "крекинг", но уместнее говорить "пиролиз". Если у кого-то есть другие мнения, замечания и предложения - прошу на наш Форум в раздел "Думаем, спорим, размышляем". Как говорится: "Истина всегда одна, но она временами может рядиться в разные одежды".


Владимир Петрович Кучер





Книги по ремонту автомобилей

Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Isuzu двиг. 6HK1-TC(7,8) 6HL1(7,2) 6HH1(8,2) 4HK1-T/TC(5,2) 4HL1(TC)(4,8) серия ПРОФЕССИОНАЛ (New Holland/Sumitomo/Hitachi/CASE/JCB) Диагн.Ремонт.ТО
Isuzu двиг. 6HK1-TC(7,8) 6HL1(7,2) 6HH1(8,2) 4HK1-T/TC(5,2) 4HL1(TC)(4,8) серия ПРОФЕССИОНАЛ (New Holland/Sumitomo/Hitachi/CASE/JCB) Диагн.Ремонт.ТО
Toyota дизельные двигатели 1KD-FTV (3,0), 2KD-FTV (2,5) серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика. Ремонт. ТО (+Характерные неисправности)
Toyota дизельные двигатели 1KD-FTV (3,0), 2KD-FTV (2,5) серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика. Ремонт. ТО (+Характерные неисправности)
HINO&TOYOTA двиг J08C-TP/TR J05C/TD J05D J05E-TE/TC/TD S05C-B/T S05D. Серия ПРОФЕССИОНАЛ (Hino Ranger/Dutro&Toyota Dyna/ToyoAce) Диагностика.Ремонт.ТО
HINO&TOYOTA двиг J08C-TP/TR J05C/TD J05D J05E-TE/TC/TD S05C-B/T S05D. Серия ПРОФЕССИОНАЛ (Hino Ranger/Dutro&Toyota Dyna/ToyoAce) Диагностика.Ремонт.ТО
HINO двигатели H06C(T), H07C(Т), H07D, EH700(TI), EP100 Серия ПРОФЕССИОНАЛ (устанав на Hino Ranger, спецтехнику KOMATSU/HITACHI) Диагностика.Ремонт.ТО
HINO двигатели H06C(T), H07C(Т), H07D, EH700(TI), EP100 Серия ПРОФЕССИОНАЛ (устанав на Hino Ranger, спецтехнику KOMATSU/HITACHI) Диагностика.Ремонт.ТО
MITSUBISHI двигатели 6D22(T), 6D24(T), 6D40(T), 8DC9/DC10/DC11 & HYUNDAI двигатели D6AU/AZ/AB/AC/CA, D8AY/AX Серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика.Экспл.ТО
MITSUBISHI двигатели 6D22(T), 6D24(T), 6D40(T), 8DC9/DC10/DC11 & HYUNDAI двигатели D6AU/AZ/AB/AC/CA, D8AY/AX Серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика.Экспл.ТО
Mitsubishi Fuso Fighter с 1999 с дизельными двигателями 4M50(4,9), 6M60(7,5), 6M61(8,2). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Mitsubishi Fuso Fighter с 1999 с дизельными двигателями 4M50(4,9), 6M60(7,5), 6M61(8,2). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Mitsubishi Fuso Fighter 1990-99 с дизельными двигателями 6D14 (6,5), 6D15-T (6,9), 6D16 (7,5), 6D17 (8,2) Ремонт. Эксплуатация. ТО
Mitsubishi Fuso Fighter 1990-99 с дизельными двигателями 6D14 (6,5), 6D15-T (6,9), 6D16 (7,5), 6D17 (8,2) Ремонт. Эксплуатация. ТО
Двигатели Mitsubishi 6D14/6D14-T/6D15-T/6D16/6D17 и Hyundai D6BR. Диагностика. Ремонт. ТО
Двигатели Mitsubishi 6D14/6D14-T/6D15-T/6D16/6D17 и Hyundai D6BR. Диагностика. Ремонт. ТО
Mitsubishi двигатели 4D33/4D34-T4/4D35/4D36 & Hyundai двигатели D4AF/D4AK/D4AE серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика. Ремонт. ТО
Mitsubishi двигатели 4D33/4D34-T4/4D35/4D36 & Hyundai двигатели D4AF/D4AK/D4AE серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели B, 3B, 11B, 14B, 15B-F, 15B-FT серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели B, 3B, 11B, 14B, 15B-F, 15B-FT серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели 2C-TE, 3C-E, 3C-T, 3C-TE. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Toyota двигатели 2C-TE, 3C-E, 3C-T, 3C-TE. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Toyota дизельные двигатели 2L, 2L-T, 3L, 5L. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota дизельные двигатели 2L, 2L-T, 3L, 5L. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели 1C, 2C, 2C-T. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели 1C, 2C, 2C-T. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика. Ремонт. ТО
Honda CR-V 2WD и 4WD (2007-12) бензин. двигателями R20A (2,0) и K24Z1 (2,4) Эксплуатация. ТО. Ремонт
Honda CR-V 2WD и 4WD (2007-12) бензин. двигателями R20A (2,0) и K24Z1 (2,4) Эксплуатация. ТО. Ремонт
KIA Ceed с 2006 / рестайлинг с 2010 c бензин. G4FA (1,4), G4FC (1,6), G4GC (2,0) Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог з/ч для ТО)
KIA Ceed с 2006 / рестайлинг с 2010 c бензин. G4FA (1,4), G4FC (1,6), G4GC (2,0) Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог з/ч для ТО)
Mitsubishi Pajero II 1991-02 с дизельными двигателями 4D56(2,5) 4M40(2,8) серия ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО(+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi Pajero II 1991-02 с дизельными двигателями 4D56(2,5) 4M40(2,8) серия ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО(+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi Pajero III 2000-06 с дизельным двигателем 4M41(3,2). Серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Экспл. ТО (+Каталог расход. з/ч. Характерные неисправности)
Mitsubishi Pajero III 2000-06 с дизельным двигателем 4M41(3,2). Серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Экспл. ТО (+Каталог расход. з/ч. Характерные неисправности)
SsangYong New Actyon/Korando с 2011 бенз. G20DF(2,0) диз. 20DTF(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт.Экспл.ТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч. Характер неисправ)
SsangYong New Actyon/Korando с 2011 бенз. G20DF(2,0) диз. 20DTF(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт.Экспл.ТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч. Характер неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado150 c 2009 бенз. 1GR-FE(4,0) 2TR-FE(2,7) диз. 1KD-FTV(3,0) серия Автолюбитель РемонтЭксплТО(+Каталог з/ч. Характер. неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado150 c 2009 бенз. 1GR-FE(4,0) 2TR-FE(2,7) диз. 1KD-FTV(3,0) серия Автолюбитель РемонтЭксплТО(+Каталог з/ч. Характер. неисправ)
Honda CR-V 1995-01 (праворульные модели) с бензиновым двигателем B20B (2,0) Ремонт. Эксплуатация. ТО
Honda CR-V 1995-01 (праворульные модели) с бензиновым двигателем B20B (2,0) Ремонт. Эксплуатация. ТО
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами