Почему ломается Prius?
26.01.2009
До сих пор в России многие автовладельцы с большим недоверием относятся к автомобилю под названием Toyota Prius.
Они наслышаны о нем и, как обычно, запоминают только плохое: «А что будешь делать, когда сядет батарейка?», «Сплошная электроника», «Часто ломается», «На морозе не заводится», «Негде обслужить» и так далее и тому подобное…
Ничего удивительного, такой уж у нас, русских, менталитет.
«Нам бы чего попроще»…
Купите тогда велосипед.
А на Западе эти автомобили под названием «гибриды», уже давно и прочно завоевали заслуженную популярность.
Зададим и повторим вопрос, волнующий многих:
«Prius часто ломается»?
И сами же ответим, честно и справедливо:
«Да, часто».
Но только в том случае, если к этому автомобилю относятся как к «Жигулям».
В подавляющем большинстве случаев Toyota Prius (да и вообще «гибриды») выходят из строя по причине «человеческого фактора», то есть, из-за того, что владелец Prius относится к своему автомобилю откровенно наплевательски и не выполняет даже элементарных условий эксплуатации. Или другая крайность – желает обязательно что-то усовершенствовать.
Например, как на «Жигулях», решает «поэкономить» и «еще поездить на старом масле». Или просто не знает, что его надо менять. Самое распространенное мнение: «а зачем менять, ведь там даже щупа нет для проверки масла. Значит оно там вообще не меняется!»
А что получается из-за такой, казалось бы, «мелочи», читайте далее…
Как Вы знаете, этот автомобиль устроен «немного» сложнее, чем «обычная иномарка», и «намного сложнее», чем «Жигули». Вот его принципиальная схема:Обратите внимание на обозначения MG1 и MG2 – об этом и будем говорить. Это так называемые «мотор-генераторы», каждый из которых имеет свое особое предназначение.
MG1 используется, в основном, в режиме генератора для зарядки аккумулятора и запуска двигателя в роли стартера в режиме мотора.
MG2 используется как основная «тяговая» сила в режиме мотора. Он может приводить в движение автомобиль автономно, а может работать вместе с ДВС. А в режиме генератора – это пополнение заряда высоковольтной батареи (ВВБ).
Наглядно посмотреть расположение MG1 и MG2 можно на следующем рисунке:Обратим внимание, что внизу под MG2 располагается картер. То есть, этот мотор-генератор «омывается» специальным маслом для охлаждения. Надо сказать, что у Prius в 10 кузове MG2 работает без попадания масла на обмотки. Т.е. масла в коробке приблизительно на 1 литр меньше.
Это сделали потому, что повысили мощность MG2 и были опасения его перегрева.
Но опасность поджидала совершенно в другом месте.
На фото выше вы видите мотор-генератор MG2. Так он должен выглядеть в «рабочем» состоянии. Производители этого автомобиля, хотя и заложили в его узлы и агрегаты определенный запас надежности, но совершенно не учли т.н. «человеческий фактор», они даже и подумать не могли, что владелец такого автомобиля может нарушать периодичность технического обслуживания и, например, долгое время не менять масло или заливать некачественное (которое, типа, «подешевше»).
Давайте внимательно посмотрим на «следствие человеческого фактора»:
Это сгоревшая обмотка мотор-генератора MG2.
Причина элементарная: «несвоевременная замена масла». То есть, «непрохождение очередного технического обслуживания». Вы спросите: «А при чем здесь масло и сгоревшая обмотка»?
Самая прямая причина, слушайте:
Как уже говорилось выше, на Prius в 11-м кузове Производитель повысил мощность мотор-генератора MG2 и, опасаясь его перегрева, решил производить дополнительное охлаждение MG2 за счет «масляной ванночки».
То есть, мотор-генератор MG2 в корпусе располагается таким образом, что приблизительно половина его постоянно находится в масле. Это специальный масляный контур, где масло постоянно циркулирует и охлаждает мотор- генератор, и одновременно смазывает и так же охлаждает детали Hybrid Transaxle:Если масло менять регулярно, то все будет нормально.
Но если превысить сроки эксплуатации масла, то может произойти следующее:
- в масле, во время работы, в результате работы механических деталей, появляется металлическая стружка. Она токопроводимая. Образуется «смесь» масла и стружки. В результате постоянного движения масла, а точнее, этой «смеси», происходит постепенное «вымывание» лака с поверхности обмоток MG2, и через какое-то время происходит обыкновенное межвитковое «замыкание» обмоток.
Но это процесс долгий. А есть более страшное оружие у MG2 – «катапульта». Рассмотрим подробнее: в роли ротора у MG2 – постоянный очень сильный магнит. Из смеси масла со стружкой он «вылавливает» кусочки стружки, т.е. попросту примагничивает к себе. До определенных оборотов MG2 эти кусочки «кружатся» вместе с ротором. Но по законам физики при достижении MG2 больших оборотов, он «выстреливает», как из катапульты эти кусочки. И они с огромной силой «бомбардируют» защищенную тонким слоем лака обмотку. Долго - ли выдержит обмотка такую бомбардировку? После этого владелец едет на замену MG2. А деталь эта очень и очень не дешевая даже б/у. А новая сопоставима с половиной стоимости самого автомобиля.
И последнее.
В одной короткой статье совершенно невозможно рассказать обо всём по данному вопросу: «Почему ломается Prius». Да и задачи такой не ставилось. Рассказывать о той или иной проблеме будем по мере времени.
Спасибо.
Информация предоставлена
Ветёлкиным Михаилом Юрьевичем
«Мастерская по ремонту гибридных автомобилей»
г. Москва
8 909 663 9920
В работе над статьей принимал участие
Гордеев Сергей Николаевич (FERMER)
© Легион-Автодата