Режимы работы GDI "изнутри"
05.04.2005
В Интернете опубликовано множество статей "про GDI", но, к сожалению, они все практически перепечатаны с одного источника и "изюминки" в них одного размера и цвета.
Эта статья посвящена достаточно интересному как с практической, так и с теоретической точек зрения вопросу: режимы работы двигателя GDI "изнутри", то есть так, как их "видит" бортовой компьютер. Ну а мы постараемся интерпретировать эти, пока еще предварительные данные.
Сразу два вопроса позвольте задать.
Первый вопрос: если вы человек внимательный, то обращали, конечно же, внимание, что при работе на холостом ходу двигатель вдруг самостоятельно начинал работать "шустрее", то есть, самопроизвольно "приподнимал" обороты, а через какое-то время они плавно возвращались обратно.
Второй вопрос: если не сами, то кто-то из соседей по гаражам говорил вам о необычном выхлопе двигателя GDI, "какой-то он не такой как у всех, какой-то необычный и непонятный запах", не правда ли?
COMBUSTION MODE - эти слова можно перевести по-разному, но для нас понятнее будет сказать, что это "режим работы ". Именно так сканер MUT2 пишет на своем дисплее в первой строчке. А во второй сканер "поясняет" - какой именно режим:
COMPRESSION ON LEAN
или
STICH F/B.
COMPRESSION ON LEAN - это режим работы на сверхобедненной топливо-воздушной смеси.
STICH F/B - режим работы на таком составе топливо-воздушной смеси, которая приближается к стехиометрическому, имеет "обратную связь" и может регулироваться "через" датчик кислорода.
Наглядно режимы работы можно предоставить таким образом:
рис. 1 рис. 2
Для приведенных рисунков 1 и 2 надо сделать обязательные пояснения.
Обороты двигателя указанные слева:
- 625 RPM,- это "идеал" существующий на новом и абсолютно исправном двигателе. На уже "хоженном" двигателе разброс может составлять от 620 до 650 RPM.
- 900 RPM - здесь так же может быть "разброс" до 50 оборотов в ту или иную стороны.
- горизонтальная "time" : определенное время здесь не показывается (см. далее по тексту).
От чего зависят "переходы" из режима в режим?
Так называемая "правильная" работа двигателя определяется в первую очередь оптимальным составом топливо-воздушной смеси и не последнюю роль здесь играет такое понятие, как "расслоение смеси", потому что только при качественном расслоении смеси можно достичь качественное регулирование нагрузки и, что так же является досточно важным условием - снизить количество вредных выбросов в атмосферу.
Наиболее вредным продуктом окисления топлива является оксид азота (NO), образующийся в результате химической реакции между азотом и кислородом при температуре в камере сгорания свыше 1500k.
Не будем рассматривать имеющийся при этом "Махе - эффект", скажем только, что при работе двигателя GDI на ХХ и при образовании максимально допустимой концентрации NO (вспомните "непонятный" запах из выхлопной трубы), бортовой компьютер переводит двигатель в режим, который можно условно назвать "продувкой".
Обороты двигателя повышаются до 900 ( плюс-минус 50) и происходит смена режима работы двигателя, с COMPRESSION ON LEAN наSTICH F/B.
Режим STICH F/B в свою очередь разделяется еще на два подрежима:
- режим регулирования топливо-воздушной смеси по показаниям датчика кислорода ( CLOSED LOOP) и
- режим работы без регулирования состава топливо-воздушной смеси датчиком кислорода ( OPEN LOOP).
При условии исправности всех систем ЭСУД (электронная система управления двигателем), датчик кислорода работает так, как ему и положено:
фото 1
,- от 117 mV до 958 mV ( это не идеал, но все же...).
Если при работе двигателя на ХХ наблюдается довольно частый переход из режима COMPRESSION ON LEAN в режим STICH F/B, то это может означать, в первую очередь, неправильный состав топливо-воздушной смеси и уже по этому признаку можно делать определенные косвенные выводы о исправности той или иной системы управления двигателем.
Встречалось такое, что вместо штатного датчика кислорода ставили "кислородник" от "девятки". В этом случае система "намертво" вставала в режим OPEN LOOP, а показания датчика кислорода были постоянными - около 30 mV.