Телефонный ремонт 5E-FE
25.07.2005
В дальнюю дорогу собираться всегда сладко.
Впереди новые и неизведанные горизонты, новые встречи и ощущения, свежий и незастоявшийся воздух.
Что брать в дальнюю дорогу?
«Брать» - это потом, а сначала надо подготовить свою «ласточку».
И желательно в Хорошем автосервисе.
Желательно у Знакомого, который уже когда-то ремонтировал или осматривал вашу машину и знает или предполагает все ее имеющиеся «болячки» и «слабые места».
В этой короткой путевой заметке обойдемся без имен и фамилий, пусть в ней будут принимать участие только двое: Водитель и Диагност.
Итак,- Водитель.
«…В дальней дороге, когда с автомобилем становится «что-то не так» и когда до знакомого Диагноста сотни километров – трудно, однако !
Возле дорог и в пролетающих мимо городишках есть автосервисы, но после обращения в некоторые – все желание отпало. Там не делают и не любят «сложности и непонятности», там бы все попроще: сделать «развал-схождение», поменять колесо или что-то еще подобное.
И при этом всегда обращают внимание на государственный номер, на регион, откуда автомобиль.
И если видят цифры «99» или «97», то отношение сразу меняется.
Отношение и цена за ремонт.
Разговор становится любезнее, а цена растет.
Так и за мою неисправность, которая возникла внезапно и с которой пришлось обращаться в несколько придорожных сервисов, запросили сразу же несколько тысяч.
Рублей, естественно. И без какой-то определенной гарантии.
А откуда у нас, у актеров такие бешенные деньги.
Запросили столько, сколько и взял с собой в дорогу. Почти.
Пришлось снова выезжать на трассу и продолжать путь.
Машина у меня простая, но давно любимая всеми, особенно тещей, потому что в TOYOTA-Sprinter с кузовом «универсал» можно загрузить много всяко-разного имущества (про себя я все это называю «барахлом»).
Двигатель 5E-FE, полтора литра, коробка передач автоматическая.
Когда все в машине работает «тип-топ», то этого объема хватает «за глаза», и динамика хорошая, и на трассе можно спокойно «держать» 120 в час безо всякого напряжения.
Через сутки, когда «Огни Большого Города» остались далеко позади, когда шесть часов подряд «летели через дождь», вот тогда все это и началось.
Нет, сам по себе двигатель работал вполне нормально.
Но только временами он как-то непонятно «вздрагивал», обороты падали, потом поднимались, потом снова «устаканивались» и можно было ехать далее.
Но с каждым часом пути неисправность «толстела и множилась».
Это когда я размышлял, каким способом можно решить неисправность…
Можно было бы плюнуть на все и продолжать так ехать.
«Спотыкаясь и матерясь внутри себя».
Такая работа двигателя – вроде бы мелочь, но как иногда такие «мелочи» могут отравлять нам жизнь!
Можно было бы остановиться и заглянуть Проблеме в глаза, попытаться понять, что она из себя представляет.
Можно было бы, да.
Если бы «мозги были повернуты правильно» и «нацелены» на ремонт.
Извините, я могу только «поговорить» с двигателем.
Покурить с ним, порассуждать с этой «железякой», авось, что-то у нее и «проснется».
Потому что в любом неодушевленном все-равно есть частичка Живого…
Русский народ силЕн пословицами и поговорками и в данный момент подвернулась необходимая: «Пока жареный петух…».
Неисправностью было решено не заниматься - авось «рассосется» сама собой…
Это было вторым решением Проблемы: отвернуться от нее и наивно предполагать, что в этом случае она, Проблема, тебя не заметит и пройдет мимо.
А ты, затаив дыхание, будешь с облегчением слушать ее затихающие шаги.
И переводить дух. И пот вытирать.
Увы, так бывает только в плохих фильмах или в хороших сказках…
Когда рассвело, то пришло понимание: «Так дальше жить нельзя».
Нельзя так дальше ехать, надо что-то делать.
Мало того, что автомобиль продолжал «вздрагивать», так добавилась еще одна неприятность: при наборе скорости автомобиль стал самопроизвольно переключаться на низшую передачу: начинаешь набирать скорость, под капотом слышится какой-то «хлопок» и машина «клюет» носом.
Вот и наступил момент, когда «жареный петух клюнул».
Какие у меня есть технические знания?
Практически никаких.
Если не считать «тренинга за спиной» своего соседа по дому, который обслуживал мою машину, к которому я всегда обращался, когда «что-то было не так».
Частенько, ожидая своей очереди заехать на подъемник, я стоял у него за спиной и смотрел на его работу.
На его «шаманство», вот как еще можно сказать, потому что другими словами назвать процесс обнаружения неисправности было нельзя.
На мониторе бегают разные «цифирки», какие-то красивые волнистые линии, он смотрит на все, о чем-то думает, а потом «выносит приговор»:
- мне кажется, что неисправность в этом…
И проверяет свое «кажется».
В данный момент я был сильно рад, что живу в 21 веке и что у меня с собой оказался сотовый телефон.
Разница во времени была один час.
Была и надежда, что сосед простит меня за столь ранний звонок.
А когда набирал его номер, подумал, что если все закончится хорошо, то когда вернусь, поеду и куплю ему набор фирменных отверток.
«Просто» пивом тут не обойтись.
Любезностями не обменивались, сразу перешли к делу. Он попросил:
- Поподробнее, пожалуйста.
Обрисовал неисправность подробно, как только мог.
- А вы взяли с собой все то, что я вам советовал взять?
- Конечно.
- Тогда меняйте и если ничего не изменится – звоните.
Советовал он взять простое и несложное: высоковольтные провода, катушку зажигания, свечи зажигания.
За полчаса все это было заменено, но, как вы понимаете, не изменилось ни-че-го.
Пришлось снова набирать его номер.
- Понятно, хорошо. Запустите двигатель и поднесите телефон к двигателю.
И теща, и жена наблюдали за мной с разными выражениями : сонно и скептически, у «мамы», как обычно, были поджаты губы.
А я представил, как могу выглядеть в глазах проезжающих мимо водителей: стоит чудак около своей машины и водит сотовым телефоном около двигателя.
- Вы смотрели мап сенсор?
- Мох вах. Или вах мох,- пробормотал я в ответ.
- Не понял, повторите.
- Да это я к тому, что птичий язык не понимаю. Что такое «мап»?
- Понятно. Встаньте перед двигателем и смотрите чуть ниже лобового стекла. Там болтиком «на десять» прикреплена небольшая черная коробочка. С одной стороны к ней идут провода, а снизу от нее идет черный тонкий шланг во впускной коллектор. Увидели?
- и где искать этот "фильтрик"? Среди всего этого умопомрачительного хитросплетения "мысли японской"...
Увидел. Ну и что? Разбирать? Ни в пень ногой…
- это и есть тот самый "мап". Если по-научному, то "Map-sensor"
- далее все просто……снимите шланг с сенсора, посередине должен быть фильтрик. Возьмите трубочку в рот и сильно продуйте в одну и другую стороны. И обратите внимание – когда будете продувать, будет слышно своеобразное «хлюпанье» или нет?
В рот, такую грязь…
Но делать нечего, пришлось.
Да, действительно, своеобразное «хлюпанье» послышалось.
Но не одному же мне дуть.
Пусть и теща потрудится, на даче тачки с песком ворочает, а трубочку продуть для нее плевое дело:
- Мама, нужна ваша помощь...
Все дули усердно, до красноты в лицах.
- а это самое интересное фото. Стрелкой показана та вода, которую мы все (особенно теща моя постаралась), выдули из трубочки...
-а сейчас что, обратно ставить?
-да, только не перепутайте местами, поставьте все точно так же, как и было.
С неверием и безнадегой все было установлено обратно.
Ключ «на старт», запускаем двигатель.
Двигатель заработал и стал работать нормально.
Теща не преминула вставить:
- Вот мужик наш сосед! Все может!
И на дочь свою посмотрела многозначительно...
Ох, мама моя рОдная, и что же вам так неймется.
Это она сказала с намеком на меня, на мое актерство, "которое колбасу в дом если приносит, то вареную, за пятьдесят рублей и мало».
- и все, можно ехать, все будет нормально?
- другой причины пока не вижу,- отозвалась телефонная трубка.
Когда отпуск закончился и мы все, в том числе и теща, вернулись домой, первым делом заехал в магазин и купил обещанное – набор отверток фирмыSnap-On.
Презентовал. Потом вопросительно посмотрел.
Объяснение было коротким:
- MAP-sensor «работает по разряжению» во впускном коллекторе. По каким-то причинам вонутрь вакуумной трубочки попала вода и временами стало происходить своеобразное «захлопывание» разряжения…
Он говорил еще и «умно», но из всего сказанного я понял одно: во всем виновата эта «черная коробочка».
Хороший человек мой сосед.
А вот теща моя все-таки язва!
Зашел в магазин и купил Настоящей Телячьей Колбасы.
Килограмм.
"Московский Провинциал"
июль 2005г.