Toyota Prius 30. Система EGR

30.09.2015

Типовые неисправности 30 кузова. Система EGR

Сегодня гость нашего "Гибрид-сервиса" Дмитрий из города Н-Тагил.

К нам его привело желание провести техническое обслуживание своего Приуса в 30 кузове и "вылечить" ошибку Р0401.
На одометре автомобиля Дмитрия зафиксирован пробег 103 000 км.

Имея же ошибку Р0401, можно с уверенностью сказать, что недобросовестными продавцами пробег скручен, как минимум, в два раза! Т.е. данная ошибка на Приусе в 30 кузове начинает проявляться не ранее, чем через 200.000 км пробега.

Но оставим этот момент на совести продавцов, а мы с вами перейдем к диагностике данного автомобиля.
На фото мы видим, что действительно на данном автомобиле присутствует ошибка Р0401

На фото мы видим, что действительно на данном автомобиле присутствует ошибка Р0401.
Что она означает?
Означает она, что система EGR данного автомобиля не работает, т.е. имеет низкую пропускную способность.

Отсюда возникает второй вопрос: "Что такое система EGR и с чем ее едят?".

Сильно в дебри конструкции мы углубляться не будем. Разберем только основные принципы работы этой системы.

ЕGR (Exhaust Gas Recirculation) - это система рециркуляции отработавших газов. Понятно, что данная система возвращает часть отработавших газов из выпускного коллектора во впускной коллектор. Для чего? Для снижения токсичности выхлопа в режимах прогрева и резкого ускорения двигателя, который на данных режимах работает на обогащённой топливно-воздушной смеси. Казалось бы, что ничего сложного. Но только почему данная система так усложняет жизнь многим владельцам автомобилей и тем, кто их ремонтирует и обслуживает?

Из чего же состоит данная система?
Основная часть системы - это клапан EGR. Он и обеспечивает перепускание газов из выпускного во впускной коллектор. По причине постоянного контакта с раскалёнными газами - наименее живучая часть системы. Основная, она же и самая главная неисправность – это негерметичность. И что, скажете вы, как это влияет на работоспособность ДВС?

Объясню.
На Приусе расход воздуха контролируется МАФ-сенсором, т.е. датчиком массового расхода воздуха. При негерметичности клапана EGR, в камеры сгорания у нас будет поступать "неучтенный" воздух, который приведет смесь к обеднению. Т.е. нарушится стехиометрия смеси данного ДВС.

На многих автофорумах предлагается простое до боли решение по "лечению" этой неисправности - заглушить клапан EGR. Т.е. вырезать из жести прокладку, которую вставить перед клапаном, перекрыв воздух!

Но дорогие мои, на дворе 21 век! И таким способом "ремонтировать" систему могут только настоящие варвары.

Самый элементарный и дешевый способ восстановления работоспособности всей системы - это просто качественно очистить и промыть этот клапан. При этом очищаем не только наружную его часть, но и седло и шток клапана.

Посмотрите на фото:

Так должен выглядеть этот клапан в идеале.
Так должен выглядеть этот клапан в идеале. Это уже промытый и почищенный клапан.

Но это не все. В систему встроен так называемый теплообменник (или охладитель), который охлаждает сильно горячие выхлопные газы. На данном фото мы видим, как выглядит снятый с автомобиля теплообменник.

На данном фото мы видим, как выглядит снятый с автомобиля теплообменник.
Проверить его работоспособность проще простого: надо посмотреть его "на просвет".

На данном фото мы видим, что "света в конце тоннеля" почти не видно…

На данном фото мы видим, что "света в конце тоннеля" почти не видно.

Чистим и промываем теплообменник. Смотрим снова:

Теперь отлично видим, что теплообменник хорошо просматривается насквозь.
Теперь отлично видим, что теплообменник хорошо просматривается насквозь (может, на фото это не так хорошо видно).

Следующая часть операции по восстановлению работоспособности системы заключается в промывке и очистке впускного коллектора и воздушных каналов, расположенных в коллекторе. Посмотрите на это фото:

Тут хорошо видны эти каналы в нижней части отверстия впускного коллектора.
Тут хорошо видны эти каналы в нижней части отверстия впускного коллектора. Так как сам коллектор выполнен из пластика, то стоит очень аккуратно подходить к выбору препаратов для химической очистки.

***

Что еще можно сказать по поводу этой процедуры?
Самостоятельно делать её можно порекомендовать только "продвинутым" автовладельцам, которые знают, какие препараты не губительны для резинок и уплотнителей системы, как ими пользоваться и т.д.

Кроме этого, на ДВС необходимо выполнить достаточно большое количество слесарных (разборочных) работ:

- снять впускной коллектор

Снять впускной коллектор.

Фото 8
- снять теплообменник и клапан

Снять теплообменник и клапан.
Повторюсь, что эта процедура требуется не так уж часто. Поэтому данную работу все же лучше доверить профессионалам.

Удачи на дорогах!

Гордеев Сергей Николаевич
(ник на форуме - FERMER)
Свердловская обл., Белоярский р-н
с.Кочневское, ул.Садовая, д.33.
+7 (902) 444-23-35
hybridservis.ru


наверх