Два примера из автодиагностики

10.09.2012

Два примера из авто-диагностики

 

Два примера из диагностики. Мне кажется, они поучительны. Попробую рассказать  о диагностике и некоторых  способах.  Потому что даже на нашем форуме,  уж очень частыми стали случаи, когда вопрос формулируется примерно так:


- Машина заводится (не заводится), работает не устойчиво. Свечи проверил, провода проверил, заслонку помыл… Подскажите куда копать?


 
И подсказывают. И копает.

  Не умею гадать ни по хрустальному шару, ни по картам Таро, ни тем более по бараньей лопатке. И учиться этому не хочу. Поэтому расскажу, как  поступаю даже в простых ситуациях.

Разницы нет, сложное или простое. Задача диагноста на первом этапе отсечь всё, что: а\ - не может повлиять  b\ - исправные системы автомобиля. А затем найти причину из оставшегося списка «подозреваемых». Поэтому диагностика начинается со сбора информации. И первый источник информации - это владелец авто.  Дальше проверки, приборный контроль.

 
Простой автомобиль. Простая неисправность.

И  непростой путь от  момента «заболевания» до «выздоровления.»


Мне как-то сделали упрёк, что  «не договариваю, не разъясняю до конца, обрываю мысль, не раскладываю по полочкам ситуацию» … Оправдываться не буду, но уточню:  -действительно я обрываю, но не мысль, а текст. Тому, кто читает и вникает – дальше текст не нужен. Не раскладываю по полочкам? Да, не раскладываю. Потому что пишу не для тех, кто лазает по интернету и ищет «типовые ситуации» и по ним ремонтирует машины, не напрягая при этом ни одной извилины.  Более подробно об этом – на втором примере.


Итак, имеем ситуацию:

Автомобиль  «Сузуки Култус» 1999г. 1,5 л :   притащила на нашу площадку серая «десятка» без переднего бампера и с одной фарой. Я был занят с другим авто, которое пришло по записи и уже заканчивал с ним работать. 

Машина не по записи, поэтому, закончив работу, я пошел  налить чашечку кофе, а заодно и высказать  не при посторонних:

- Господа, не кажется ли вам, что создавать две очереди - одну для обычных клиентов, а другую для «особо приближенных» не  совсем правильно?

- Да это от Паши. Просто брат  его с ремонтом «попал». И сейчас не знает что делать. Он  позвонил, попросил помочь. Ты бы отказал?

 
Нет, этому человеку не отказал бы. До конца рабочего дня минут 40.  Иду к автомобилю, возле которого переминается  с ноги на ногу  его «счастливый обладатель».

Поздоровавшись, я предложил  хозяину авто рассказать всё, не опуская подробностей, от момента поломки автомобиля,  до момента приезда его на верёвке к нам. Предупредил: «Рассказывать  только правду, и без личных домыслов и вымыслов».

 Капот на машине открыт. Диагностика началась.

 Далее рассказ владельца, из которого я должен вытащить максимум необходимой информации.

 

 


Опускаю часть повествования о том, как на замену  состарившемуся трудяге «универсальчику»  был куплен новый. А  «старичка»  хозяин пообещал отдать жене, которая недавно сдала на права и рвалась к рулю. Но случилась неприятность, мотор  застучал, масло недоглядели, вкладыш провернуло.


Далее  в тексте  буду  выделять моменты  важные для меня как для диагноста: - начало красным цветом  и конец синим. Между красным  и синим, будет находиться та информация, которая определит выбор способа проверки, приборы и, собственно, с чего начать поиск неисправности. А если повезет, то и неисправность.


Машину пригнали на СТО своим ходом
. Долили масла и доехали.  Решение принималось после осмотра машины. Ремонтники посоветовали просто  поменять мотор на контрактый - дешевле будет.


Сказано - сделано.


 Был найден мотор на одной из авторазборок столицы. Правда, не совсем такой… ну,  «немножко не такой» - карбюраторный. Но он стоил намного дешевле. Ремонтники сказали, что моторы отличаются только головкой двигателя и впускным коллектором, но всё это можно переставить с родного мотора. Дальше оговорены сроки и оплата за ударный труд.

Переставили головку, коллектор.. в срок уложились. Мотор не завелся.

(не смогли бы завести, даже если бы все работники СТО там «костьми легли»).


Вывод делается следующий:- Мотор куплен не рабочий, но вернуть его,  к сожалению нельзя, поскольку головка снималась, и контрольная краска на болтах и гайках сорвана. Предлагается:- Снять коленвал с купленного мотора, и установить его  на родной двигатель вместо задранного, головку и впускной коллектор, естественно, вернуть на место.

 Оговорены сроки, приемлемая оплата дополнительных работ, которые возникли из-за непредвиденных и независящих от сторон обстоятельств.

Сделано, в срок уложились.

Случайно или нет, но клиент присутствовал на торжественном запуске двигателя автомобиля. Торжественность момента несколько подпортил совершенный пустяк: стартер отказался прокручивать мотор. « Аккумулятор сел.  Айн момент!». Параллельно проводами подключается еще один.


Фигушки. Результат тот же. «Этот, наверное, тоже дохлый». Из соседнего бокса притащили пуско-зарядное. Включили параллельно аккумуляторам…( зачем?). Попытка запуска… длительная попытка запуска. Стартер не крутит…Запах горелой изоляции и дым из стартера портят праздник.

Решено позвать моториста. Спец хороший, но работает на соседнем СТО, поэтому только в конце рабочего дня сможет ( СТОП! А до этого кто моторы разбирал, собирал, переставлял…? Задаю этот вопрос рассказчику.)

Ответ дословный: « Да там парень у них один… ну, дебил одним словом».

(Очень важное обстоятельство. В подобных случаях дальнейшие проверки нужно проводить в присутствии клиента … потому что есть вероятность попасть либо в категорию дебилов, либо на деньги).

Моторист что-то разобрал снизу, сопел, бурчал, звенел ключами и через некоторое время выбрался из-под машины и сказал:« всё, заводите».

 О, волшебник, стартер начал крутить мотор на одном аккумуляторе!

 Мотор не завелся.

 Клиента успокоили и отправили домой. Типа не переживай, железо есть железо. Люди делают, люди ломают, люди же и чинят (мотор и не должен  завестись … даже батальон шаманов с бубнами не поможет.).

Процесс починки машины затянулся. И клиент стал интересоваться  причиной. Ему пояснили: скорее всего, на моторе, который он купил на авторазборке  и который не завелся с переставленной головкой и впускным коллектором, « был погнут коленвал». Поскольку на том моторе  «он выбил эллипс» в постелях -     мотор проворачивался, но не заводился.  В блоке же двигателя, в который он был переставлен, постели были не разбиты и коленвал  просто зажало вкладышами… Поэтому сразу двигатель провернуть не удалось двумя аккумуляторами, и даже с пуско-зарядным.

Нужен новый коленвал.

Коленвал был куплен новый. Клиент попросил собрать ему  контрактый двигатель (это тот, который был куплен с «кривым коленвалом»), и увез его к себе в гараж. А на СТО остался двигатель, родной, с задранным коленвалом. Который следовало поменять.

Были оговорены сроки и стоимость работ. В сроки уложились.

 Клиент настоял на своем присутствии  при сборке мотора и запуске. Волновались все. Не  знаю, но думаю, что тот, кто шел с ключом от замка зажигания к машине, наверняка читал про себя «Отче Наш». Пуск … Стартер крутит … Мотор начинает чихать и дёргаться … Завелся!  Но  счастье было неполным … Завестись- то он завелся, но работал … Короче, напоминал Кинг–Конга рвущего цепи … норовил  сорваться с подушек и выскочить из моторного отсека.

Клиента успокоили. Ничего страшного, главное завели. Машина долго стояла, колечки залегли, в форсунках грязь засохла … да мало ли. Главное завели - остальное  пустяк. Но «пустяк оказался не таким уж пустяковым».

Принятые меры не возымели действа . Машина была отдана в руки диагносту. Диагност быстро нашел причину. И показал ее клиенту. Тем более, что клиент приходил на СТО уже как на работу. Демонстрация была очень простой, но эффективной. Диагност  дернул свечной наконечник первого цилиндра на рабочем двигателе - в работе мотора никаких изменений. Он вернул наконечник на место  и тоже самое проделал, но теперь уже с самой катушкой, центральный наконечник которой был вставлен в четвертый цилиндр. В работе мотора так же не наступило никаких изменений. При повторении операции на третьем и втором цилиндрах (вторая катушка) - мотор глох. «Вопросы есть? Искать катушку, мотор работает на двух цилиндрах»


Ну, наконец-то все прояснилось. И клиент помчался искать катушку. Нашел. Принес. Поставили. Не работает.

Позвали диагноста обратно. Что бы не допустить повторного прокола, диагност принес с собой ноутбук. Подключился к разъему. Долго что-то смотрел, шебуршал по клавишам, а затем продемонстрировал неисправность клиенту. Он отключил третью форсунку и в разъем подключил лампочку. Лампочка беспорядочно мигала.   « Это  «мозг»…посмотрю, конечно, но вряд ли что можно сделать. Скорее всего, под замену.» Машину пригнали на СТО своим ходом…  И работал мотор устойчиво.

Перспектива покупки блока управления вернула клиента к здравому смыслу.

Вот, собственно, вся информация. Да, надо выслушать. И не просто выслушать. 

Теперь я проверяю полученную первичную информацию.


- Заведите двигатель


 
Заводит сам клиент, мотор заводится. Действительно, такую работу неустойчивой не назовешь. Ну, если только  польстить. «Какая катушка неисправна, эта?» Повторяю действия предыдущего диагноста.  «Значит, говорите, катушка на первый и четвертый не работает..»  «Ну так получается…». Меняю местами катушки. Повторяю все действия снова. Клиент смотрит на меня так, будто я  катала  с наперстками…

Результат тот же.


«Обе,  что ли, неисправны???  Или у них по одной половине работает?» Не отвечаю на вопрос, снимаю разъем первой форсунки - мотор глохнет, тоже самое проделываю с остальными. Мотор глохнет во всех случаях,- где сразу, а где через несколько секунд.  От увиденного  клиент впадает в легкий ступор. Вывожу его из этого состояния. Предлагаю заехать в бокс.!!!!!???? При включении передачи машина не заглохла, тронулась с места, поехала…   (И это на двух цилиндрах.. нет, получается, что на одном. Чудеса.)


Я решил, с чего начну приборную проверку. И уже определил, какой  прибор мне нужен в первую очередь.  

Вот неисправность. За спиной прозвучал комментарий младшего сына  к осциллограмме:


- И что, это всё??


Клиенту объясняю что нужно.   Вижу, человека сомнения мучат. Ещё бы. Какая-то  невзрачная железка. Неужели из-за нее мотор будет так работать? На следующий день шестерня была  доставлена на СТО.

Парень робко поинтересовался:


- К концу недели сделаете?» (была среда). 

На что наш механик  изрек :


- Если я буду такие шестеренки ставить одну за три дня, моя семья по миру пойдет и с голоду опухнет.  Сиди и  жди, в 17 часов машину отдам, потом до конца  дня твою сделаю


Сказал, сделал.  


P
.
S. -  человеку ремонтировали машину почти год.

Тем, кто скажет, что это случайность, повезло -  неисправность нашел сразу, возражать не стану. Но при условии, что скептики ответят на вопросы:

- почему не смогли завести двигатель сразу;

- почему использован был  осциллограф, а не любой другой прибор(приборы); 

- По каким признакам, топливная, впрыск, зажигание были отнесены в конец «списка подозреваемых»;

- и есть ли разница между работой двигателя, у которого выпадает цилиндр из-за катушки, форсунки,пр.  и двигателя у которого работают все цилиндры, как говорит мой механик: -«Работают куда зря».

На эти вопросы есть ответы в тексте.

Вопрос, когда и при каких обстоятельствах маркерная шестерня стала «беззубой» не стоит. Для диагноста это не имеет никакого значения.  Неисправность  внесена ремонтниками. И  телодвижения их и клиента, ни к ремонту, ни к диагностике никакого отношения не имеют.

 Пример второй.

Есть от нас недалеко СТО.   Нормальные отношения с ребятами и с хозяином. Небольшая мастерская у человека, но зато своя. Недавно он взял к себе диагноста. Я его видел. Своенравный такой парень, с гонором.  С механиком и двумя его помощниками он не сошелся. Держал их на дистанции.


К нам приехал сам владелец мастерской.

Из краткого анонса я понял, что на неделе диагност приговорил на Хонде Цивик (EPS)  рулевую рейку, блок управления и датчик к замене. Все это клиент обеспечил в кратчайшие сроки. Механики переставили рейку...
Короче, результат - ноль
 Время держать ответ перед клиентом катастрофически истекало.

 Ну что, время есть, съезжу. Получится помочь - помогу. Практически рядом, 5мин. На машине.

На месте ситуация следующая:

- на подъемнике Хонда, в ней диагност
- напротив подъемника сидит механик


Подхожу, здороваюсь, механика знаю давно, очень толковый парень.
 Механик со стороны похож на бультерьера, которого сдерживает строгий ошейник.



- Ну чего тут у вас?

-  рейку обучаем...
-  и давно уже обучаете?
-  при мне третий час пошел...
-  А что это за лужа под машиной?
-  Это, Василич, она от общения с нашим диагностом со страху об … лась.



 
Диагност выглядел внутри авто свирепо и комично (дальше поймете  почему). Меня он увидел, но как-то игнорировал ... и пытался сделать что-то в оставшееся время, поскольку цель моего визита была ему понятна...


Я подошел к машине.

- Привет, что делаешь?


Ответ дословный:


- Прописываю датчик на рейке. Если вам неизвестна подобная процедура, можете прочесть.



Он  кивнул на ноутбук лежащий рядом на сидении (Так, понятно: нам с тобой кофе за одним столиком не пить…)
Я прочел...

 
ОБНУЛЕНИЕ КОДОВ ЭУР НА ХОНДЕ


1. на выключенной машине, закорачиваем контакты 8-13 разъема DLC(в моем случае4и 9)

2 выворачиваем рулевое колесо до упора влево... это важно, - до УПОРА, и удерживаем в этом положении
 

3. включаем зажигание, ждем 4 секунды, пока лампочка EPS, далее для краткости EPS, не погаснет
 

4. возвращаем руль в среднее положение отпускаем его, на это дается 4 секунды, затем EPS вновь загорается
 

5. пока горит лампа, (про 4 секунды помним?) повторяем пункт 2, после чего EPS гаснет
 

6. возвращаем руль в среднее положение, отпускаем его, через 4 секунды, если все прошло удачно - EPS моргнет 2 раза, - потверждая обнуление памяти, - выключаем зажигание.
 

7. Убираем перемычку с сервисного разъема. ЗЫ: если в течении 5 секунд после потверждения обнуления кодов EPS, не выключить зажигание, то система перейдет в режим запоминания нейтрального положения колес. Процедура, практически аналогична этой, если нужно могу расписать.
 

Установка среднего положения руля

Проделываем те же операции включая п.6, но после подтверждения обнуления памяти зажигание не выключаем, а ждем пять секунд, по истечению которых индикатор EPS моргнет три раза и погаснет. Все, выключаем зажигание, убираем перемычку с сервисного разъема, - новое нейтральное положение колес (датчика) в памяти... ЗЫ: если индикатор EPS продолжает гореть, - при выполнении процедуры была допущена ошибка, повторить все действия начиная с п.4.

Кто не понял, попробуйте рулем покрутить и уложиться в 4 сек.


Ещё я прочел, где он это смотрит.

А ещё я прочел, каким способом он вышел на данный форум.
В поисковике яндекса было набрано следующее:-" EPS Хонда код ошибки 12,16".
Больше у меня вопросов не было.
Я подошел к хозяину СТО:

- пусть машину кто-нибудь перегонит на мое рабочее место
- А здесь нельзя сделать?
- не знаю, скорее всего, можно, но я здесь делать не буду


Через пару минут машина была уже в нашем боксе.
Пригнал её механик.
Сразу стало шумнее, чем обычно.
Все друг друга знают, и хоть рядом находимся, а вот так увидеть  доводится не каждый день.
Пока царило оживление, начал работать. Ошибки сканером не стирались. Ладно. Поставил перемычку. Ошибки стер, « ноль» тоже прописался «на ура». Завёл машину,
EPS погас. Руль крутится нормально.

Все что ли?

 - Влад, а машина как к вам попала?

 Механик, на секунду задумался:

- Да на мойке помыли, кажется…

 - А почему всё скопом приговорили?

- А это ты не у меня спроси…

 - Ладно, прокатись, проверь

Недоверчиво смотрит, подходит к машине, заводит, крутит руль:

-  Василич, а ты что сделал?

- Какой Василич, с этой минуты обращаться: «Великий Маг Белгорода и его околотков» …

…Вот черти, это уже мои включились. Ладно, пусть позубоскалят. Хонда выезжает из бокса, делает пару виражей прямо во дворе.

«Все работает».   Ну, тогда всё. Нет,  не всё, из-за спины:

- Шумахер, а за холодненькой водой 100 метров до магазина и обратно минут за 5 слабо?…

Через несколько минут Влад привозит упаковку холодной минералки.

Вода… что мне эта вода далась? Машина на подъемнике, лужа под ней. Чушь.

Вечером, придя домой набрал в поисковике:- ОБНУЛЕНИЕ КОДОВ ЭУР НА ХОНДЕ. Лучше бы не набирал. Высыпало кучу форумов. Почитал. Лучше бы не читал. Про воду,  правда,  ничего не нашел, но рекомендации выполнять процедуру на мокрой траве и на очень гладком асфальте и бетоне были.  Понятно, подвесить машину слегка на подъемнике и налить под колеса воды, это уже была «доработка идеи»…

Поэтому в конце поясню:

1. Поставить колеса автомобиля,так,  чтобы они соответствовали прямолинейному его движению. Подстилающая поверхность значения не имеет.

2. Ключ в замке , зажигание выключено.

3. УКАЗАТЕЛЬНЫМ  пальцем руки повернуть рулевое колесо за спицу, до УПОРА в рулевую тягу. Именно до этого упора в тягу, а не до упора колес в ограничители. Из этого положения рулевое колесо само в течении секунды  возвращается назад, если палец убрать … И становится точно в положение соответствующее прямолинейному движению автомобиля.  Дальше по тексту.


Разница небольшая: вся операция занимает секунд 30 ( даже если очки дважды с носа сползают, пока перемычку ставишь), мышцы не бугрятся под рубахой, которая может лопнуть на спине, губу не надо закусывать, глаза пучить.  Заставить бы сделать тех, кто  эту чушь написал «за 4 сек» и понаблюдать со стороны.

Ладно, в интернете могут писать все, даже по пояс деревянные. Но те, кто пытается это сделать - в полный рост, получается, из дуба.


Я впервые воочию увидел, как подобные специалисты попадают в ситуации, из которых они просто не в состоянии  выбраться. Немножко согрело душу. Но меня успокоили:- не смогут сами, оттащат машину туда, где сделают, а за все клиент платить будет. Задумался. Похоже, и к нам такие попадали…

 

МАРКИН Александр Васильевич

 

Ник на форуме Легион-Автодата – A_V_M

 

г.Белгород
Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б
(4722)300-709



© Легион-Автодата


Книги по ремонту автомобилей

наверх