Один день из жизни

05.09.2013

«Один день из жизни автомобильного диагноста»

Начало рабочего дня. По записи четыре машины: Ниссан Цефиро с мотором VQ25DD, еще два Ниссана Экстрейл (один на эвакуаторе приехал, не заводится; на втором неустойчивая работа двигателя). И еще Мазда 6 с повышенным расходом топлива. Записывать больше машин, как показала практика, не стоит. Можно не успеть, может что-то не так пойти, и тогда возможно придется задержаться. А если и нет, то к концу дня будешь как выжатый лимон, и злой как…

Опасения, что все пройдет «как по маслу», останется вагон свободного  времени появится мысль: «Надо было взять ещё пару машинок» - неправильные и остаются позади...  

Первым в работу пошел Ниссан Цефиро. Если поднять капот на этом авто, первое впечатление не из приятных. Добраться и проверить исполнительные элементы системы управления кажется нереальным. Но здесь японцы тоже подумали. И на нужных цепях управления сделали промежуточные разъемы, которые, конечно же, облегчают  проверку. Ну, это с одной стороны. А с другой, промежуточный разъем это место, где легко может возникнуть неисправность. Поэтому проверку начинаю в этом случае от блока. Спасибо Ариду, сбросил буквально накануне схему управления на этот двигатель.

«Погружаюсь в романтику профессии». Задерживая дыхание, чтобы не дышать пылью и плесенью, добираюсь  до блока управления. Начинаю искать необходимые мне контакты (Япона мама, не могли, что ли, пространство чуть расширить. Или у них там все такие мелкие, что в любую щель могут залезть. Оно понятно, из пищи только рис, рыба и водоросли… я на таком корме вообще, наверное, не вырос бы).

Откуда-то сзади слышу:

- Здравствуйте! Если я правильно понимаю, вы Александр Васильевич - я к вам. Посмотрите мою машину пожалуйста (та-ак… началось в колхозе утро… ).

Владелица Опеля желает, чтобы я проверил ее авто. Пару минут уходит на то, чтобы объяснить, что  машина «непрофильная». Мы работаем по японцам, корейцам… ну на худой конец китайцам. Одновременно приходит понимание того, что девушка приехала не случайно. Ее линия поведения четко выверена, и она следует ей. И она от кого-то знает, что берем мы и  другие машины, не часто, но берем. Поэтому просто так не уедет. Самым правильным  в такой ситуации  будет согласиться. «Ждите, если образуется «окно» - посмотрю». Неисправность на Цефиро оказалась совсем неинтересной. С блока не было сигнала управления.

Вскрывается блок… лопнувший от температуры корпус микросхемы и слегка обгоревшая дорожка. Работы на полчаса. Но нужно чтобы никто под руку не лез. А в начале рабочего дня это просто нереально.

Поэтому блок откладываю в сторону и иду на площадку к Опель Астре. Девушка радостная выпархивает из машины.  Понятно, думала, видимо, что этот грубый дядька сейчас ее будет мариновать несколько часов. Заводим машину - мотор  «колбасит». Обороты набирает с задержкой. СЕ горит. Подключаю сканер…

- Что за диагноз поставили вашей машине?

- Нет компрессии в 3 цилинре, возможно, прогорели клапана… или вышел из строя блок управления, на третью форсунку нет управления. Нужно разбирать мотор, смотреть.  Рывки при переключении передач – это робот неисправен. Возможно, нужно менять сцеплениею

Да, не хило.  Хотя из того, что мне озвучено, я ничего не вижу. Четко вижу: ошибки Р0300,301,302. А по роботу ошибок нет. ТА-500 показывает время горения искры на трех цилиндрах от 0,8до 0,9, напряжение пробоя  временами иногда достигает 1,5-2,5 кВ. На третьей катушке искры вообще нет, так, что-то есть временами, и высокое  0,8-0,6кВ. Показываю, что нужно заменить. Объясняю, где в магазинах  данная деталь  может быть в наличии. Получаю вопрос в лоб: - « А если это не оно? Эту штуку при мне проверяли. В нее вставляли свечи и крутили мотор. На всех были искорки».  На «если» отвечаю, что верну деньги за модуль и не возьму денег за работу. Извинюсь за то, что отнял время. Все, время «окна» истекло.***   Подошла Мазда 6.

Повышенный расход топлива. По городу 14, по трассе 10 -11. Обвинить  владельца машины в том что причина повышенного расхода - это плод его воображения, сейчас трудно. На машинах уже давно можно спокойно отслеживать   расход топлива. Подключаю сканер. Ошибок, естественно, нет. Но я же не за  «ошибками пришел». Есть текущие параметры. И среди них есть те, по которым можно понять, где причина. Вот эти параметры выделяются и смотрятся совершенно отдельно от всех остальных. Хочешь в цифрах, хочешь графически. А еще есть тесты.

Странно… Говорит, что от «официалов» приехал. Соображаю, может и не все так просто? Хозяин Мазды мою задумчивость истолковал по-своему. И предложил посмотреть распечатку. Вдруг, какая информация для меня окажется полезной. Я от информации дополнительной никогда не отказываюсь. Посмотрел.

Поднял капот, внимательно посмотрел. Спасибо. Теперь понятно, ни хрена не смотрели, ни хрена не анализировали данные, ни хрена толком не делали … свечи, правда, заменили. И еще написана рекомендация по замене ролика натяжителя ремня генератора.  Видимо, это основная причина повышенного расхода топлива.

Удивительно, когда не нужно, дроссельные заслонки «замывают до смерти», MAF «вылизывают», форсунки чистят… И как правило, всё и сразу. Потом быстро на форум с вопросом: - «мужики, что может быть?»

По распечатке диагностика длилась полчаса. И деньги взяты из расчета нормо/часа. Куда нужно смотреть, чтобы за это время не понять причину:«Мало воздуха… много топлива». На этой машине все рядом, все под рукой, посмотреть проверить, устранить - дело 20 минут! Владелец Мазды все время находился рядом. 

Поэтому, когда я ему предложил прокатиться и проверить, он спросил: «Это что - все?». Вернувшись, он рассчитался за работу. А уезжая, сказал, спокойно сказал:

- Нет, я им обязательно на сайт напишу… как же так?

Да просто всё. Веление времени на рынке услуг. Получилось - хорошо. Не получилось… ролик поменяй, счастье, может, улыбнется.  А нет, еще раз приезжай, будем разбираться. Это маркетинг. Один из способов привязки клиента к СТО. Гнусный, нужно сказать, способ.

Ну, вот опять  «окошечко» образовалось. Пожалуй, можно кипяточка попить.  Потом  Ниссана загнать в бокс… Не получилось.

Тойота Королла с мотором  серии ZZ. Хозяин рассказывает о причине приезда, как будто читает зазубренный текст. Судя по тому, как владеет «специальными терминами», общался со специалистами в области ремонта автомобилей долго. Суть рассказа проста: машину купил три месяца назад. Ездил. Потом решил сделать диагностику. Машина не старая, но и не новая.

Исходил  из лучших побуждений: «Лучше упредить, чем потом ремонтировать». Диагноз поверг в шок. «Цепь растянута, натяжитель вышел на последний щелчок,  муфта ушла за критический угол J. Дальнейшая эксплуатация автомобиля может привести к серьезному ремонту двигателя».

Конечно,  нужно делать, пока не наступили последствияJ. Сделал. Но машина категорически отказалась нормально ехать. Мотор заводился, работал… но почему-то норовил выпрыгнуть из –под капота. И если бы не надежные крепления (спасибо конструкторам), то так  бы и было.

Не буду утомлять диагнозами, которые он мне перечислял, и которые ставили его машине. Давно заметил, что человек, который вот так скитается по мастерским, очень точно передает сказанное ему. Даже специальные термины. Правда, все это глупости. Причем одна краше другой. У меня же почему-то  была уверенность… Ну, невозможно сотворить с мотором этой Тойоты «НЕЧТО», чтобы это нельзя было выявить. Поэтому Королла встала на место предназначавшееся очереднику Ниссану. Поскольку производилась замена цепи и пр. подключаю осциллограф. Оп! Это что, у меня глюк или у тех, кто смотрел до меня? Рассогласование механизма .. Это же  неисправность из разряда «для детей младшего школьного возраста». Что-то не так.

Подзываю одного из сыновей.

«Ну и что? Зачем ты меня позвал? Тут даже шахматному коню понятно, что «синхры» нет».Тороплива молодость. J Объясняю, что машина уже два месяца скитается по мастерским. И что  не везде работают те, «кого курица снесла». Причина вроде бы  очевидна, поэтому смотреть нужно ВСЕ и очень внимательно.

Разговариваем между собой вполголоса. Но клиент рядом и  улавливает суть разговора:

- Вы что, собираетесь ГРМ вскрывать и смотреть!!! Да там уже четыре раза все вскрывали и проверяли! Там все новое стоит! Я с интернета скачал… метки при мне проверяли!

Так, сейчас еще истерики не хватало…Я не скорая помощь, я не врач… Я даже не ветеринар. Но помощь всегда готов человеку оказать, известными мне народными способами.

- Ты чего орешь? Ты сюда приехал покричать или машину ремонтировать? Если второе, то машина остается здесь. И завтра к 16-00 за результатом. Если что-то не устраивает - поискам  счастья в другом месте никто не препятствует.

Подействовало. Машина осталась . И на следующий день счастливый обладатель Тойоты Короллы  исключительно с началом шестого сигнала точного времени, предстал передо мной (забегаю вперед, чтобы закончить рассказ о этой машинке). Поздоровался. Молчит. 

«Ваша машина готова забирайте.»

Через некоторое время мужик возвращается назад: «Спасибо. Ваши ребята сказали, что ничего не потребовалось… Просто разобрали и собрали. Причину не назвали конкретно. Сказали что ГРМ».

 А зачем причина? Машина была неисправна. Ее сделали. Да разобрали. Да собрали. Но только с одной поправкой: «собрали правильно». А правильно собранная Тойота заводится и работает сразу как положено.

Я тоже не сказал ему причину. И не потому, что  пытался покрывать тех, кто работал с автомобилем до этого…

А причина вот на фото:

Шестерня целая, просто она стояла неправильно.
Нет, шестерня целая. Просто она стояла неправильно. Вот сейчас она лежит, так как должна стоять. А реально была перевернута ровно наоборот. И тыльная ее сторона оказалась  фронтальной. Механик как ставит коленчатый вал, когда все снято, когда сальник вала поменян?… по шпонке на валу. А теперь, если шестеренку перевернуть, то при правильной установке всего механизма система будет ошибочно определять  состояние механизма. По шпон-пазу на шестерне это хорошо видно. Ну, а то, что на фронтальной стороне буква F  стоит, за маслом и грязью не увидел. А точнее не знал. Для механика, который не знает, без разницы какой стороной ставить.  «И метки потом совпадут». Кто там еще, куда будет смотреть. Ведь ГРМ состоит исключительно из меток. 

Собственно говоря, после проверки Тойоты, настала очередь  Ниссан Экстрейл. Нормальная машина. И работать с ней удобно. Смотрим… и затем осматриваем. Человеку предлагалось муфту поменять, цепь, клапан VVT. Клапан, кстати, новый стоит. На проводах разъема клапана следы от игл. Значит, «тыкали и протыкали» - смотрели управление.

А код упрямо выскакивает Р 1110. Сразу отмечаю «косячек» при проверке.  Клапан-то поменяли, а снимали его отдельно, крышку, в которую он вставляется, не снимали… это неверно. Там как раз есть куда нужно смотреть при таком коде ошибки. Вынимаю масляный щуп. Ого! Это же не масло… это студень какой-то, подрастаявший слегка. А отложения такие, что и не оттереть сразу. Есть и какая-то жидкая маслянистая составляющая.   Как в рекламе «Три в одном» J. Так, крышку с клапаном снимаем однозначно. Раз управление клапаном есть, а система жалуется на «его функционирование» - что мешает ему функционировать?  А тот же  «кисель» и отложения. На втором фото тоже видно.

Надо промыть всю систему смазки, заменить масло.

Надо промыть всю систему смазки, заменить масло. Должно работать.  Недавно взяли себе парнишку молодого. Толковый, старательный. А еще  он  вопросы задает. Причем конкретные, неглупые. Пытается понять  саму суть. Вот ему как раз эта работа и подвалила. Рассказываю подробно, что  нужно сделать.

Так, что там у меня осталось, еще один такой же Ниссан, и  Цефиро… все вроде бы. И еще почти полдня впереди.

Идти на площадку под жаркое солнышко и выяснять, почему не заводится машина, не очень- то хочется. Толкать его сюда в бокс через весь двор…  А не заняться ли блоком управления Цефиро, пока никого нет.

Не было… уже есть.

Паджеро ИО GDI. Собственной персоной, прямо к открытым воротам.

Наверное, так у людей и возникает уверенность в том, что тут никто особо не работает. Подъехал, ворота открыты, никого нет, стоит мужик в комбезе курит… ждет клиентов.  Может, подъедет кто J.

Принимаю решение, что послушаю, посмотрю предварительно, в крайнем случае, на следующий день запишу. Неисправность для GDI  типоваяJ. Обороты не развивает, не едет, дергается. А вот дальше интереснее: фильтр в баке заменен, насос в баке заменен, меняли фильтрик  ТНВД, потом заменили ТНВД на контрактный. И какой результат? Ну, в принципе машина после всех этих замен какое-то время ездит, потом все сначала. Уточняю: « все, что перечислено, было сразу заменено, или?..». Оказывается «или». И после каждого раза машина вроде бы начинала ехать, но не долго. Дольше всех проездила машинка после замены ТНВД. Почти неделю. Насос меняли «официалы»… но к ним владелец  больше обращаться не хочет. Деньги взяли, и бензин с бака слили… литров 10. Слушаю молча. Чего только не услышишь от клиентов. Но их надо слушать, слушать очень внимательно… Верить не нужно.

Проверять нужно, чтобы они там не говорили. Ну, на кой леший официалам сливать бензин. Да не будут они такое делать. Бред.

Подключаю сканер.  Обороты мотор развивает нормально, все в норме.. Нужно только уточнить кое- что. «Когда заменили ТНВД, машина ездила нормально? Когда появились рывки, перестала развивать обороты, пропала тяга?». Оказывается, в прошлое воскресенье возвращался от родственников из  сопредельного государства, границу прошел…. Потом началось, говорит, домой добрался чудом. И в чем же чудо состояло? Оказывается, было уже далеко за полночь,… и был сильный дождь, трасса пустая-никого.

Вот, то что нужно – дождь.

И сейчас машина не вошла полностью в бокс, а стоит фактически на въезде  под наклоном.

Эндоскоп рулит, осмотр заливной горловины. Прямо на изгибе два  ржавых пятна, по центру которых хорошо видна вспученность метала и трещины. Смотрим дальше в бак, бензин чистый, а вот в задней части бака  хорошо видно образовавшееся черного цвета озеро. Это грязная вода, которая попала через проржавевшую горловину. Стоит сейчас поставить машину ровно, и вода окажется прямо под сеткой топливного насоса. Ну, а дальше все ясно.  … вот собственно и все чудо.

«Не сливали официалы ваш бензин, уважаемый. Они воду и грязь убирали из бака. Естественно, часть бензина пришлось тоже слить. Я сужу по чистоте стенок и днища бака. Чистили его и недавно. Поэтому вы до ближайшего дождя и ездили. Другое дело, что они не поняли, откуда вода…и скорее всего, списали на наших заправщиков».

Вот собственно и все. Теперь нужно доделывать то, что на плане.

***   Ниссан Экстрел стоящий на площадке не заводился.  Ситуация простая и часто встречающаяся.  Вечером приехал домой, поставил машину. Утром вышел заводить, завелась, но тут же заглохла. Последующие попытки положительного результата не дали. Мотор  сначала почихивал редкими вспышками, а потом и они пропали. Ошибок нет. Но и как выяснилось, впрыск топлива тоже отсутствует. Проверка топливной системы и впрыска на этом авто особой трудности не представляет. Проверяются предохранители и подача питания на насос. Все на месте.  Сразу же обращает внимание на себя тот факт, что снят  шланг подачи, а бензина из него не капли. Я сейчас уже не один. Алексей закончил промывку такого же  автомобиля, залил масло и пришел сообщить, что  все нормально работает. Раз пришел - помогай. Парень наблюдательный.. Поэтому,  когда я сказал  ему, чтобы насос доставал, он спросил:

- А когда вы проверяли, я слышал что насос жужжит. Тогда почему топлива на выходе нет?»

- Видишь ли, задача насоса не жужжать,J а топливо к рейке подать… открывай, там разберемся.

Через некоторое время Алексей подошел ко мне …

-  Я нашел неисправность… бензина в баке нет. 

Нет, это на владельца этой машины не похоже…  чтобы он так опростоволосился. Идем к машине. «Вот смотрите»,- парень не стал вынимать насос из бака, он просто приподнял его и в образовавшуюся щель было видно, что бензин насос выкачал  до железа. « Подключи разъем назад, и верни насос на место».

Сделано.

Включаю зажигание. Стрелка указателя уровня топлива поднимается на целое деление вверх. А это означает, что в  баке не меньше 10л.  Интересно, чего он туда лазил.? В этой машинке насос, фильтр ставить нужно – не просто впихнул и закрутил крышку. Там много чего… поплавку  может помешать занимать верное положение.

Ладно, самое время идти и заняться блоком управления. День идет к концу, кажется, наступает затишье. Получилось, с другого  блока микруху выпаял и  на место сгоревшей поставил. Ну вот, запись на день отработал.

Ребята вроде бы в соседнем боксе тоже управились… так, последние штрихи остаются. Это хорошо видно по машинам стоящим на площадке. Одни вышли из бокса, другие зашли. Еще полтора часа и можно прибираться и закрывать ворота. А пока и побездельничать можно…

Ага, сейчас.

***   Темный  Тойота Витц , судя по кузову года 2007-2008, въезжает на территорию. За рулем водитель противоположного пола. Я заметил одну особенность: водители-женщины подразделяются на две возрастные категории: девушка (это до 45лет); Старше 45 - молодая женщина. Обе представляют опасность для нашего брата. Ибо обладают изумительной способностью «выносить мозг».   J Вот и эта девушка, как зарождающийся тайфун. Здоровается, сразу вопросы… ответы до конца не слушает, встречных вопросов просто не слышит. «Так, я поняла, я  попала туда, как мне и объясняли».  Пытаюсь как-то сдержать натиск…  « Да не попали вы еще. JПросто только подъехали пока».

« А вы, судя, по тому, как отвечаете, именно тот, кто мне нужен».

В конце концов, мне наплевать, кто там и кому нужен. Перехватываю инициативу и требую излагать только суть. Лучше бы я этого не делалL , лучше бы подождал пока иссякнет… В итоге я толком ничего не понял из сказанного. Что  ее беспокоит в работе машины?   Что-то с кондиционером, который почему-то не хотят делать те, кто ими занимается, и отправляют на диагностику.   На  диагностике никто не может сказать, откуда из двигателя периодически возникает звук, который ее пугает. Вообщем полгорода объехала, везде одно и то же.   И кругом одни паразиты, уроды и козлы… Выбора она мне не оставляет… остается последний способ…

«Так, показывайте, показывайте то, о чем говорили. Просто показывайте ничего не объясняя». Машина заводится, включается кондиционер… мотор проваливает обороты и почти полностью и чуть не  глохнет, затем тянет обороты вверх, не вытягивает, опять проваливается. Говорю, чтобы все выключила. Выключает. Мотор стабилизирует обороты, но его конкретно потряхивает. Прошу удерживать тормоз и  включить передачу. Делает.  Сейчас она должна чувствовать вибрацию по  всему кузову.  Я просто это вижу.  Но у девушки свой ответ на эту ситуацию: - « Я же на скорости тормоз держу, конечно, дрожать будет».  Да, говорить что-то бессмысленно. Нужно просто показать, как должна работать исправная машина. А иначе никак. Так и будет считать что ее Витц- это сказочный Сивка-Бурка … стоит на месте и землю копытом роет.

Проверка много времени не занимает. Объясняю Алексею, что нужно сделать. Уточняю, все ли понял. Ну, а он мне в свою очередь сообщает, что подошла еще машина, хотят АКПП «протестировать». Ладно, еще почти час до конца работы…. Пойду, «протестирую».

***   Паджеро ИО GDI. Такое впечатление, что Мицубиси  с Ниссаном  решили выяснить, кто из них «машина дня».

Ну и что с коробкой? Дергается, не едет. Вроде бы и разгоняться начинает, потом вдруг на пониженную переходит. Прошу завести авто. Подключаю сканер. Судя по тому, что вижу и потому, как работает двигатель…

Странно, что она вообще едет. Почему сразу коробка виновата?  Больше на двигатель похоже. Причем к топливоподаче  претензий пока нет.

Оказывается, мотор ремонтировали. И ремонтировали серьезно. Головку снимали, клапана прогоревшие меняли… ну и пр.  И механик сказал, что мотор в норме. Вот так. Сказал механик и как отрезал. Ладно, посмотрим. Пластиковая крышка убрана, вытаскиваю первую катушку… На наконечнике явный пробой. Нажимаю пальцами на резину и наконечник сразу же разделяется на 4 ровных полоски. Следующая так же. Третья катушка озадачила - вся в густой черной саже. Неужели наконечник так горел?  Да нет, цел. Резина высохла  до состояния «дерева», но наконечник цел… не буду описывать дальнейшую проверку. Просто покажу фото, сделали уже на следующий день. Но парня я отправил домой на общественном транспорте. А предварительный прогноз был не утешителен. А теперь, увиденное на следующий день.



А теперь, увиденное на следующий день.
Это снятая головка. Фотограф из меня некудышний, но даже  на таком фото не трудно догадаться какие цилиндры работали.  Попробую детализировать…

Попробую детализировать.
Клапанов замененных я не нашел. А вот след от удара на одном виден хорошо. Только это не поршень ударил.  Это от инструмента, когда свечу высверливал. А потом вот так сделал:

Это от инструмента, когда свечу высверливал.
Вот так выглядит в сборе.

 Вот так выглядит в сборе.

Маркин А.В
© Легион-Автодата

МАРКИН Александр Васильевич, ник на форуме Легион-Автодата: A_V_M, г.Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б, тел. (4722)300-709, Союз автомобильных диагностов

наверх