Toyota Prius. Компоненты системы управления двигателем
Компоненты системы управления автомобиля Prius. Устройство, особенности
02.03.2009
Основными компонентами системы управления двигателем являются:
- Intake Air Temperature Sensor ( встроен в MAF- sensor) - Accelerator Pedal Position - Sensor - Engine Coolant - Temperature Sensor - Throttle Position Sensor - Knock Sensor - Crankshaft Position sensor - Camshaft Position sensor - Heated 02 Sensors - A/F sensor |
Рассмотрим некоторые, наиболее основные.
Узел дроссельной заслонки
Состоит из корпуса, электромотора (цифра 1 на фото) и датчика положения дроссельной заслонки (TPS) – цифра 2 на фото
Угол открытия дроссельной заслонки преобразовывается в два электрических сигнала:
VTA1 и VTA 2
Дроссельная заслонка может управляться (менять свое положение) блоком управления во время запуска двигателя и его прогрева до рабочей температуры, для компенсации возникающих дополнительных нагрузок и др.
Основные проблемы – загрязнение, из-за чего дроссельная заслонка перестает закрываться на свой, определенный угол закрытия (обычно это около 15%, что является логическим нулем для блока управления после проведения последнего переобучения), вследствие чего возникают такая проблема:
- двигатель начинает работать постоянно и не глохнет даже при условии «высоковольтная батарея заряжена полностью».
После промывки дроссельной заслонки, которая делается с обязательным снятием узла с автомобиля, вследствие изменения количества поступающего воздуха, может возникнуть следующая неисправность - обороты двигателя начнут "плавать».
Данную ошибку можно устранить т.н. «переобучением».
Самый простой и доступный вариант для большинства пользователей – скинуть клемму АКБ на время около 30 минут. После этого желательно проехать на автомобиле несколько километров при различных нагрузках.
Но такое переобучение помогает не всегда, и тогда придется проводить переобучение при помощи сканера.
Измерительными элементами являются Thermistor и Platinum Hot-wire (стрелка на фото справа): | Его расположение можно посмотреть
на фото слева, стрелка. |
Датчик измерения температуры поступающего в двигатель воздуха располагается на корпусе MAF-sensor:
Intake Air Temperature sensor | Общее устройство и направление движения поступающего
воздуха – на рисунке внизу: |
При снятии MAF-sensor следует соблюдать определенную
последовательность: (см. рис. слева):
вытащить сенсор из своего установочного места | |
Основная неисправность в большинстве случаев, заключается опять-таки в несвоевременном прохождении технического обслуживания, когда воздушный фильтр долго не меняется. Скопившаяся на нем пыль, грязь и др., подхватывается потоком поступающего воздуха, попадает на измерительные элементы MAF - sensor и меняет его показания для блока управления двигателем и остальных систем.
А так как показания MAF - sensor являются одними из основных, то последствия могут самыми различными, начиная от «троения» двигателя и заканчивая его «незапуском» или трудным запуском, особенно в холодное время года.
В мастерской Когут В.В. недавно был такой случай: автомобиль плохо запускался, мог заглохнуть, иногда «троил».
После проведения осмотра выяснилось, что на измерительных элементах MAF - sensor застряла ниточка от рабочей белой перчатки.
А перед этим автомобиль был на ремонте в сторонней мастерской.
Делайте выводы, владельцы…
Knock sensor
Его расположение на фото
справа, красная стрелка. По своему принципу работы, датчик детонации является датчиком вибрации и предназначен для определения и регистрации акустических колебаний, которые возникают при работе двигателя. Блок управления двигателем получает эти сигналы от датчика детонации, сравнивает их с «зашитыми» - эталонными, и в зависимости от уровня расхождения изменяет угол опережения зажигания, что бы уменьшить или полностью устранить эффект детонации конструктивных элементов двигателя.
Конструкция и принцип работы хорошо описана в «мануале»:
Любая масса, благодаря своим инерционным свойствам подвергающаяся воздействию колебаний, создает усилия сжатия на кольцеобразном пьезокерамическом элементе такой же частоты, как и возбуждающие колебания. Внутри керамического элемента эти силы сжатия вызывают сдвиг заряда на внутренних сторонах керамического элемента. При этом возникает электрическое напряжение, которое снимается контактными дисками и далее поступает в блок управления для обработки этого сигнала. Чувствительность датчика определяется значением выходного напряжения, приходящегося на единицу ускорения (мВ/г) на выходе датчика. Напряжение оценивается высокоомным усилителем переменного тока (большого сопротивления) в блоке управления системы зажигания или в системе управления двигателем.
Возникающие ошибки при снятии-установке датчика:
- практически никогда не проверяется и не очищается установочное место датчика В результате этого сигналы датчика детонации могут приходить на блок управления двигателя измененными, вследствии чего возможно принятие ошибочных решений блоком управления. |
Основным элементом этого датчика является потенциометр.
В зависимости от положения педали газа, на нем меняется напряжение. Его характеристики передаются в блок управления двигателем и там, при помощи сравнения двух характеристик - зашитой в Память «эталонной», и полученной от APPS (датчика положения педали газа), рассчитывается ход и угловое положение педали газа. |
Когут Владимира Владимировича г. Москва
8-903-629-62-11
В работе над статьей принимал участие
Гордеев Сергей Николаевич
Свердловская обл., Белоярский р-н, с. Кочневское
ул. Садовая 33 тел.: 89024442335
Ник «FERMER»
Описание процедур ремонта, диагностики и обслуживания автомобиля Toyota PRIUS Вы можете найти в книге "Toyota PRIUS 2003-09 с бензиновым двигателем 1NZ-FXE(1,5) " по адресу : http://autodata.ru/catalog/toyota_prius/ |
Обсуждение статьи на форуме: http://forum.autodata.ru/7/12122/