Официалы и неофициалы, часть 2

20.03.2013

 

Официалы и неофициалы, часть2

 Часть 1 смотреть здесь: autodata.ru/article/praktika_remonta/ofitsialy_i_neofitsialy/

 

Плавно так спустились к неофициалам. Вот  где свобода! Вот где богатство  и разнообразие видов. Тут и гиганты с полным циклом всех видов работ и круглосуточным режимом работы, и совсем маленькие гаражики с одним машино-местом и одним-двумя мастерами. Те, что покрупнее, обычно называются СТО, те, что поменьше автомастерскими.

 СТО (Станция технического обслуживания)
Довольно часто являются побочной ветвью «серьезного» бизнеса. Вот есть у человека какой-то серьезный успешный бизнес. Минералку по бутылкам разливать, продавать БАДы или просто генеральская должность в госструктуре. И все хорошо вроде, да вот тревожно как-то. Хочется чего-то простого и вечного. Нет, ну можно, конечно, все бросить и удалиться в монастырь. Одновременно и вечное и серьезное. Много ли читателям известно таких примеров? Вот как-то никого, кроме прославленного русского флотоводца адмирала Ушакова или там Конфуция, совсем уж экзотического, на ум и не приходит. Но ведь можно  и вечное, и попроще. Ресторанчик, допустим, они ведь всегда были.  Когда пирамиды строили, рестораны были? Были, только назывались по-другому. Или кузница, тоже ровесник пирамид. Там еще на колесницы ТО делали. Полный аналог современного СТО. И не только связь времен, но и деньги, наличные, что немаловажно. Для нервов опять же полезно, ибо бесконечно можно смотреть на то, как работают люди. Во главе СТО ставится  энергичный директор и пошла работа. Зачастую грамотно организованная, с применением всех достижений современного маркетинга. Цитирую рекомендации пособий  («Прибыльный автосервис» автор Д. Дубровский)  и форумов для владельцев современных  СТО (такие тоже есть):

«Берите мелкосрочные работы, потом сами придете к ремонтам агрегатов, по мелкосрочным работам маржа выше, сроки быстрее и работы менее ответственные».
«Дело в том, что большинство владельцев автосервисов по своей природе являются «технарями» и для них делать что-то руками или просто выполнять техническую задачу намного проще, чем разбираться в каком-то там «маркетинге-шмаркетинге». Они хотят заниматься тем, чем умеют, – чинить машины, хотя на самом деле им стоит заниматься совсем другим – продавать услуги авторемонта».

«Сегодня очень много кто умеет чинить машины, но очень мало кто умеет грамотно находить и привлекать клиентов, машины которых можно чинить. Если вы умеете привлекать клиентов, то найти тех, кто выполнит техническую работу, – не проблема».

В гараже, который берется за все подряд, необходимы «мастера на все руки». В нишевом автосервисе, который занимается обслуживанием определенной марки машин, требования к квалификации и опыту персонала могут быть существенно ниже».
«Поэтому если клиент появился у вас на пороге, то вам нужно постараться получить от него максимум денег именно в этот конкретный визит. Вы ведь не знаете, когда он к вам приедет в следующий раз и будут ли у него деньги. Может быть, ваш клиент только что получил зарплату и поэтому согласится на ваше предложение поменять ему помимо масла и масляного фильтра еще и салонный фильтр, тормозную жидкость, а также убрать трещину на стекле. В другой раз он может приехать без большого количества свободных денег и откажется от всего, что вы ему предложите».

В соответствии с подобными рекомендациями автосервис и строится. Помещение, подъемники, рекламная компания. Марочный (специализированный), или общий (берущийся за все, что добралось). В принципе, все грамотно и логично. Но поскольку первый материал у меня был посвящен словесной перепалке между двумя коллегами о степени свободы квалифицированного специалиста, продолжу о ней, о свободе. Так нет ее, на большом «независимом» автосервисе. Хотя при наличии грамотного, не амбициозного и богатого хозяина  (ага, тут фантастика)  жизнь  квалифицированного специалиста  может улучшиться, сытость и предсказуемость хоть на какое-то время прийти в ваш  дом. Можно повышать образовательный уровень, брать кредиты и путешествовать по миру. Можно даже составить список оборудования «под себя» и отдать вышестоящим,  для рассмотрения и утверждения. Принципиального отличия от работы на дилера при данном раскладе не имеется. Разница только в источнике доходов: дилер живет с продажи и обслуживания проданных  машин, неофициал с максимальной раскрутки клиента. Поэтому, периодически, в светлую голову руководства, могут приходить новые и весьма оригинальные идеи, как этого клиента раскрутить.  Вот вам кажется, что вы приносите весьма неплохие деньги фирме. Но ведь денег всегда не хватает. Их всегда мало. И вот уже у хозяина (или нового-старого директора) появилась новая креативная идея. И хоть гуру маркетинга и поучает: «Сегодня я хочу ловить рыбу в бадье с водой. В очень маленькой бадье.  И хочу, чтобы рыба была крупной. И воды чтобы не было. Возможно, это не очень спортивно, зато очень прагматично. Потому что в банке я понял одно: если я кладу деньги на счет, никому не интересно, заработали я их благодаря творческим идеям или нет. Всем на это глубоко наплевать. Мне не дадут бонус в 10 или 20% за мою офигительную креативность, оригинальность или богатое воображение. На меня не  наложат штраф, если я заработал эти деньги, скопировав то, что кто-то сделал до меня». (Дэн  Кеннеди)  Но, однажды, придя на работу, вы можете быть неприятно обрадованы известием, что маленьких бадеек с большой рыбой на всех не хватило и кормить вас более не будут, ибо произошла перестройка.

СТО и диагностика.
«Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись, или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец и как попало — и ни разу не видел Кремля »,- (Веня Ерофеев)
А как на СТО обстоят дела с диагностикой? Не подвески или системы охлаждения, а сложных электронных систем. Если владелец или директор СТО «технарь», то все хорошо. О диагносте заботятся и ценят.
Пример:
Вопрос на форуме владельцев СТО:
«Всем здравствуйте хочу спросить у знающих людей -) у меня сервис средней руки, автоэлектрик отличный, но только по нашим маркам у меня их конечно больше чем иномарок. При опросе иномарочников что бы хотелось из услуг все в один голос говорят диагностику. Возник вопрос что покупать, не очень дорогое для начала т.к. электрик упирается руками и ногами и не хочет обучаться мотивируя это тем что с иномарками происходит "зависание" в отсутствии запчастей, но это не проблема не захочет учиться уйдет 8-( придёт другой который хочет обучаться и даст мне развиваться. Вопрос, что должно быть на посту полноценной диагностики???»

Ответ (типичный):
«Для начала попробуйте рассчитать сумму своих вложений - затрат в пост диагностики исходя из коэффициента технической оснащённости (К т.о. равен сумме затрат на пост поделенных на расчётный потенциал месячной выработки, котторая может быть получена с этого поста. Затем ищите хорошего диагноста с хорошим желанием работать на зтом посту. Собственно он и сформирует необходимый комплект инструмента исходя из рассчитанной ранее суммы затрат».

Еще ответ:
«Перечитал первый пост, там Ваши клиенты утверждают, что им нужна диагностика. Это враньё. Клиенты, Вы, и диагност под одним словом "диагностика" подразумевают совершенно разные вещи. Настолько отличные друг от друга , как слон и стол».

Итог. Прошу заметить, не самый плохой и весьма обнадеживающий:
 «Да всем спасибо тему можно закрывать нашел диагноста, пока только купили motodoc 3 и scandoc сказал надо еще газоанализатор купить, но это чуть позже на счет иномарок удобно буду анализировать каких больше приезжает и докупать ПО».

Частенько СТО приглашают диагноста или бригаду со стороны. Условия просто сказочные (очень хорошие). Люди работают, нарабатывают клиентуру для СТО. Все прекрасно, народ поехал. Хоп. Изменение условий, не в пользу диагноста. Или в другом месте диагносту  предлагают больше. Вчера была на СТО диагностика, сегодня нет. Поэтому есть  и «вольные стрелки-диагносты». Весьма неплохо при этом вооруженные.

Есть СТО специализирующиеся на ремонте электрики и диагностике. Типа «Дизель Сервис» или «Инжектор Сервис». Тут от площадей многое зависит. Если метраж малый, а аренда высокая, то особо глубоко не покопаешь, приходится количеством, а не качеством брать. Обычно так и бывает.

Подводя итог, можно сказать, что крупное СТО потенциально может быть и посильнее дилерского, как и по оснащенности, так и по квалификации специалистов. И когда открывают очередное, вроде все об этом только и говорят. Автора этих строк, за 18 лет работы, неоднократно «вывозили на место», показывали белоснежные, отремонтированные корпуса, очень дорогие комплекты технологического оборудования и рассказывали цветистые истории.  Как-то так:  «Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки»!  Увы, ежегодные дивиденды, зачастую не оправдывали надежд истинных хозяев.  Не получается «столицы шахматного мира», а часть былых  рассказчиков находятся в розыске. СТО же, построенные романтиками, за деньги прагматиков стоят до сих пор и на них чем-то занимаются. Увы,  «чем-то и как-то».  Не более того.

Мастерские и мелкие СТО.
Писать о вечно пьяных «дядях Васях», а также жуликах, оригиналах и просто дураках, которых в избытке в данной нише, не буду.  Давайте о хорошем. Именно в этом сегменте окопалось и держит оборону достаточно большое количество действительно талантливых, неравнодушных и квалифицированных профессионалов. В лихие 90-е  сюда попало достаточно много специалистов высокой квалификации. Страна, в которой они выросли, проиграла «холодную войну». Надо было выживать в послевоенной разрухе. Ремонт электронных и механических систем современных автомобилей это позволил.

В настоящее время небольших мастерских в крупных городах  остается все меньше и меньше.  Происходит рост до размеров СТО не мелких размеров с наемными работниками, зарабатывающими деньги неквалифицированными, но трудоемкими работами. Или человек (бригада) ищут место в готовой структуре. Единственное, где выживают и процветают действительно «независимые» - это небольшие городки. Лучшей рекламной службой там по прежнему является «сарафанное радио».  Затраты на строительство мастерской, ниже намного.  Возможностей получить выгодный кредит под развитие больше. В эпоху Интернета доступ к источникам информации – вообще не проблема. А с коллегами пообщаться хватит и ежегодного собрания профессионального  союза или ассоциации. Тут некоторые возразят, мол на периферии и народ победнее. И это правда. Но и конкуренция за состоятельных граждан пониже, пускай этих граждан и немного. Да и крупный город, из которого может подтянуться состоятельный клиент с серьезным дефектом часто недалеко.

Коротко о проблемах «независимых»:
1.Земля и все, что можно построить на ней для работы им, как правило, недоступно без многолетней кредитной кабалы.
2. Средства производства. Тут затраты неизмеримо ниже. Чем в первом пункте. Но тоже немалые.
3. Доступ к информации производителей. Тут как-то стало полегче. Интернет в каждой избе.
4. Возможности для профессионального обучения сотрудников.  Да и себя самого. Есть попытки как-то изменить ситуацию как Союзом, так и Ассоциацией. Но в целом все очень грустно. Если общество признает право людей ездить на подержанных авто и вводит правила, то и в системе подготовки кадров для обслуживания тоже должен быть хоть минимальный порядок, а лучше система подготовки и аттестации. Сертификаты, свидетельства  о том, что человек свободное от кручения гаек время посвящает самообразованию. Кстати, прекрасно смотрятся на стене мастерской в рамочке. Клиентам нравится, однозначно.
5. Часто все плохо с маркетингом. Отремонтировать можем, но вот объяснить клиенту: «а почему так дорого», часто не в состоянии. Хотя на самом деле это стоит намного дороже.
И еще одна проблема, объединяющая всех диагностов. Как дилеров, так и независимых. С точки зрения законодательства нас не существует. Есть специальность  «автослесарь», это если у вас нет высшего образования. Конкретно, для ремонта автомобильной электроники, аж 3-го разряда. Не знаю как в России, а у нас  и ВУЗы  готовят только по  специальности 1-37 01 02-02 «Автомобилестроение (электроника)»,  специалистов по разработке автомобильной электроники. У немцев например уже давно есть профессия- мехатроник.  Это как раз и есть сплав механика и электроника.. Но такой специалист стоит дорого  и, как правило, автосервис себе позволить его не может.  Они идут всякое медоборудование ремонтировать, поточные линии и т.п.. Машина ведь фигня, в конце концов сломалась - выбросил и купил другую, а вот оборудованием в котором многомиллионные инвестиции вложены так не поразбрасываешься.  Вот и обзывают нас на сервисах по всякому: «инженер наладчик», «инженер электроник», «электрик» и пр… Как то забавный зверек  из детства вспоминается. Того тоже не знали как назвать. Чебурашкой обозвали.

Очень много вопросов. Знать ответы, и вы бы уже читали мегабестселлер с названием «Как преуспеть в жизни и стать миллионером, никого не трогая и починяя  старые примусы». Впрочем, может вы готовы на них ответить?  А пока мы думаем, многие талантливые люди, в которых так нуждается отрасль, уходят. Правда, оставляя при этом дверь приоткрытой…

«Да чем же она тебе не нравится, эта тьма? Тьма есть тьма, и с этим ничего не поделаешь. Тьма сменяется светом, а свет сменяется тьмой — таково мое мнение. Да если она тебе и не нравится — она от этого быть тьмой не перестанет. Значит, остается один выход: принять эту тьму. С извечными законами бытия нам, дуракам, не совладать. Зажав левую ноздрю, мы можем сморкнуться только правой ноздрей. Ведь правильно? Ну, так и нечего требовать света за окном, если за окном тьма…». Веня Ерофеев

Каждый дурак может заявить , что предложенные идеи не работают в определенных условиях .  Большинство  людей  так и поступает.    Гениальность  и заслуга заключаются в том, чтобы   придумать, как применить эти идеи , несмотря  на  трудности . Дэн  Кеннеди
 

Полянский А.О
© Легион-Автодата


Полянский Андрей Олегович
, «Мастерская Автодиагноз», г.Минск.+375 29 6577513

 Обсуждение статьи началось, смотреть здесь, на форуме Легион-Автодата

Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх