Mitsubishi Sigma 1991. Мотор пятерит

20.05.2015

Автомобиль Mitsubishi Sigma выпуска 1991 года прошлого века, такие раритеты ещё есть на наших дорогах. Проблема такая: "периодически прекращает работать один или два цилиндра двигателя". Мотор шестицилиндровый.

Периодически прекращает работать один или два цилиндра двигателя.
С чего начинать поиск неисправности? Знаю, что у каждого ремонтника свои методы, но хотелось бы поделиться и своими мыслями.

Беседа с клиентом - это важно. Сначала услышал от него, что:
- мотор периодически "пятерит"
- непонятный запах при "пятерении"
Понятно. Информативно? Попутно узнал, что клиент сам автослесарь и в моторах разбирается. Так вот, что далее сделал сам владелец автомобиля:
- снял блок управления двигателем и отвёз на проверку - результат положительный: "работает"
- перестраховался и купил другие "мозги", поставил - результат тот же самый: "периодически пятерит".

Еще один факт сыграл злую шутку и завел выявление данного дефекта в тупик: дело в том, что на старых автомобилях Mitsubishi (Митсубиши), оснащенных датчиком массового расхода воздуха на эффекте Кармана (подробнее здесь):

На старых автомобилях Mitsubishi (Митсубиши), оснащенных датчиком массового расхода воздуха на эффекте Кармана.
Со временем в схеме датчика могут образовываться нарушения контакта. И иногда, в целях проверки данной неисправности, достаточно постучать (не со всей дури, конечно) по корпусу датчика. И если работа мотора изменится в лучшую или в худшую стороны, то проблему надо искать в этом датчике. Короче, клиент постучал по датчику, и о чудо! Двигатель заработал как надо! "Значит, датчик виноват",- подумал хозяин машины и повез датчик в ремонт. Но дело было не в датчике, ремонт ничего не дал, машина как "пятерила - так и продолжала иногда работать с перебоями".

Итак, что дала беседа с владельцем автомобиля и какие можно сделать выводы? На первый взгляд - "малоинформативно". А если подумать? Ведь из разговора с клиентом выяснилось многое:

1. Перебои в работе мотора появляются внезапно, нет никакой стройной схемы возникновения неисправности, то есть, "неисправность плавающая". Что это такое? Кто не знает, рекомендую прочитать статьи по теме вопроса на интернет-портале компании Легион-Автодата - "Сложная или простая неисправности", "Вероятная причина неисправности", "Mitsubishi Lancer 9 (2006). Проблемы с топливом?" . И многие другие статьи, которые можно легко найти на странице поиска, забив в строку поиска нужные вам слова или определения. А мы вернёмся к нашей неисправности. Продолжаю: "Что было выяснено из разговора с клиентом".

2. Во время перебоев в работе двигателя, из выхлопной трубы появлялся непонятный, неприятный запах. Пропустить этот факт? А зачем, если это поможет? Запускаю двигатель, жду перебоев в работе и этот запах… так, начались перебои … и что за запах?.. какой он едкий… похоже на переобогащение?

Остановимся и спросим: "Что выяснено? Какие итоги? Куда копать дальше?"

На данный момент хорошо бы воочию увидеть неисправность и подтвердить предположение насчёт "переобогащения". Подчеркну: "Пока только предположения". Между прочим, все первые этапы при проведении автомобильной диагностики строятся только на предположениях, редко-редко бывает такое, что на неисправность можно "выйти сразу". Такое называется "удачей" и делает весь день светлым.

Как можно "увидеть" неисправность? В данном случае отталкивался от предположения, что "смесь переобогащена". Использовать газоанализатор? Нет, применил другой способ: подключил мотортестер и посмотрел осциллограммы системы зажигания (так как не успел сохранить оригинал, то привожу подобную осциллограмму с описанием проблемы из Интернета). Напряжение пробоя в одном из цилиндров было уменьшено. А по каким причинам это может произойти:

Напряжение пробоя в одном из цилиндров было уменьшено.
Теперь, когда предположение подкреплено увиденной осциллограммой, самое время приступить к так называемой "инструментальной диагностике": проверяю разъемы форсунок, смотрю сигналы.

Теперь, когда предположение подкреплено увиденной осциллограммой, самое время приступить к так называемой "инструментальной диагностике": проверяю разъемы форсунок, смотрю сигналы.

И обнаруживаю, что в одном из разъемов контакт "сидит на массе".
И обнаруживаю, что в одном из разъемов контакт "сидит на массе". К слову: использовал для проверки своё самодельно изготовленное устройство:

К слову: использовал для проверки своё самодельно изготовленное устройство.
Устройство помогает определять быстро протекающие процессы. При появлении "плюса" зажигается красный светодиод и звучит зуммер. При обратной полярности зуммер не звучит, а загорается только зелёный светодиод. Схему устройства можно посмотреть в статьях на интернет-портале компании Легион-Автодата.

Теперь, когда предположительная неисправность определена, надо найти её источник: что повлияло, где причина? Её нахожу тут же под капотом:

Неисправность нахожу тут же под капотом.
Это самодельное крепление жгута, установленное на нештатном месте. В течении долгого времени крепление перетирало жгут и вот что получилось в итоге:

В течении долгого времени крепление перетирало жгут и вот что получилось в итоге.
Вот таким был один из моих вариантов определения неисправности. Подведу хронологический итог:
1. Разговор с клиентом (выяснение подробностей жизни автомобиля).
2. Предположение неисправности (где искать, что смотреть и чем смотреть).
3. Визуальный просмотр осциллограммы и подтверждение предположения по неисправности - но это следствие.
4. Поиск причины неисправности.
5. Устранение неисправности.
И если пропустить какой-то пункт, не обратить внимание на "мелочи", то поиск неисправности может или затянуться на долгое время, или окончиться неудачей.
В автомобильной диагностике нет мелочей.
Всем удачных ремонтов!

Подробности - см. в видео:


Кудрявцев Михаил Евгеньевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
mmctuning.ru
Союз автомобильных диагностов


наверх