Средства диагностики при работе с автомобилями

05.08.2014


Средство - способ или инструмент для выполнения какой-либо работы или достижения какой-либо цели (источник - ВИКИПЕДИЯ)

Эту статью я решил посвятить различным СРЕДСТВАМ диагностики автомобиля, будь то программы или приспособления, которые в той или иной степени облегчают труд автодиагноста. Приведу реальные примеры использования диагностических средств, на автомобилях Lexus GS300 и других марок.

Начнем с первого: Lexus GS300 (2001), мотор работает неустойчиво. Говоря проще: «пятерит». В таких случаях незаменимым СРЕДСТВОМ помощи будет мотортестер. Подключаемся к нужным точкам и снимаем осциллограмму. На осциллограмме видно, что проблему надо искать во втором цилиндре.


Забыл сказать, чтобы знать куда цеплять измерительные щупы осциллографа, т.е. более удобные места подключения к датчикам нужна информация. И тут на помощь приходит информационное СРЕДСТВО, каковым является программа Мотордата http://motordata.ru/ru . Открываю её, и освежаю в памяти схему соединений:


Держать перед глазами схему из Мотордаты или нужную схему вообще – помогает сосредоточиться и не разбегаться мыслям по сторонам. И всё как то проще становится. Особенно если схема, да и просто информация на родном, привычном языке.


Мотор как мотор, ничего страшного, испугать он меня не может – «плавали, знаем!».
Тут в «бой» вступает очередное средство экспресс-диагностики, самодельный индикатор наличия сигнала управления форсункой.
Углубленная проверка показала, что импульсы отрицательной полярности управления форсунками присутствуют только на пяти форсунках, а на форсунку второго цилиндра поступает постоянный минус. Проверил нужные электрические соединения в электропроводке, «неконтакта» нигде не попалось, таким образом пришел к блоку управления. Как проверял и чем проверял – показано на видео, смотрите:

Хочу только сказать, что показанное на видео приспособление – сделано «на коленке и своими руками». Подобное, можно прикупить в магазине, но зачем? Если есть голова, есть поставленная задача и цель, то тут лучше сделать самому и под свои нужды. А сэкономленные деньги можно потратить на что-то другое не менее нужное. Вот например недавно прикупил себе «электронные глаза» J, удобная штука!


Это со стороны, а показывает на экране монитора вот так:


Кстати, а вы много вкладываете в развитие? Не знаю кто и как, но я всегда стараюсь «лишнюю» копеечку вложить в оборудование, потому что это окупится обязательно! А что касается программного обеспечения … не буду рекламировать американцев и прочих гигантов типа AllData, тут все понятно, кто хочет – тот найдет где приобрести\взять эту или подобную программу. А так как я пишу статьи для компании Легион-Автодата, то могу пару слов сказать о программе Мотордата http://motordata.ru/ru

Если эти строки читают конспирологи и прочие темные люди – не читайте, это не бальзам на вашу душу, это наоборот. Не понимал и не смогу понять тех людей, которые занимаются автодиагностикой, но стараются сэкономить на программном обеспечении и даже не рыпаются в сторону изготовления вспомогательных приборчиков для себя любимого – как на приведенном выше видео, например. И потратить пару рублей на какую-то программу – «лучше повеситься». Впрочем, каждому свое. Я не говорю, что зарабатываю на уровне товарища Абрамовича, но мне хватает. И программу Мотордата, например, окупил за несколько дней.

Сидеть на заднем месте и мечтать – это просто. Но «без труда не выловишь…». Например, дымогенератор «из ничего»:


1 – компрессор от старого аквариума
2 – фильтр обыкновенный
Трубка зеленого цвета на фото – «вход», синего цвета – «выход».
На ссылке ниже, реальный пример использования данного средства.
http://autodata.ru/article/all/metodiki_i_praktika_avtodiagnostiki_instrumentariy_izgotovlennyy_vruchnuyu/

Уж коли мы затронули тему про диагностирование системы холостого хода, то очередное самодельное средство диагностики, это четырехканальный светодиодный индикатор. С его помощью можно одновременно наблюдать за четырьмя источниками сигнала, и воочию видеть что там, плюсовой потенциал или минусовой, «переменка», или полное отсутствие всего.


Mitsubishi Lancer 9 (2006)


«На шаговый двигатель (схема выше, обведено) блоком управления подаются 4 минусовых потенциала в определенной последовательности, шток двигается на нужное количество шагов и тем самым достигается необходимая величина оборотов холостого хода.
Светодиод горит красным или зеленым, либо вообще не горит. Девайс можно назвать, как примитивный «логический пробник».

В данной ситуации подключаю этот пробник в цепь управление четырьмя обмотками шагового двигателя и сразу вижу как отрабатывает блок управления двигателем и нет ли обрывов и замыканий в данной цепи. Проверяется просто, на заведенном двигателе, при разных оборотах, должны переменно загораться только два красных и два зеленых светодиода. Одновременное свечение трех или четырех светодиодов одного цвета является признаком неисправности регулятора холостого хода, или его цепей питания, либо управления. Яркость светодиодов (двух красных или зеленых), должна быть визуально одинакова, в противном случае возможно наличие неисправности.

Рассмотрим работу данного пробника-индикатора на холостом ходу с периодическими подгазовками.
1. Попеременное переключение двух красных и двух зеленых светодиодов:
Нормальная работа системы
2. Горит красный без переключения на зеленый:
Управляющий транзистор или данная электрическая цепь в обрыве, либо замыкание на (+).
3. Горит зеленый без переключения на красный:
Отсутствует (+) питания, обмотка в обрыве или КЗ цепи управления на (-).
http://autodata.ru/article/praktika_remonta/mitsubishi_lancer_9_2006_oboroty_to_padayut_to_vzletayut/

***

«Средство для проверка регулятора ХХ»

Как и любое другое устройство в автомобиле, регулятор ХХ требует проверки. Это можно делать разными способами, например, как описано в статье:
«…Продолжим проверку. Проверяем наличие импульсов на регулятор холостого хода (РХХ)
1. Импульсы есть.
Без осциллографа нам тут не обойтись. Смотрим величину и скважность этих импульсов...».
«Система стабилизации холостого хода»
http://www.autodata.ru/item.osg?idt=39&idn=1375
Это один вариант.
Есть и другой, более простой и более наглядный, см. фото справа:
1 – светодиод контроля работы прибора
2 – вкл\выкл
3 – реверс
4 – штекерная колодка
Принцип работы данного устройства максимально простой:
- снимаем штатный разъем с регулятора ХХ на автомобиле
- подсоединяем прибор
- выбираем направление работы регулятора ХХ (вперед\назад)
- визуально наблюдаем исправность\неисправность регулятора ХХ

Общий вид устройства показан на фото справа:
1 – регулятор ХХ
2 – прибор
3 – вывод на «минус» АКБ
4 – вывод на «плюс» АКБ
Достоинства:
- максимально быстрая проверка исправности регулятора ХХ непосредственно на автомобиле
- быстрое, нетрудное и недорогое изготовление прибора (время на изготовление несколько часов, стоимость деталей несколько сотен рублей по состоянию на май 2009 года)
Недостатки:
- пока не обнаружено

http://autodata.ru/article/praktika_remonta/regulyator_khkh_ustroystvo_dlya_proverki/

***

Что то я отвлекся от нашего страдальца Лексуса. Итак, мы остановились на том, что при помощи различных средств диагностики дошли до блока управления двигателем.
Тут, конечно, мог бы и сам разобраться, но надо же давать дорогу молодым? Был у меня помощник в то время, сейчас он в армии – грамотный парень, толк будет! Короче, вскрыв блок управления двигателем и прозвонив все цепи, мы убедились что причина в силовом транзисторе, надо найти, купить и заменить. Все упиралось во время… Я спросил своего помощника: «Домашнее задание возьмешь, а то я с работы не скоро вырвусь?».
«Ноу проблем!» - Ответил Он.
Утром он съездил в магазин «Чип и Дип», прикупил нужный транзистор, приехал, впаял - завели мотор, работает стабильно, нет никакого «пятерения». Готово!

***

Конечно, когда есть в продаже более достойные приборы, которые не могу (не хочу) изготовить самостоятельно, я их просто покупаю:
Поиск обрыва проводки с помощью FF310 (1) AVTEL
http://www.youtube.com/watch?v=--wSVwkTtYI
Поиск обрыва проводки с помощью FF310 (2) AVTEL
http://www.youtube.com/watch?v=6ipgObWt5v0

***

Другой девайс, изговленный «на коленке».
«Система зажигания - вариант проверки»

При поиске неисправности, когда подозрение падает на систему зажигания, возникает необходимость её проверить. Способов проверки существует много, в том числе и т.н. «прокрутка стартером» - что бы визуально определить «наличие искры» и т.п.
Простой пример: автомобиль Mitsubishi, со слов клиента «при перегазовке мотор периодически потряхивало, неустойчивая работа на ХХ».Где-то клиенту определили неисправность: «Виноваты клапана».В нашей мастерской мнение было другое: «Надо посмотреть систему зажигания»(при определенном опыте работы некоторые простые неисправности можно поймать на слух»).
Особенность данной проверки в том, что при этом двигатель не запускался. А для проверки был использован собранный самостоятельно «генератор импульсов», схема которого приведена ниже:



http://autodata.ru/article/all/sistema_zazhiganiya_variant_proverki/

***

Еще одно устройство, изготовленное самостоятельно:
«DTC P0304*«Вариант проверки форсунок» MITSUBISHI GALANT»
Не всегда причиной возникновение кода неисправности *P0304 * Cylinder 4 misfire detected * являются проблемы в системе зажигания.
Mitsubishi Galant, 2.4 литра, “американец» поступил на процедуру диагностики с горящим «CHECK» на панели приборов и такими претензиями клиента: «автомобиль как бы потряхивает на холостом ходу».
Проверка показала:
- система зажигания в норме
- вакуумный тест в норме
- компрессия в норме
А вот «баланс форсунок» показал разницу в производительности форсунок…
Самым верным было бы снять форсунки, поставить на стенд и проверить каждую на предмет их производительности. Но когда стенда нет (в ремонте, как у нас было на этот момент), или его нет вообще, то этот вопрос можно решить другим способом. То есть: «Проверить форсунки на производительность, не снимая форсунок с двигателя». Для управления форсункой подсоединяется одно из моих самостоятельно изготовленных приспособлений (они реально облегчают жизнь и помогают при проведении диагностики):



http://autodata.ru/article/praktika_remonta/dtc_p0304_variant_proverki_forsunok_mitsubishi_galant_/

***

Ну и так далее. Если кому-то станет интересно, то идите по адресу: http://autodata.ru/search/?q=%D0%BA%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8F%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2&x=0&y=0&PAGEN_1=1#content , там забиваете в поиск фамилию «кудрявцев» и поисковая машина выдаст вам все статьи с подробным описанием каждого самостоятельно изготовленного устройства и примерами их работы при поиске той или иной неисправности.

***

Второй Лексус, тоже GS300, только посвежее.
Вот так бывает всегда: смотришь на пришедшую в ремонт машинку, а она такая свежая, чистенькая, даже и подумать нельзя, что внутри творится беспредел ржавчины и запустения…


Что здесь?
На панели горит лампочка системы ABS, не работает система курсовой устойчивости и все, что завязано на систему ABS. Ещё одно не маловажное СРЕДСТВО диагностики, без которого сложно обойтись, это сканер. И сканер показал на ошибку в цепи переднего правого колесного датчика, а точнее обрыв цепи. Снял колесо, осмотрел внешне датчик, вроде всё ОК! Неужели проблема в проводке или блоке ABS? Надо с эмулировать присутствие датчика. Беру ещё одно самодельное средство диагностики, так называемый наборный резистор, можно конечно и обычный постоянный взять, но с этим как-то удобнее и привычнее J.


Подключил, посмотрел по сканеру на наличие ошибок, всё ОК!
Значит все-таки датчик вращения колеса виноват!


Снял, разложил на столе и стал осматривать …
А клиент – за плечами:
- Машина нужна во как! – и ребром ладони по горлу,- сделай, ну ОООчень надо…
Смешно. Ну, попробую, хотя внешность машины и не соответствует содержанию – грязь, ржавчина, мрак, одним словом. Начинаю осматривать ближе:


Только чуть тронул проводок – он и обломился…


Ну и что делать? Конечно, в другом бы случае … а что в другом случае? Клиент знакомый, вместе с ним мы много переремонтировали… надо помогать!
Вытащил клеммы из разъёма, исхитрился заменить провода, вставить в клеммы, зажать, заизолировать, вроде красиво и надежно получилось?


Собрал, проверил – работает. И знаете как приятно – просто по-человечески приятно увидеть глаза клиента и услышать его простое:
- Спасибо!

Заканчивая данную статью, ещё раз хочу обратить внимание на различные диагностические СРЕДСТВА, независимо покупные они или самодельные, каждый выбирает под себя! Лишь одно хочу сказать, без них работа диагноста долгой и мучительной ;)


Кудрявцев М.Е.
© Легион-Автодата


Кудрявцев Михаил Евгеньевич (ник на форуме Легион-Автодата - AVTEL)
г.Москва, ул.Суздальская, д.9, автосервис "ВТС". Тел.: +7 (916) 626-71-98. Союз автомобильных диагностов
Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
e100@bk.ru
13 Августа 2015 09:41
Хорошая статья. Если будут новые - пишите e100@bk.ru
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами