Двигатели Toyota 1KD-FTV и 2KD-FTV. Обзор
11.04.2007
Следующими тойотовскими двигателями с Common Rail стали 1KD-FTV и 2KD-FTV, пришедшие на смену дизелю 1KZ-TE. Первый из этих двигателей известен по японским и европейским моделям Land Cruiser Prado (KDJ95, KDJ125) и HiLux Surf (KDN185, KDN215), второй - популярен на европейских Dyna, HiAce, HiLux.
Двигатель |
1KZ-TE |
1KD-FTV |
2KD-FTV |
Рабочий объем, см3 |
2982 |
2982 |
2492 |
Мощность, л.с. |
130/3600 |
166-170/3400 |
102-120/3600 |
Крутящий момент, Нм |
331/2000 |
410/1800-2600 |
200-320/ |
Степень сжатия |
23,0 |
18,4 |
18,5 |
Диаметр цилиндра, мм |
96 |
96 |
92 |
Ход поршня, мм |
103 |
103 |
93,8 |
Новый трехлитровый дизель очень заметно прибавил в характеристиках, вплотную приблизившись к бензиновым двигателям того же объема по мощности и значительно превосходя их по моменту. Однако надо сразу отметить, что по динамическим показателям машина с таким мотором по-прежнему им ощутимо уступает.
Нетрудно догадаться, что двигатели KD унаследовали ряд конструктивных особенностей от двигателя 1KZ, а по топливной системе очень похожи на 1CD-FTV. Так что постараемся останавливаться подробнее только на значимых отличиях двигателей KD.
1.1. Головка блока цилиндров.
Как и 1CD-FTV, моторы KD получили по 4 клапана на цилиндр, два распредвала и неразделенные камеры сгорания (непосредственный впрыск топлива в цилиндр).
1.2. Поршень.
Поршень нового двигателя содержит в себе камеру сгорания, канал охлаждения и вставку по верхнее кольцо (нирезистовую для 2KD и из спецсплава для 1KD).
1.3. Привод ГРМ.
Сложный шестеренно-ременный привод ГРМ с балансирными валами сохранился от двигателя 1KZ, а дополнительно появившийся распредвал приводится обычной шестеренной передачей от своего "напарника". Заменять ремень рекомендуется каждые 150.000 км.
1 - шкив распредвала, 2 - шестерня балансирного вал №1, 3 - шестерня масляного насоса, 4 - шестерня коленчатого вала, 5 - шестерня балансирного вал №2, 6 - шестерня привод ТНВД, 7 - шестерня вакуумного насоса, 8 - промежуточная шестерня, 9 - ведущий шкив ГРМ, 10 - гидронатяжитель, 11 - ремень привода ГРМ. |
1.4. Впуск и выпуск.
Система впуска представляет собой весьма сложную комбинацию различных механизмов, которая сделала бы честь любому бензиновому двигателю.
1 - воздушный фильтр, 2 - расходомер воздуха, 3 - промежуточный охладитель (интеркулер), 4 - клапан EGR, 5 - привод дроссельной заслонки, 6 - охладитель EGR, 7 - впускной коллектор, 8 - турбокомпрессор, 9 - резонатор. |
Все 1KD оснащены воздухо-воздушным интеркулером (промежуточным охладителем), а вот большинство вариантов 2KD этого устройства лишены.
Во впускном тракте установлена дроссельная заслонка с электронным управлением, которая при работе двигателя служит для регулирования перепуска отработавших газов, а в момент глушения мотора закрывается, снижая уровень шума и вибраций.
Впускной коллектор 1KD оборудован механизмом изменения геометрии - заслонки с пневмоприводом, по принципу действия полностью сходные с бензиновыми двигателями LeanBurn. На низких оборотах один из впускных каналов перекрывается, в результате поток формирует вихрь на входе в цилиндр.
1 - пневмопривод, 2 - заслонки клапана SCV, 3 - перепускной канал. |
1 - впускной клапан, 2 - заслонка клапана SCV, 3 - впускной коллектор, 4 - пневмопривод, 5 - вакуумный насос, 6 - электропневмоклапан. |
1.5. Турбокомпрессор.
На двигателе 1KD используется тот же принцип изменения геометрии турбины, что и на 1CD-FTV, однако вместо пневмопривода здесь установлен электродвигатель, а обратная связь осуществляется при помощи датчика положения направляющих лопаток.
|
1 - колесо турбины, 2 - электродвигатель, 3 - датчик положения лопаток, 4 - шестеренный механизм привода, 5 - тяга электропривода, 6 - ограничитель, 7 - тяга, 8 - направляющие лопатки. |
1.6. Привод навесных агрегатов.
На свежих тойотовских дизелях появилось довольно интересное устройство - дополнительный вязкостный нагреватель. О принципе его действия можно прочитать в статье "POWER HEATER на дизельных джипах Toyota"
1 - вязкостный нагреватель, 2,7 - промежуточный шкив, 3 - насос ОЖ, 4 - коленвал, 5 - натяжитель, 6 - генератор, 8 - кондиционер. |
1 - двигатель, 2 - опора, 3 - ЭБУ двигателя, 4 - электропневмоклапан. |
1.7. Опоры двигателя.
Тойотовцы решили перенять традиции установки регулируемых опор у других японских производителей. Трудно сказать, действительно ли имело смысл строить еще одну вакуумную систему с электронным управлением и насколько она эффективна, но по крайней мере предполагалось получить двойной эффект - с одной стороны минимизировать вибрации на холостом ходу, с другой - повышать "жесткость" установки силового агрегата при активной езде.
2.1. Топливная система.
На двигателях KD используется схема Common Rail, во многом аналогичная используемой на 1CD-FTV. Максимальное давление топлива здесь еще больше - до 1600 атмосфер.
2.2. ТНВД.
Топливный насос Common Rail серии KD несколько отличается от ТНВД двигателя 1CD-FTV.
Здесь насос также двух-плунжерный, но уже однокамерный, а привод осуществляется более традиционным способом - при помощи центрального вращающегося кулачка.
1 - трубка возврата топлива, 2 - к топливной рампе, 3 - от топливного фильтра, 4 - датчик температуры топлива, 5 - клапан SCV (э/м перепускной клапан). | 1 - плунжер, 2 - нагнетательный клапан, |
1 - клапан SCV, 2 - плунжер, 3 - кулачок, 4 - к рампе. |
На такте всасывания топливо поступает в напорную камеру через клапан SCV и открывающийся впускной обратный клапан, на такте нагнетания плунжер создает давление в напорной камере, впускной обратный клапан закрывается, выпускной - открывается, и топливо поступает в рампу. Второй плунжер работает аналогичным образом, но в противофазе с первым.
Объем поступающего к плунжеру топлива регулируется при помощи SCV, благодаря чему блоку управления удается поддерживать требуемое давление в топливной рампе.
2.2. Форсунки.
Форсунки двигателей KD аналогичны по конструкции и принципу действия форсункам 1CD-FTV. Стоит заметить, что даже такая процедура, как их замена, на двигателях Common Rail усложнилась значительно - каждая форсунка имеет свою точно выверенную подачу, указанную в маркировке как корректирующий код, поэтому после их установки требуется обязательно перепрограммировать ЭБУ двигателя.
1 - электромагнитный клапан, 2 - управляющая камера, 3 - плунжер, 4 - игла. |
2.3. Система управления.
Серия KD внесла разнообразие и в диагностические коды тойотовских двигателей:
49 (P0087) - Слишком низкое давление топлива в рампе
78 (P0088) - Слишком высокое давление топлива в рампе
78 (P0093) - Утечка в топливной магистрали высокого давления
49 (P0190,2,3) - Датчик давления в рампе
97 (P0200) - Цепь форсунок
78 (P0627) - Цепь управления топливным насосом
78 (P1229) - Топливная система
89 (P1601) - Корректирующий код форсунок (ПЗУ)
Расположение компонентов. 1 - форсунка, 2 - расходомер воздуха, 3 - свеча накаливания, 4 - привод управления геометрией турбины, 5 - датчик давления, 6 - датчик положения педали акселератора, 7 - датчик давления на впуске, 8 - клапан EGR, 9 - шаговый двигатель, 10 - ЭБУ двигателя, 11 - блок управления геометрией турбины, 12 - клапан SCV, 13 - регулятор давления, 14 - усилитель форсунок, 15 - датчик температуры охлаждающей жидкости, 16 - датчик температуры воздуха на впуске, 17 - датчик положения распределительного вала , 18 - датчик температуры топлива, 19 - датчик давления в рампе, 20 - датчик положения коленчатого вала. |
|
Схема системы управления двигателем. 1 - датчик положения педали акселератора, 2 - ЭБУ двигателя, 3 - датчик температуры топлива, 4 - управляющий клапан, 5 - ТНВД, 6 - топливная рампа, 7 - датчик давления в рампе, 8 - регулятор давления, 9 - блок управления форсунками (усилитель форсунок), 10 - реле блока управления форсунками, 11 - демпфер, 12 - датчик полностью открытого положения дроссельной заслонки, 13 - промежуточный охладитель наддувочного воздуха, 14 - привод дроссельной заслонки, 15 - датчик давления, 16 - датчик температуры воздуха на впуске, 17 - датчик атмосферной температуры, 18 - расходомер воздуха, 19 - воздушный фильтр, 20 - резонатор, 21 - датчик положения лопаток турбины, 22 - привод управления геометрией турбины, 23 - NO-катализатор, 24 - клапан управления разрежением, 25 - электропневмоклапан системы EGR, 26 - форсунка, 27 - клапан системы EGR, 28 - датчик положения клапана EGR, 29 - охладитель EGR, 30 - блок управления геометрией турбины, 31 - датчик положения распределительного вала, 32 - датчик положения коленчатого вала. |
Евгений, Москва
© Легион-Автодата
Комментарии и вопросы
можно направлять на
arco@autodata.ru