АКПП. Репортаж с практического занятия

АКПП: репортаж с практического занятия

26.02.2009

Прививка Знаний
Теория без практики мертва
и бесплодна, практика без теории —
бесполезна и пагубна




В этих словах: «Теория без Практики мертва», и заключен основной смысл и основная Идея курсов обучения по автоматическим коробкам передач, которые проводит Волков Сергей Александрович, тренер практического обучения компании BrainStorm.

Здесь изначально пошли по самому трудному пути при создании и организации данных курсов – организовали реальную практическую лабораторию, а не стали «подвязывать» имеющийся автосервис для проведения таких занятий.

А именно этим и «болеют» подобные курсы обучения, где хотят, и обучать, и зарабатывать на своем автосервисе.

Но такое невозможно в принципе, если есть желание не просто «рассказать» о чем-то, а и «обучить».

Вот представьте, на теоретическом курсе идет, например, тема о гидроаккумуляторе.

А в автосервисе в этот момент просто физически нет такого автомобиля, на котором можно было бы снять АКПП, разобрать и детально показать, рассказать и объяснить этот вопрос.

Что делать?

Ждать, пока появится такой автомобиль?

Сами понимаете, что это нереально…

Что делать в таком случае и как организовать занятия, можно посмотреть на примере проведения практического тренинга, который проводит Волков Сергей Александрович, откуда и предлагается небольшой фоторепортаж.

Прежде чем приступить к ремонту незнакомой трансмиссии, необходимо определиться с общими концепциями, присущими данной компоновке.

Автоматическая коробка передач является одним из видов коробок передач автомобилей. Разновидностью АКПП являются бесступенчатые трансмиссии (вариаторы), роботизированные коробки передач, квазиавтоматическая трансмиссия и др.

АКПП имеет гидротрансформатор, который увеличивает крутящий момент и сглаживает возникающие удары и толчки механического сопряжения с двигателем.

Планетарный механизм служит для изменения передаточного числа путем торможения отдельных элементов и перемещения шестерен. Управление АКПП бывает чисто гидравлическое или электронно-гидравлическое.

Бесступенчатые трансмиссии (Continuously Variable Transmission, CVT вариаторы,- разг.),- являются таким видом коробок передач, которые способны очень плавно изменять передаточное число ведущего и ведомого валов во всех диапазонах и скоростей, и тяговых усилий.




Перед проведением дефектовки механической части, необходимо разобраться с электронно-гидравлическим блоком, понять его устройство, предназначение и имеющиеся особенности на данном виде коробки передач.
Входной вал – как элемент, передающий масло (рабочее тело) под давлением к исполнительным элементам (бустерам тормозов и муфт), а также муфте блокировки гидротрансформатора (на фото крайний справа – Волков С.А)
Ведение лабораторных журналов - одна из важных составляющих процесса обучения
Дефектовка механической части. Надо внимательно осмотреть все элементы АКПП и определить, какие нуждаются в ремонте или замене.
От правильно проведенной дефектовки зависит дальнейшая «жизнь» АКПП
Понять, как происходит управление переключением передач с помощью электроники, помогут навыки в рисовании
Коллегиальность при выполнении самостоятельной работы - один из принципов успешного усвоения материала




…первое, осмысленное вскрытие гидроблока…

Знакомство с устройством (гидроаккумулятором), помогающим плавно переключаться передачам.

Гидроаккумуляторы обеспечивают требуемое качество переключения передач.

На начальном этапе включения фрикционного элемента управления (муфты или тормоза) давление основной магистрали, преодолевая сопротивление возвратных пружин, выбирает зазор между дисками. Как только зазор полностью выбирается, давление в бустере включаемого элемента начинает резко возрастать, что приводит к возникновению удара. Чтобы это не происходило, параллельно бустеру фрикционного элемента управления устанавливается гидроаккумулятор, поршень которого, при полном выборе зазора в дисках фрикционного элемента начинает перемещаться, снижая скорость нарастания давления в бустере включаемого фрикционного элемента управления. Момент начала перемещения поршня, и скорость его перемещения определяются жесткостью пружины гидроаккумулятора. В гидроаккумуляторах муфты прямой передачи и тормоза второй передачи помимо пружины используется еще и давление подпора. Внешне гидроаккумулятор представляет собой цилиндрический корпус, внутри которого находится поршень, подпираемый пружиной. Гидроаккумулятор напрямую, специальной гидравлической линией соединен с гидравлической магистралью, в которой нужно сгладить резкий скачок давления.

Правильно установить гидроблок и подключить соленоиды поможет умение работать с мануалом:


Проведение входной диагностики с помощью системного сканера.

В случае возникновения неисправности в одной из деталей, элементов, относящихся к АКПП, контрольная лампа положения «N» рычага селектора АКПП начинает мигать с частотой приблизительно 1 Гц. В этом случае необходимо провести проверку наличия кодов неисправности.

Детали, элементы АКПП, неисправность которых вызывает мигание контрольной лампы положения «N» рычага селектора АКПП :

- Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя

- Датчик частоты вращения входного вала.

- Датчик частоты вращения выходного вала.

- Любой из электромагнитных клапанов.

- Несоответствие моментов переключения передач

Мигание контрольной лампы положения «N» рычага селектора АКПП с частотой, приблизительно, 2 Гц указывает на перегрев ATF в коробке передач.

В этом случае остановите автомобиль в безопасном месте и дождитесь пока контрольная лампа положения «N» рычага селектора АКПП прекратит мигать.

(применительно к Mitsubishi)

На этом же учебном месте преподаватель Волков Сергей Александрович рассказывает и показывает обучаемым как правильно проводить «статическую» проверку АКПП, так называемый Stall Test. Главное – не нарушить последовательность:

ПРОВЕРКА НА ПОЛНОСТЬЮ ЗАТОРМОЖЕННОМ АВТОМОБИЛЕ (STALL TEST)

Целью данной проверки является измерение максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на диапазонах «D» и «R» при полностью остановленном выходном вале автоматической коробки передач. По величине этой частоты вращения можно судить о работоспособности гидротрансформатора, муфты свободного хода, а также определить наличие скольжения в некоторых фрикционных элементах управления АКПП.

Внимание

Во время этой проверки люди не должны находиться спереди и сзади автомобиля.

  1. Проверьте уровень и температуру масла в АКПП. а также температуру охлаждающей жидкости двигателя:
    • Уровень масла: отметка «НОТ» на измерительном щупе.
    • Температура масла: 80 - 100°С.
    • Температура охлаждающей жидкости двигателя: 80 - 100°С.
  2. Установите стояночные упоры под задние колеса.
  3. Полностью затяните стояночный тормоз и нажмите до упора на тормозную педаль.
  4. Заведите двигатель.
  5. Установите рычаг селектора АКПП в положение «D», нажмите до упора на педаль акселератора и определите частоту вращения коленчатого вала двигателя в этот момент.

Внимание

  1. Не удерживайте педаль акселератора в полностью нажатом состоянии более восьми секунд.

  2. Если эта проверка выполняется подряд два и более раз, то после каждой проверки необходимо перевести рычаг селектора АКПП в положение «N» и дать остыть маслу в АКПП до рабочей температуры при работе двигателя с частотой 1000 об/мин. после чего, можно проводить следующую проверку. Номинальная величина частоты вращения коленчатого вала двигателя во время Stall Test: 2100 - 2600 об/мин.

  3. Установите рычаг селектора АКПП в положение «R», нажмите до упора на педаль акселератора и определите частоту вращения коленчатого вала двигателя в этот момент.

Номинальная величина частоты вращения коленчатого вала двигателя во время Stall Test: 2100 -2600 об/мин.

А после проведения этого теста, надо сделать правильные выводы:

a. Частота вращения двигателя во время Stall Test на диапазонах «D» и «R» больше номинального значения:

  • Низкое давление в системе управления.
  • Проскальзывание тормоза первой передачи и передачи заднего хода.

b. Частота вращения двигателя во время Stall Test больше номинального значения только на диапазоне «D»:

  • Проскальзывание муфты понижающих передач.

c. Частота вращения коленчатого вала двигателя во время Stall Test больше номинального значения только на диапазоне «R»:

  • Проскальзывание муфты заднего хода.

d. Частота вращения двигателя во время Stall Test на диапазонах «D» и «R» меньше минимального номинального значения:

  • Неисправен гидротрансформатор.
  • Неисправен двигатель.

Другая учебная точка и другие рассматриваемые вопросы:

«Поиск в технической документации и на автомобиле необходимых портов для подключения датчиков давления»:


Использование технической документации, помогает проверить правильность подключения. И не только. Производитель постарался заложить в свои Руководства и Справочники максимум информации для того, что бы неисправность была быстро обнаружена и эффективно устранена. Например, вот как организован этот вопрос компанией Mitsubishi, какие действия предлагается сделать автомобильному Диагносту при опознании кода неисправности № 43

«Код 43: Рассчитанное передаточное отношение на 3-й передаче не соответствует заданному значению»

Если после включения 3-й передачи величина сигнала датчика частоты вращения выходного вала АКПП. умноженная на передаточное отношение 3-ой передачи, не соответствует сигналу датчика частоты вращения входного вала, то в память электронного блока управления записывается код неисправности №43. Если код неисправности №43 возникает 4 раза подряд, то система управления переводит АККП в аварийный режим работы (движение возможно только на 3-й передаче). При этом контрольная лампа положения «N» рычага селектора АКПП начинает мигать с частотой 1 Гц

Возможная причина

  • Неисправность датчика частоты вращения входного вала АКПП
  • Неисправность датчика частоты вращения выходного вала АКПП
  • Неисправность барабана муфты понижающих передач
  • Неисправность ведущей шестерни или ведомой шестерни промежуточной передачи
  • Неисправность тормоза второй передачи
  • Неисправность муфты повышающей передачи
  • Посторонние помехи

Так что иметь максимум технической документации, в бумажном варианте или электронном – необходимость и важное условие для эффективного ремонта автоматических трансмиссий.

Поиск (непосредственно на автомобиле и в «мануалах» на компьютере) точек подключения щупов осциллографа к нужным нам соленоидам

Проведение анализа снятых с АКПП осциллограмм:

В результате проведения этих практических занятий, у слушателей были сформированы умения и навыки проведения диагностики автоматических коробок передач, они научились применять полученные знания на практике, что, несомненно, пригодится им в дальнейшей практической деятельности.

Кудинов Алексей Сергеевич
Руководитель исследовательского Отдела компании BrainStorm
г. Москва Февраль 2009 г.
Тел.: (495) 287-4258



Обсуждение статьи на Форуме: http://forum.autodata.ru/7/12059/
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх