Toyota Prius. Инвертор

Автомобиль Toyota Prius. Инвертор

02.02.2009


«Инвертор» (Inverter) - сложное электронное устройство, предназначенное для:

- преобразования постоянного тока высоковольтной батареи (HV battery) в трехфазный ток для работы мотор-генераторов MG 1 и MG 2 и обратно
- обратного преобразования энергии (рекуперация,- от лат. recuperatio — обратное получение, возвращение части материала или энергии, расходуемых при проведении того или иного технологического процесса, для повторного использования в том же процессе. Применительно к рассматриваемому вопросу – преобразование механической энергии в электрическую. За это в блоке инвертора отвечает прибор называемый «конвертором»)
- регулирования и распределения энергии, получаемой от MG 1
- электронного управления мотор - генераторами MG 1 и MG 2 в зависимости от режимов работы двигателя внутреннего сгорания на основании согласованных действий с остальными электронными устройствами автомобиля Inverter имеет свою систему охлаждения, не связанную с системой охлаждения ДВС.

Внешний вид Инвертора – см. фото вверху.

Схематически инвертацию - конвертацию и передачу энергии при различных режимах работы можно посмотреть ниже:

Физически Inverter располагается рядом с двигателем внутреннего сгорания:

и включает в себя несколько модулей (рис. слева), - для инвертации и конвертации электрической и механической энергий
Безопасность

На корпусе Inverter располагается специальный датчик (Circuit Breaker Sensor,- рис. и схема внизу), который, в случае аварии\столкновения автомобиля мгновенно выключает все силовые цепи Invertor для того, что бы обезопасить людей от поражения их электрическим током

Аббревиатура SMR расшифровывается так: System main Relay

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ИНВЕРТОРА

Инвертор при работе сильно нагревается и, если бы не имел своего охлаждения, то после перегрева вышел бы из строя.

В 10-м и 11-м кузовах Inverter имеет отдельные контура охлаждения и отдельный радиатор.

В 20-м кузове радиатор инвертора совместили с радиатором двигателя (рис. слева).

Для локального охлаждения инвертор имеет «ребра» и «плиту» охлаждения (внутри),- см. ниже - справа:


Система охлаждения инвертора включает в себя:
   - радиатор

   - водяную помпу (водяной электрический насос)

   - расширительный бачок

   - соеденительные патрубки

Особенности устройства

- электрическая водяная помпа системы охлаждения инвертора имеет ограниченный ресурс работы (на 20-м кузове приблизительно 3-4 года)

- на 10-м кузове помпа работает по температурному датчику и включается только при достижении температуры в системе охлаждения около 52-54 гр.

- на 11 и 20-м кузове помпа работает всегда, пока зажигание включено. Антифриз в системе охлаждения инвертора следует проверять \ менять согласно карты ТО.

Особенно это относится к моменту приобретения автомобиля. И почему:

- в системы охлаждения (двигателя и инвертора, кроме 20-го кузова), может быть залит антифриз с пониженными свойствами замерзания, например, рассчитанный на «минус 10». А эксплуатировать автомобиль Вы планируете в Сибири. Последствия понятны…

- за время эксплуатации антифриз теряет свои свойства и, если Вы будете «ездить на нем» много лет подряд, то его первоначальные характеристики точки замерзания значительно снизятся. Последствия тоже понятны…

Водяная помпа пластиковая и её просто «разорвёт».

При перегреве инвертора

Как мы уже говорили, Inverter «сложное техническое устройство».

И сильно все нагревается при работе.

На панели приборов специального индикатора для этого случая нет.

На 10-м кузове: так как мотор - генераторы и сам инвертор «малонагружены», то тотального перегрева не происходит. Автомобиль начинает «тупить», «дергаться» и на панели приборов загорается транспарант под названием «черепашка». Это сигнал пониженной мощности автомобиля. Может загореться «треугольник» – сигнал общей неисправности.

На 11-м кузове: электронная система управления успевает предупредить водителя о перегреве несколько раз,-

- на панели приборов загорается знак «треугольник»

- на панели приборов загорается знак «перегрев двигателя»

Понятие «перегрев инвертора» - бич для 11-го кузова (как и для Estima Hybrid), потому что тепловая защита не успевает сработать до того момента, как произойдет тотальный перегрев.

«Сгорает» силовой модуль.

На фото:

- справа на фото – силовой модуль MG 2,

справа под компенсационными конденсаторами – силовой модуль MG1

Многие владельцы «гибридных» автомобилей, прочитав «профильные» форумы в Интернете, где техническое обслуживание подается в виде:

«Там все просто, там все можно сделать самому»,- пытаются «скинуть ошибку» при загорании знака «треугольник» на панели приборов путем отсоединения клеммы АКБ.

Или просто не обращают внимания на данное предупреждение.

Неправильно и первое, и второе.

Данная ошибка – «Перегрев», является «накопительной», температура не может снизиться мгновенно, инвертор еще длительное время остается «перегретым».

И если не обращать никакого внимания на те предупреждения, которые «выдает» система управления двигателем, то можно «попасть» на замену дорогостоящего узла или детали.

Но можно проверить работоспособность системы охлаждения инвертора: при включенном зажигании открываем капот двигателя, смотрим на маленький бачок около инвертора (фото слева, стрелка) – внутри него должно происходить «бурление».

Для справки: «Общее устройство инвертора»



Информация поделились в Мастерской
Когут Владимира Владимировича г. Москва

8-903-629-62-11

В работе над статьей принимал участие
Гордеев Сергей Николаевич (FERMER)


Описание процедур ремонта, диагностики и обслуживания автомобиля
Toyota PRIUS Вы можете найти в книге
"Toyota PRIUS 2003-09 с бензиновым двигателем 1NZ-FXE(1,5) "
по адресу : http://autodata.ru/catalog/toyota_prius/


Обсуждение статьи  по адресу: http://forum.autodata.ru/7/11659/