Что есть Диагност и Диагностика

25.10.2004

Заметки по проведению диагностики двигателя

             японского автомобиля (и не только).                                                                               

 Занимаясь ремонтом несколько лет, я долго думал как правильно и точно проводить диагностику автомобиля или двигателя. Нет единого алгоритма проведения определённой процедуры, но все же конкретизировать её хотелось бы.

С чего начинать при диагностике? Что вообще представляет диагностика? Для чего нужно её проводить? Кто может производить эту процедуру, и какими знаниями он должен обладать и каким  располагать оборудованием? Итак - вопросы поставлены.

С привозом в Россию автомобилей из Японии, естественно, возник вопрос о том, как правильно обслуживать и  ремонтировать эти автомобили. Первоначально было немало кустарей, которые из-за отсутствия должной информации и опыта пытались помочь владельцам при ремонте гаражным способом. Затем организовались сервисы по ремонту. Должной поддержки со стороны производителя не было и нет. Опыт собирался, накапливался  ежедневно. Кое-что записывалось, кое-что черпалось из книг.  Мы воспитывались на книгах  Корниенко  –  «заметки автослесаря »и книгах Автодата - пытаясь найти ответы на все вопросы, которые ставила перед нами жизнь при ежедневной работе с « чудом японской техники ». Продолжу по порядку.

Водители (наездники) при эксплуатации своего любимца замечают возникающие проблемы (болезни) лишь только тогда, когда неполадка уже образовалась и нарисовалась и никуда уже от неё не деться, даже если протереть стёкла и попинать по колесу. И если сам - ботаник или просто есть немного денег - единственный путь в ближайший автосервис. Там помогут, там обуют и, наверно, сделают – таково мнение любого владельца, который сталкивался с ремонтом в сервисах. Если сервис мало-мальски продвинутый, то вам предложат пройти диагностику для установления точной причины

недуга вашего авто, чтобы вы не носились по разборкам в поисках ненужных деталей.

Итак, диагностика. Если вдуматься в это понятие, то ответ вырисовывается сам собой.

Это процедура, которую делают для того, чтобы теоретически точно определить, какой узел неисправен либо требует обслуживания. Теперь представьте ответственность и профессионализм, которым должен обладать диагност. Вспомните фразу, которую говорят ремонтники при осмотре автомобиля или двигателя – «Мы посмотрим, проверим, пощупаем, а затем скажем, что купить или поменять » На этом и основывается весь принцип диагностирования. Сколько бывало случаев, когда клиенты либо по своему разумению, либо по чьей-то подсказке меняли на машине кучу ненужных деталей, тратили нервы и деньги, а результата не добивались. Не спорю, бывали такие замены и по указке ремонтников. Но это как раз касается профессионализма диагноста.

Итак - диагност. За последние лет десять в ремонтной сфере выросла особая каста ремонтников, которые называют себя диагностами. Суть их работы заключается в следующем: за какой-то небольшой промежуток времени, произведя необходимые замеры и тесты, определить, с достаточной степенью достоверности, что и где неисправно. Со стороны кажется, что диагностика дело простое. Сунул сканер в разъем, прочитал данные и высказал своё мнение – «Вам нужно вот это датчик поменять и все станет на свои места.» Конечно, у клиента естественно возникает вопрос - справедлив ли диагноз. Не придётся ли снова покупать многое и не нужное. Убедить его можно только заменив тот элемент на исправный (если такой есть в наличии) или доказать свою правоту на основании показаний приборов и под свою ответственность. Короче говоря,

ответственность при диагностике колоссальная как материальная, так и моральная. Стало быть,  диагност просто обязан совершенствовать свой профессионализм и естественно пользоваться в работе и применять современные приборы и технологии ремонта.

Кто такой диагност – механик, электрик или электронщик? Без знаний того, «как все оно там крутится», и в какой последовательности -  немыслим процесс диагностирования. Представьте, каким объёмом информации должен владеть мастер? Двигателей одних только у Тойоты больше трёх десятков. Необходимо свободно ориентироваться в расходниках, фазах ГРМ и других процессах. Значит однозначно диагност и механик понятия не разделимые. Без познаний в электронике диагност просто механик.

Генераторы, датчики, блоки управления, электропроводка все это требует грамотного обслуживания и понимания. Короче говоря, современный диагност - это профессионал с количеством знаний опыта и информации на порядок выше отдельно взятого механика либо электрика. Диагност - это терапевт для автомобиля: он и проблему найдет, лекарство назначит, и дефект устранит. Не берусь утверждать, что нужно уметь диагностировать все и вся –  угнаться за прогрессом не всем под силу, но стремиться к этому необходимо. Нет одинаковых проблем в ремонте. Каждая машина как живой организм, и подход к ней должен быть соответственный. При диагностике и ремонтах все более убеждаюсь, что проблемы возникают из-за неправильного обслуживания или неправильного ремонта. Стало быть, пока к авто подпускают «не спелых» ремонтников, работы для диагностов будет предостаточно.

Без применения современных технологий и приборов работа диагноста превратилась бы в долгий и неточный процесс. Сегодня вряд ли можно обойтись одним тестером и скрепкой канцелярской. Еще четыре года назад я считал, что сканер мне для работы не очень нужен. Теперь считаю, что он просто необходим. Необходим в работе и газоанализатор 4х компонентный. Мотор-тестер, конечно, забыть никак нельзя. Без него не будет видно реальной картины работы сигналов датчиков. Измерители давления топлива, масла, компрессометр и стробоскоп также очень важны в работе и должны быть на вооружении. При обслуживании топливных систем потребуется прибор для очистки инжекторов и ультразвук. Из экзотики хотелось бы иметь на вооружении бронхоскоп или миниатюрную видео камеру для проверки камеры сгорания. Инструмент, конечно же, также должен быть на уровне. Я упомянул только самое необходимое, по моему мнению, оборудование. Стоит, конечно, оно немало у. е. Но все же  вам не доверят авто дорогое ремонтировать монтировкой и кувалдой.

За время работы я построил некий алгоритм проведения диагностики. Попытаюсь изложить, как я провожу эту процедуру. Если авто способно общаться с моим сканером, то, конечно, первым делом сканирую. Есть реальная возможность посмотреть датчики и их отклик в работе (точнее в рабочем процессе). Но, как говориться – доверяй, но проверяй. Можно верить тому, что отобразил сканер, не всегда. Я практик. Привык, доверяю лишь тому, что реально увидел или пощупал. Не раз обжигался на том, что не перепроверил показания. Пример. Сканер показывает, что клапан оборотов изменяет свое положение в широких пределах. Я вижу, что изменений оборотов не происходит. Разбираю клапан – а он в клине от грязи. А на уровне процессора все происходит стабильно. Поэтому доверяю я всегда своему слуху и нюху. Сканер, естественно, только помощник. Сколько раз приходилось слышать от клиентов: «что показывает ваша диагностика? Она покажет, когда ремень менять, или трещины в коленвале?» Одна леди просто возмутилась, что диагностика не может точно сказать, сколько осталось жить её авто. Конечно, это абсурд.

Устал говорить, что приборы лишь помогают в ремонте. Во главе стоит человек – диагност. От его заключения зависит судьба авто клиента. Отступление. Продолжу. Итак, отсканировали. Зафиксировали (распечатали).

Естественно, результат сканирования необходимо распечатать клиенту. Это защитит ваш престиж и покажет воочию результат работы. Другой вопрос, как вы сможете воспользоваться этими данными, но клиенту их отдать необходимо.

Перепроверяю некоторые параметры (зависит от ситуации неисправности) мотор-тестером. Далее замеряю давления (компрессия, топливо, масло). Проверяю на газоанализаторе. Всегда поверяю выхлоп на температуру и конденсат. Горячий выхлоп о многом говорит. Немаловажен разговор с клиентом. Из общения с ним узнать можно многое. Важен и простой осмотр двигательного отсека. Вспомните МАР на 1и его шланги, но это в прошлом.

Итак. Сканирование, просмотр - подтверждение результатов, проверка газораспределения, измерение давлений, осмотр и анализ с допросом клиента -  вот мой диагностический процесс.

В заключение хотелось бы отметить, что в  рамках статьи невозможно описать все нюансы диагностирования. Каждый ремонтник придерживается,  естественно, своего алгоритма в работе. Но все же объединяет нас одно - стремление правильно установить причину неисправности и отремонтировать автомобиль без проволочек и с наименьшими затратами.

АВТОР: Владимир Бекренев




Книги по ремонту автомобилей




Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
FORD Explorer 2002-10 (III, IV)  с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FORD Explorer 2002-10 (III, IV) с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами