Что есть Диагност и Диагностика

25.10.2004

Заметки по проведению диагностики двигателя

             японского автомобиля (и не только).                                                                               

 Занимаясь ремонтом несколько лет, я долго думал как правильно и точно проводить диагностику автомобиля или двигателя. Нет единого алгоритма проведения определённой процедуры, но все же конкретизировать её хотелось бы.

С чего начинать при диагностике? Что вообще представляет диагностика? Для чего нужно её проводить? Кто может производить эту процедуру, и какими знаниями он должен обладать и каким  располагать оборудованием? Итак - вопросы поставлены.

С привозом в Россию автомобилей из Японии, естественно, возник вопрос о том, как правильно обслуживать и  ремонтировать эти автомобили. Первоначально было немало кустарей, которые из-за отсутствия должной информации и опыта пытались помочь владельцам при ремонте гаражным способом. Затем организовались сервисы по ремонту. Должной поддержки со стороны производителя не было и нет. Опыт собирался, накапливался  ежедневно. Кое-что записывалось, кое-что черпалось из книг.  Мы воспитывались на книгах  Корниенко  –  «заметки автослесаря »и книгах Автодата - пытаясь найти ответы на все вопросы, которые ставила перед нами жизнь при ежедневной работе с « чудом японской техники ». Продолжу по порядку.

Водители (наездники) при эксплуатации своего любимца замечают возникающие проблемы (болезни) лишь только тогда, когда неполадка уже образовалась и нарисовалась и никуда уже от неё не деться, даже если протереть стёкла и попинать по колесу. И если сам - ботаник или просто есть немного денег - единственный путь в ближайший автосервис. Там помогут, там обуют и, наверно, сделают – таково мнение любого владельца, который сталкивался с ремонтом в сервисах. Если сервис мало-мальски продвинутый, то вам предложат пройти диагностику для установления точной причины

недуга вашего авто, чтобы вы не носились по разборкам в поисках ненужных деталей.

Итак, диагностика. Если вдуматься в это понятие, то ответ вырисовывается сам собой.

Это процедура, которую делают для того, чтобы теоретически точно определить, какой узел неисправен либо требует обслуживания. Теперь представьте ответственность и профессионализм, которым должен обладать диагност. Вспомните фразу, которую говорят ремонтники при осмотре автомобиля или двигателя – «Мы посмотрим, проверим, пощупаем, а затем скажем, что купить или поменять » На этом и основывается весь принцип диагностирования. Сколько бывало случаев, когда клиенты либо по своему разумению, либо по чьей-то подсказке меняли на машине кучу ненужных деталей, тратили нервы и деньги, а результата не добивались. Не спорю, бывали такие замены и по указке ремонтников. Но это как раз касается профессионализма диагноста.

Итак - диагност. За последние лет десять в ремонтной сфере выросла особая каста ремонтников, которые называют себя диагностами. Суть их работы заключается в следующем: за какой-то небольшой промежуток времени, произведя необходимые замеры и тесты, определить, с достаточной степенью достоверности, что и где неисправно. Со стороны кажется, что диагностика дело простое. Сунул сканер в разъем, прочитал данные и высказал своё мнение – «Вам нужно вот это датчик поменять и все станет на свои места.» Конечно, у клиента естественно возникает вопрос - справедлив ли диагноз. Не придётся ли снова покупать многое и не нужное. Убедить его можно только заменив тот элемент на исправный (если такой есть в наличии) или доказать свою правоту на основании показаний приборов и под свою ответственность. Короче говоря,

ответственность при диагностике колоссальная как материальная, так и моральная. Стало быть,  диагност просто обязан совершенствовать свой профессионализм и естественно пользоваться в работе и применять современные приборы и технологии ремонта.

Кто такой диагност – механик, электрик или электронщик? Без знаний того, «как все оно там крутится», и в какой последовательности -  немыслим процесс диагностирования. Представьте, каким объёмом информации должен владеть мастер? Двигателей одних только у Тойоты больше трёх десятков. Необходимо свободно ориентироваться в расходниках, фазах ГРМ и других процессах. Значит однозначно диагност и механик понятия не разделимые. Без познаний в электронике диагност просто механик.

Генераторы, датчики, блоки управления, электропроводка все это требует грамотного обслуживания и понимания. Короче говоря, современный диагност - это профессионал с количеством знаний опыта и информации на порядок выше отдельно взятого механика либо электрика. Диагност - это терапевт для автомобиля: он и проблему найдет, лекарство назначит, и дефект устранит. Не берусь утверждать, что нужно уметь диагностировать все и вся –  угнаться за прогрессом не всем под силу, но стремиться к этому необходимо. Нет одинаковых проблем в ремонте. Каждая машина как живой организм, и подход к ней должен быть соответственный. При диагностике и ремонтах все более убеждаюсь, что проблемы возникают из-за неправильного обслуживания или неправильного ремонта. Стало быть, пока к авто подпускают «не спелых» ремонтников, работы для диагностов будет предостаточно.

Без применения современных технологий и приборов работа диагноста превратилась бы в долгий и неточный процесс. Сегодня вряд ли можно обойтись одним тестером и скрепкой канцелярской. Еще четыре года назад я считал, что сканер мне для работы не очень нужен. Теперь считаю, что он просто необходим. Необходим в работе и газоанализатор 4х компонентный. Мотор-тестер, конечно, забыть никак нельзя. Без него не будет видно реальной картины работы сигналов датчиков. Измерители давления топлива, масла, компрессометр и стробоскоп также очень важны в работе и должны быть на вооружении. При обслуживании топливных систем потребуется прибор для очистки инжекторов и ультразвук. Из экзотики хотелось бы иметь на вооружении бронхоскоп или миниатюрную видео камеру для проверки камеры сгорания. Инструмент, конечно же, также должен быть на уровне. Я упомянул только самое необходимое, по моему мнению, оборудование. Стоит, конечно, оно немало у. е. Но все же  вам не доверят авто дорогое ремонтировать монтировкой и кувалдой.

За время работы я построил некий алгоритм проведения диагностики. Попытаюсь изложить, как я провожу эту процедуру. Если авто способно общаться с моим сканером, то, конечно, первым делом сканирую. Есть реальная возможность посмотреть датчики и их отклик в работе (точнее в рабочем процессе). Но, как говориться – доверяй, но проверяй. Можно верить тому, что отобразил сканер, не всегда. Я практик. Привык, доверяю лишь тому, что реально увидел или пощупал. Не раз обжигался на том, что не перепроверил показания. Пример. Сканер показывает, что клапан оборотов изменяет свое положение в широких пределах. Я вижу, что изменений оборотов не происходит. Разбираю клапан – а он в клине от грязи. А на уровне процессора все происходит стабильно. Поэтому доверяю я всегда своему слуху и нюху. Сканер, естественно, только помощник. Сколько раз приходилось слышать от клиентов: «что показывает ваша диагностика? Она покажет, когда ремень менять, или трещины в коленвале?» Одна леди просто возмутилась, что диагностика не может точно сказать, сколько осталось жить её авто. Конечно, это абсурд.

Устал говорить, что приборы лишь помогают в ремонте. Во главе стоит человек – диагност. От его заключения зависит судьба авто клиента. Отступление. Продолжу. Итак, отсканировали. Зафиксировали (распечатали).

Естественно, результат сканирования необходимо распечатать клиенту. Это защитит ваш престиж и покажет воочию результат работы. Другой вопрос, как вы сможете воспользоваться этими данными, но клиенту их отдать необходимо.

Перепроверяю некоторые параметры (зависит от ситуации неисправности) мотор-тестером. Далее замеряю давления (компрессия, топливо, масло). Проверяю на газоанализаторе. Всегда поверяю выхлоп на температуру и конденсат. Горячий выхлоп о многом говорит. Немаловажен разговор с клиентом. Из общения с ним узнать можно многое. Важен и простой осмотр двигательного отсека. Вспомните МАР на 1и его шланги, но это в прошлом.

Итак. Сканирование, просмотр - подтверждение результатов, проверка газораспределения, измерение давлений, осмотр и анализ с допросом клиента -  вот мой диагностический процесс.

В заключение хотелось бы отметить, что в  рамках статьи невозможно описать все нюансы диагностирования. Каждый ремонтник придерживается,  естественно, своего алгоритма в работе. Но все же объединяет нас одно - стремление правильно установить причину неисправности и отремонтировать автомобиль без проволочек и с наименьшими затратами.

АВТОР: Владимир Бекренев


наверх