Диагностическое оборудование или: "С чего начинается Диагностика"

03.06.2006

Комплект диагностического оборудования современной станции:
подбор и возможности

 

 

Комплект диагностического оборудования современной станции:
подбор и возможности

 

Эта статья предназначена для тех, кто создает или расширяет станцию технического обслуживания или отдельный диагностический пост. Проще говоря: «Хочет работать Лучше и Качественнее». При этом надо сразу оговориться, что данные рекомендации рассчитаны в первую очередь на создание универсального (мультимарочного) диагностического поста любого размера. Материальная база (кроме здания, коммуникаций и так далее) современного диагностического поста состоит, как правило, из пяти основных компонентов:

1. СКАНЕР - это прибор для обмена диагностической информацией с электронным блоком (блоками) управления автомобилем (ЭБУ, ECU, контроллером) с целью диагностики электронных систем.

 

 

pr6_ardio_1.jpg

 

Сканер Х-431

 

2. МОТОР-ТЕСТЕР - это прибор для диагностики двигателя, прежде всего, путем анализа непосредственно снятых сигналов (в первую очередь системы зажигания). Мотор-тестер, в отличие от сканера, подключается к автомобилю не через диагностическую колодку, а непосредственно к линиям, сигналы в которых анализируются - выводам катушек зажигания, высоковольтным проводам (при помощи бесконтактных датчиков), выводам датчиков и пр.

 

 

pr6_ardio_2.jpg

 

Мотор-тестер KES-200 

 

 

Как правило, современные мотор-тестеры объединяют в себе и функции мультиметра и осциллографа. Таким образом, современный мотор-тестер-осциллограф-мультиметр выполняет следующие функции:

- Мультиметр - измерение различных электрических и неэлектрических величин - напряжения, тока, сопротивления, частоты, скважности, оборотов и пр.;

- Универсальный осциллограф - снятие и отображение осциллограмм. Этот режим используется, в частности, для проверки сигналов датчиков электронных систем управления;

- Осциллограф зажигания - снятие и отображение осциллограмм первичных и вторичных цепей систем зажигания;

- Анализатор цилиндров. В этом режиме можно эффективно проверить состояние цилиндропоршневой группы автомобиля путем тестов "Баланс мощности", "Эффективность цилиндров", "Относительная компрессия". Надо заметить, во-первых, что функционально мотор-тестер и сканер никоим образом не пересекаются друг с другом (то есть на станции они должны присутствовать оба), во-вторых, мотор-тестер, с одной стороны, более универсальный прибор, чем сканер (он жестко не привязан к конкретным маркам и моделям автомобилей, типам блоков управления и диагностических колодок и пр.), с другой стороны, возможность осуществления мотор-тестером своих основных функций (осциллограф зажигания и анализ цилиндров) во многом зависит от использующейся на конкретном автомобиле системы зажигания (система с распределителем, системы DLI EFS и DLI DFS - DIS и пр.), доступности элементов системы зажигания (высоковольтных проводов, выводов катушек зажигания и пр.) и т.д.

На текущий момент мы предлагаем две основных модели мотор-тестеров - KES-200 и МотоДок II, а также диагностический комплекс Автомастер АМ1, основу которого также составляет мотор-тестер. Кроме этого, мы поставляем осциллограф-мультиметр S2800 и автомобильный осциллограф ОСА и др. Если кратко, то их особенности и отличия друг от друга состоят в следующем:

МотоДок-II - мотор-тестер высшего уровня на базе ПК. Отличительными особенностями являются оригинальный метод определения верхней мертвой точки (ВМТ) для определения угла опережения зажигания - по датчику абсолютного давления (компрессии) в цилиндре, идущему в комплекте поставки (этот же датчик помогает проверить правильность установки фаз газораспределения и пр.); открытая архитектура, позволяющая производить обновления прибора без замены или доработки аппаратной части (Вы просто добавляете нужные датчики и обновляете ПО прибора); мобильность; модульность; относительно доступная цена;

Автомастер АМ1 - диагностический комплекс на базе ПК. Отличительными особенностями его являются: богатый набор опций (включая сканеры, газоанализаторы и пр.), возможность установки на этом же ПК справочных баз данных и пр. Минусами исполнения мотор-тестера в виде компьютерной стойки является отсутствие мобильности, а также более высокая цена;

KES-200 – достаточно мощный портативный мотор-тестер, поддерживает все необходимые функции;

Carman Scan VG - комплексный прибор, включающий осциллограф, мультиметр, генератор сигналов, а также мультимарочный сканер;

S2800 - хороший осциллограф-мультиметр; идеальный прибор для анализа сигналов датчиков (для анализа сложных систем зажигания возможностей маловато); выход на персональный компьютер; доступная цена;

ОСА - хороший осциллограф на базе ПК; четыре универсальных и два высоковольтных осциллографических канала; удобное подключение к компьютеру через порт USB; доступная цена.

3. ГАЗОАНАЛИЗАТОР - прибор, позволяющий измерить содержание различных газов в отработавших газах автомобиля. Неверно думать, что газоанализатор полезен только при экологическом контроле. Он не менее широко применяется и в диагностике. От других диагностических приборов, совместно с которыми он должен использоваться, газоанализатор отличается максимальной степенью универсальности - он одинаково может использоваться при диагностике любых бензиновых двигателей (не важно на чем стоит этот двигатель - на "Запорожце" или "Мерседесе").

 

pr6_ardio_3.jpg

 

Газоанализатор Инфракар М1.01 

 

По количеству газов, содержание которых может быть измерено, газоанализаторы делятся на двух, четырех и более компонентные. Чем большее количество газов умеет измерять газоанализатор, тем больше необходимой информации может получить диагност (однако главное не возможности газоанализатора, а умение диагноста проанализировать полученную информацию). Кроме того, важной функцией газоанализаторов с точки зрения диагностики является способность определять параметр избытка воздуха лямбда (λ).

Из нашей номенклатуры наиболее оптимальным предложением для диагностической станции является 4-х компонентный газоанализаторИнфракар М1.01 - этот прибор может определять содержание в выхлопе CO, CH, CO2, O2, а также рассчитывать параметр лямбда. Кроме того, Инфракар М1.01 имеет возможность подключения к ПК.

 

4. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (СРЕДСТВА МАЛОЙ ДИАГНОСТИКИ) - к этому разделу можно отнести имитаторы сигналов датчиков, разветвители сигналов, стробоскопы, пневмотестеры, вакуумметры, компрессометры, измерители давления топлива, стетоскопы и пр. Эти приборы не просто выполняют вспомогательные функции при работе со сканерами, мотор-тестерами и газоанализаторами, помогают "уточнить" выявленные неисправности - иногда с их помощью можно в несколько раз быстрее и точнее выявить неисправность вообще без использования сканеров, мотор-тестеров и пр.

 

 

 

 

 

pr6_ardio_4.jpg                          pr6_ardio_5.jpg       

 

Имитатор сигналов STS-600                Измеритель давления топлива ИД-У

 

pr6_ardio_6.jpg

 

Пневмотестер ПТ-1

 

 

Они значительно проще в использовании и, как правило, на порядок дешевле. Кратко рассмотрим назначение некоторых из них:

- имитаторы сигналов датчиков - эти приборы предназначены для генерации сигнала определенного датчика с целью подмены реального сигнала, поступающего в ЭБУ, сгенерированным. По реакции ЭБУ на сгенерированный сигнал делается вывод об исправности/неисправности датчика, сигнал которого подменен или самого блока управления. Например, если мы подменили сигнал предположительно неисправного датчика эталонным сигналом и после такой подмены работа электронной системы нормализовалась, то, следовательно, проблема была в подозреваемом датчике, если работа не изменилась - проблему следует искать в другом месте. Из предлагаемых нами, мы рекомендуем тестер-имитатор сигналов модели STS-600;

- разветвители сигналов - это вспомогательные приспособления, позволяющие получить легкий доступ к сигналам жгута электронного блока управления с целью дальнейшего их анализа при помощи подключенных мультиметров, осциллографов и т.п.

- стробоскопы - служат для определения угла опережения зажигания для бензиновых двигателей и угла опережения впрыска для дизелей и их контроля в процессе регулировки. Предлагаемые модели - М3 (для бензиновых двигателей), М3Д (для дизельных двигателей) и Focus F10 (универсальный);

- пневмотестер - служит для определения технического состояния цилиндропоршневой группы, плотности прилегания клапанов, целостности прокладки головки блока цилиндров и пр. Проверка осуществляется путем определения падения давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр через свечное отверстие. По путям "выхода" воздуха можно определить конкретное место неисправности - поршневые кольца, выпускной клапан, впускной клапан, прокладка головки блока и пр. Для работы пневмотестера нужен источник сжатого воздуха (компрессор или центральная магистраль). Наиболее популярная модель - ПТ-1;

- вакуумметр - прибор, измеряющий разряжение во впускном коллекторе двигателя, - позволяет определить негерметичность впускного коллектора, правильность установки угла опережения зажигания. Предлагаемая модель -G-311;

- компрессометр - прибор для измерения компрессии (максимального давления в камере сгорания) - позволяет оценить состояние цилиндропоршневой группы, клапанов и пр. Предлагаемая модель - G-324. Отличительными особенностями данной модели является доступная цена, а также наличие как жесткого удлинителя с прижимным наконечником, так и гибкого удлинителя с двумя типами резьбовых адаптеров;

- измерители давления топлива (топливные манометры) - позволяют измерить давление топлива в топливной рампе, что позволяет оценить работу топливного насоса, регулятора давления топлива, герметичность форсунок и пр. Измерители давления топлива отличаются используемыми манометрами (по пределам измерений и пр.), а также комплектами адаптеров для подключения к топливным системам различных марок и моделей автомобилей. Проспект на предлагаемые нами комплекты для измерения давления топлива моделей ИД-1 (для ВАЗ, ГАЗ) и ИД-У (для ВАЗ, ГАЗ и иномарок);

- стетоскопы - служат для прослушивания шумов в механической части двигателя, трансмиссии и пр. Предлагаемая модель - КА-6323.

Перечень возможного вспомогательного оборудования не ограничен - с некоторыми другими моделями Вы можете ознакомиться в нашем каталоге.

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - справочная литература и базы данных на компакт-дисках. Значение этого компонента зачастую недооценивается, однако как можно заниматься диагностикой, не зная нормативных значений тех или иных параметров (которые, к тому же, часто различаются для различных режимов работы двигателя), методов измерений, расположения различных компонентов в автомобиле (датчиков, диагностических разъемов и пр.), назначений выводов различных разъемов, эталонных форм сигналов и многого многого другого? Некоторые станции пытаются обойтись приобретая различные "любительские" руководства по техническому обслуживанию и ремонту, ориентированные на автовладельцев и рассчитанные, как правило, только на несколько модификаций одной и той же модели или несколько моделей одной марки автомобиля. Однако, для нормальной работы "универсальной" станции таких книг понадобятся десятки, к тому же информация в них достаточно скудна, а, может быть, даже и не точна.

Выходом является приобретение профессиональных баз данных на CD-дисках ипрофессиональной литературы по диагностике и ремонту.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР - надо понимать, что даже закупив полный комплект "железа" (и информации), все так и останется "железом", если с ним будет работать неграмотный диагност. Профессиональная подготовка диагноста состоит из трех блоков:

- теоретическая подготовка - знание устройства автомобиля, понимание принципов работы различных систем, знание методов диагностики и пр. Достичь необходимого уровня знаний в этой части можно как самообучением, в процессе практики (под чьим-либо началом), так и в специализированной обучающей организации;

- практическая подготовка - достигается только в процессе получения опыта, ее нельзя "купить". Качественную практическую подготовку можно получить только стоя на "потоке" машин, желательно под руководством, опять же, более квалифицированного диагноста;

- умение работать на конкретных моделях оборудования (реализовывать с помощью него теоретические знания и практические навыки).

РЕЗЮМЕ. Подобрать комплект необходимого оборудования для диагностической станции задача не простая, тем более, если финансовые средства ограничены. Тем не менее, отчаиваться не стоит - не обязательно покупать все сразу. Купите, например, сканер и что-либо из вспомогательного оборудования, информационное обеспечение - минимальный комплект может обойтись и в 1000 долл. Это уже позволит открыться и начать работать - Вы поработаете несколько месяцев и сами поймете, чего не хватает, с какими приборами диагностика будет более эффективной (глядишь, к тому времени и неполный комплект оборудования уже "сам" заработает Вам денег на расширение).

Если сразу ориентироваться на полный комплект, то при обслуживании широкого спектра автомобилей (включая иномарки) такой набор обойдется Вам в 4000-10000 долл., если ограничиться ориентацией на ВАЗ, ГАЗ (с иномарками, конечно же, тоже можно будет работать, но на менее профессиональном уровне) - 2500-7000 долл. Для примера приведем один из возможных вариантов максимальной комплектации диагностического поста: сканер Х-431, мотор-тестер МотоДок-II (в полном комплекте), газоанализатор Инфракар М1.01, измеритель давления топлива ИД-У, прочее вспомогательное оборудование (зависит от комплектации), информационное обеспечение (зависит от комплектации), персональный компьютер (зависит от комплектации). Итого выходит – около 8300 долл. Опираясь на эту сумму, Вы  можете самостоятельно изменять комплектацию в ту или иную сторону.

Необходимо учитывать, что "в чистом виде" диагностика не решает никаких проблем клиента (как, впрочем, и не приносит основной прибыли для станции) - она служит лишь отправной точкой, средством определения масштаба будущих ремонтных и/или регулировочных работ или, например, работ по очистке топливной системы и т.п. Поэтому, если Вы хотите выполнять и эти работы, Вам стоит сразу присматриваться и к другим классам оборудования (установкам для очистки форсунок, оборудованию для чип-тюнинга и пр.).

Примечание: Если Вам сложно самостоятельно сориентироваться в подборе комплекта необходимого оборудования для того сервиса, который Вы планируете создавать, Вы всегда можете обратиться к автору данной статьи за более подробными разъяснениями по адресу:

ООО "АРДИО РУ", г. Великий Новгород

http://www.ardio.ru

mail@ardio.ru

 

 При обращении желательно указать, какие марки автомобилей наиболее распространены в Вашем регионе и на какую сумму затрат Вы примерно рассчитываете.

 

Специально для сайта "Легион-Автодата" -

Виснап Кирилл Николаевич (г. Великий Новгород)

 

Постоянный адрес  другого варианта статьи (с указанием актуальных моделей оборудования и цен) – http://www.ardio.ru/diapost.php.



Книги по ремонту автомобилей




Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
FORD Explorer 2002-10 (III, IV)  с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FORD Explorer 2002-10 (III, IV) с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами