Fuel Cell. Автомобили на топливных элементах
05.01.2010
Из нашего форума: «Братцы, помогите! Топливная батарейка перестала работать, самодиагностика показала утечку водорода, в чем может быть причина? Код неисправности Wххххххх» | |
Форум ЛЕГИОН-АВТОДАТА, 2019 год |
Четыре года назад представители автомобильного концерна GM сделали прогноз, который многим показался фантастическим:
«… стоимость автомобилей на водородных топливных элементах в течение ближайших 10-15 лет сравняется со стоимостью бензиновых аналогов».


И стоило зарыться в информацию по данному вопросу, как оказалось, что все ведущие автомобильные компании уже давно занимаются этим вопросом. И не только занимаются, а уже начали выпускать серийные образцы в ограниченных версиях (к большому сожалению надо отметить, что российская автопромышленность не входит в число «ведущих» и продолжает штамповать автомобили с названиями «Жигули» и «Лада»).
Так как наш форум «япононаправленный», то первым представим автомобиль японского концерна:
На приведенной справа блок-схеме показано устройство и расположение компонентов:
- красным цветом выделены устройства, относящиеся к нововведениям \ system\fuel cell
- желтым: компоненты и устройства, использующие выработанную энергию (приблизительно как в автомобиле Prius)
Принцип действия Fuel Cell:
- это устройство, которое превращает энергию химических реакций в электрическую энергию
FUEL CELL (топливная ячейка, элемент) является электрохимическим устройством. Она похожа на обычный гальванический элемент, но отличается способом подачи вещества, необходимого для производства электрохимической реакции:
- в батарейке или аккумуляторе это вещество строго ограничено
- в Fuel Сell вещество для электрохимической реакции подается извне
Выработанная таким образом энергия передается в HV Battery Pack, имеющей такие параметры (для TOYOTA FCHV):
HV Battery Pack | |
Battery pack voltage | 274-Volts |
NiMH battery module dimensions (inches) | 11x3/4x4 |
NiMH Battery module weight | 2.2 lbs |
Battery pack weight | 100 lbs |
Что говорят в мире о таком нововведении:
Fuel Cell является только промежуточным звеном и рассчитана на очень большой срок работы. Для примера:
- когда сжигается обычное топливо, его окисление производится кислородом, а выделившаяся энергия идет на совершение полезной работы.
- в топливном элементе реакции окисления топлива и восстановления кислорода разделены пространственно, а процесс «сжигания» происходит только тогда, когда ток отдается в нагрузку (топливный элемент не является тепловой машиной и не подчиняется законам Карно, эффективность его работы не определяется разностью температур).
Fuel Cell использует в качестве окислителя кислород. Топливом является водород.
Внутри Fuel Cell протекает такая химическая реакция:
2H2 + O2 → 2H2O + электричество + тепло
На выходе мы получаем полезную энергию и водяной пар. Самым простым устройством является Fuel Cell с протонообменной мембраной:
Принцип работы:
- поданый в Fuel Cell водород разлагается под воздействием катализатора на электроны и положительно заряженные ионы водорода H+
- мембрана играет роль электролита, как в обыкновенной батарейке (пропускает протоны и задерживает электроны)
- скопившиеся на аноде электроны создают избыточный отрицательный заряд, а ионы водорода создают положительный заряд на катоде (напряжение на элементе получается порядка 0,90-1,3 вольта)
- при включении FC в нагрузку, электроны потекут через FC к катоду, создавая ток и завершая процесс окисления водорода кислородом
- катализатором в Fuel Cell обычно применяется платина
- из-за такой структуры катализатор хорошо пропускает через себя газ и электричество
- рабочая температура FC равняется от 35 до 83 гр. Цельсия
В настоящее время существуют такие виды Fuell Cell:
AFC | Alkaline Fuel Cell (щелочная топливная ячейка) |
PAFC | Phosphoric Acid Fuel Cell (фосфорно-кислотная топливная ячейка) |
PEMFC или PEFC | Proton Exchange Membrane Fuel Cell or Polymer Electrolyte Fuel Cell (топливная ячейка с протонной обменной мембраной или топливная ячейка электролита полимера |
DMFC | Direct Methanol Fuel Cell (топливная ячейка с прямым распадом метанола) |
MCFC | Molten Carbonate Fuel Cell (топливная ячейка расплавленного карбоната) |
SOFC | Solid Oxide Fuel Cell (топливная ячейка с постоянным содержанием кислорода) |
В зависимости от типа применяемой FCell, топливом для неё могут быть такие вещества:
водород | бензин |
метанол | метан |
этанол | пропан |
окись углерода | другие носители энергии с большим содержанием водорода |
Однако широкому применению автомобилей, использующих Fuel Cell, пока что мешает неразвитая водородная инфраструктура. То есть, практически нет заправочных станций для подобных систем.
Кроме того, есть проблема в получении водорода и его хранении.
В настоящее время около 50 % водорода, производимого во всём мире, получают из природного газа. Все остальные способы пока что дорогие.
В катализаторе используется платина, что так же повышает стоимость.
Есть и другие проблемы, пока что нерешенные…
Как говорит Тарас Ванкевич, вице-президент сингапурской компании Horizon Fuel Cell Technologies, которая производит продукцию, работающую на топливных элементах "Эту технологию очень сложно ввести в повседневную жизнь, возможность ездить на автомобиле, приводимом в движение чем-то, что не горит и не загрязняет атмосферу, до сих пор относят к разряду фантастических".
Однако автомобильные компании видят в такой технологии будущую прибыль и уже сейчас начинают активно заниматься этим вопросом:
![]() Ford Focus FCV | ![]() Honda FCX Clarity |
![]() Kia Sportage FCEV | ![]() Mazda RX-8 RE |
![]() Mitsubishi Nessie SUV | ![]() Toyota Fine-T (Fine-X) |
![]() | В Калифорнии (США) уже применяются и проходят полевые испытания заправочные станции.
На снимке слева: Honda FCX Hydrogen Concept Car производит дозаправку |