GDI - логика диагностики

01.10.2005

Около двух лет назад на "просторах" этого сайта уже упоминалось, правда, немного вскользь, о так называемой "двухуровневой логике определения неисправностей", имеющей название " Two-trip detection logic".
Сейчас хотелось бы снова вернуться к этой теме в разрезе раздела по непосредственному впрыску топлива, а конкретно - к логике бортового компьютера по определению неисправностей на двигателях  фирмы TOYOTA D4, имеющих аббревиатуру "FSE".
Для примера возьмем достаточно новый двигатель 1AZ-FSE.
   
Давайте вспомним, какой была логика диагностики на самых первых автомобилях.
Например, возникла неисправность в цепи датчика температуры. Бортовой компьютер "понимает" неисправность и тут же сигнализирует водителю об этом лампочкой CHECK на панели приборов. И все. Вот как просто.
Но системы управления двигателем стали усложняться с каждым годом, на двигатель "навесили" множество дополнительных датчиков, сенсоров и логика определения неисправностей стала, естественно, тоже усложненной.
Как сейчас происходит определение неисправностей и в каких случаях на панели приборов начинает гореть или "подмигивать" транспорантCHECK?
Концепция OBD2 требует от производителей автомобилей, что бы имеющаяся электронная система управления двигателем быстро и правильно реагировала на все изменения, касающиеся состава отработанных газов. А это относится практически ко всем системам: система зажигания, работа кислородных датчиков, система EGR и так далее и так далее.
Сейчас, при обнаружении неисправности в системе эмиссии, лампочка CHECK сразу же не загорается на панели приборов. Бортовой компьютер регистрирует ошибку и "ждет", повторится она снова или нет (исключая "критические" случаи).
И - когда повторится.
Принято и существует  так называемое  "усредненное" условие по времени ожидания повторения ошибки, которое для разных систем автомобиля так же является разным.
Например, для DTC относящихся к системе зажигания (пропуски воспламенения)
от P0301 до P0304 при обнаружении  неправильного (нерасчетного) состава эмиссии, бортовой компьютер определяет "критичность" ошибки по датчику числа оборотов коленчатого вала и распределительного вала :
 - если в течении 100 оборотов коленвала обнаружены пропуски воспламенения, то ошибка просто регистрируется в Памяти и лампочкаCHECK не загорается.
 - если в течении 200 оборотов коленвала обнаружены пропуски воспламенения, то лампочка CHECK начинает "мигать" от 4 до 8 раз и гаснет. Ошибка регистрируется в Памяти с пометкой "внимание".
 - если в течении 1000 оборотов коленвала обнаружены пропуски воспламенения, то лампочка CHECK начинает гореть на панели приборов постоянно.
В первых двух случаях после выключения зажигания, ошибка из Памяти стирается автоматически.
Для кода неисправности P0500 (неисправность датчика скорости), условия определения неисправности уже немного другие:
 

                           gdi_two_trip.jpg

                                                                        рис.1

  - Если в течении 4 секунд бортовой компьютер не получает сигналов скорости, то лампочка на панели приборов мигнет от 3 до 6 раз и ошибка просто запишется в Память. Если ошибка более не возникает, то при выключении зажигания она автоматически сотрется.
Если бортовой компьютер не получает сигнала скорости в течении 8 секунд, то на панели приборов загорится лампочка CHECK и будет гореть постоянно, до устранения неисправности.
Обратите внимание на рис.1, на то, сколько сигналов должно пройти одновременно от ABS ECU до ECU engine .
   К так называемым "критическим" случаям можно отнести код неисправности датчика детонации, P0325 (неисправность датчика детонации).
Здесь нет "многоуровневости" определения неисправности, все оговорено четко и ясно:
 - если в течении 5 секунд при оборотах от 1.750 RPM до 5000 RPM бортовой компьютер определит невозможность получения сигнала от сенсора.
   Так же четко  определяется неисправность APPS (датчика положения педали акселератора), код неисправности P1120:
 - если в течении двух секунд после запуска двигателя с контакта VPA определяется напряжение равное или меньше 0.2v, или
 - если в течении двух секунд после запуска двигателя с контакта VPA2 определяется напряжение равное или меньше 0.5v, или
 - если в течении двух секунд после запуска двигателя с контакта VPA определяется напряжение равное или больше 4.8v, или
 - если в течении двух секунд после запуска двигателя между контактами  VPA - VPA2 существует напряжение равное или меньше 0.02 v
,-  то тогда сразу же на панели приборов зажигается CHECK.
     Обратите внимание, насколько четко оговорены границы напряжений. Именно границы. В отличии от кода неисправности датчика детонации, где в описании "возможных причин неисправности" есть такое определение, как "дребезг".
   Можно предположить, что такая логика обнаружения и записи неисправностей применена для гарантированного определения ошибки (ошибок) в работе двигателя.
И кроме того, те ошибки, которые "двухступенчатые", можно предопределять кратковременными миганиями лампочки CHECK - это "звоночек", по которому можно "выйти" на ошибку, которая  уже готова случиться.





Книги по ремонту автомобилей