Honda Accord (2001). Эмулятор кислородного датчика

25.09.2014



На ремонт приехала Honda Accord 2001 года выпуска с мотором F20B.

Этот автомобиль выпускался для европейского рынка в эксклюзивном у нас кузове «купе». Жалобы владельца машины такие: «… на панели приборов горит лампочка чек … мигает лампочка «D» … АКПП работает неадекватно». Понятно - смотрим ошибки:


Первая ошибка по снижению эффективности катализатора, вторая по обрыву одного из соленоидов АКПП. Говорю второе слово «Понятно» и, не вдаваясь в подробности открываю капот и вот он, незащёлкнутый разъём одного из двух соленоидов под полкой АКБ.

Надо сказать, что автомобиль в таком «неадекватном» состоянии проехал путь от Уфы до Барнаула. А «неадекватность» работы АКПП заключалась в том, что при переводе селектора в положение «D» в коробке возникал сильный удар; кроме того, при трогании с места, машина разгонялась вяло и грустно (АКПП была всегда на третьей передаче в аварийном режиме, отсюда вялый разгон с места).

Владелец машины, естественно, не хотел мириться с подобным положением дел и по дороге заехал в автосервис к суровым челябинским парням. Ну да – они провели диагностику автомобиля, записали ошибки и посоветовали клиенту ехать на положение селектора передач «D3», так как «D» мигает…

Хотя бы капот открыли эти суровые челябинские парни - ведь все соленоиды на этой коробке на виду стоят.Ну ладно, мастер, говорит, был очень занят, он его и на такую помощь с трудом уболтал.

По поводу первой ошибки выбираем поток данных, показания двух датчиков:


И убеждаемся, что катализатор не работает, а может, его там вообще нет.

Можно выбрать обороты двигателя и показания второго кислородника и посмотреть как весело он скачет.


В этом случае всё ясно: эта ошибка редко, но бывает, случайно вылазит после «удачной» заправки. Что делаю в таком случае? Удаляю ошибку и отправляю клиента кататься до повторного появления ошибки, а если она снова появится – «велком на установку эмулятора».

А теперь скажу важное: «Почему эмулятор … для чего эмулятор». В Интернете много рассуждений на эту тему. Но моё мнение, как многолетнего автомобильного практика, такое:
1. Клиенту не стали предлагать установить новый катализатор, надоел уже этот прикол с ценой, люди не понимают. Почему-то многие думают, что вся бешеная стоимость катализатора пойдет нам в карман – просто надоело объяснять, пояснять, разъяснять.
2. До чип-тюнинга ещё не дорос, да и чипуются ли они?
3. Лампочку CHECK изолентой заклеивать не будем. Почему так? А послушайте пример такой работы, когда по рукам за такую работу надо бить и того, кто делал, и того, кто согласился так делать:
Toyota Avensis, фото ниже:


Подключаем сканер: «… обрыв цепи нагрева второго кислородника», "чек" при этом не горит, она ведёт себя странно для Тойоты - гаснет до запуска двигателя вместе с "ABS". Прежнему владельцу не хотелось вкладываться в автомобиль (жмот, универсальный датчик стоит недорого), он выбрал такой вариант и видимо ещё совместил со смоткой одометра судя по следам пайки на микросхеме EEPROM, так что реальный пробег этого автомобиля узнать невозможно. Подержанный автомобиль почти всегда загадка, я никогда не дам гарантии что, допустим, система AIRBAG в работоспособном состоянии, так как вместо подушек могут стоять «обманки» и, несмотря на отсутствие ошибок, система будет в нерабочем состоянии. На этом Авенсисе "чек" было решено восстановить и заменить кислородник.

Это и есть ответ: «Зачем мне и нашему автосервису надо, чтобы кто-то так же отозвался о нас нелицеприятно … никто и никогда не узнает? Бросьте, это отмазка».

Так что решили: «Лампочку CHECK изолентой заклеивать не будем».

Пусть громко прозвучит, но: «– извините, у нас есть совесть, кроме того, человек купил машину для себя и хочет привести её в порядок». Поэтому решение такое:
«- Эмулятор - самое оно!».

Да, решили ставить эмулятор, но только по согласованию с клиентом (так и только так делается в каждом конкретном случае). А сами эмуляторы мы изготавливаем на микроконтроллере Attiny13.

У кого-то обязательно возникнет вопрос: «Насколько надежно ваше изделие?» Ответ таков:
Тестировали работу эмулятора (по отзывам клиентов и проведением регулярных осмотров) на автомобилях: Ford Focus 2 \ Toyota Camry ACV40 \ Lexus RX330 \ Lexus GX470 \ Audi A6 2001 \ Honda Ridgeline \ Toyota RAV4 1AZ-FE \ Suzuki Liana

Это пока весь список, эмуляторы ставились как в салоне, когда ЭБУ в салоне, так и под капотом, допустим на Фокусе и Камри они работают стабильно нормально.

Но вернемся к нашему клиенту и автомобилю Хонда. На этой машине ЭБУ установлен удобно, в салоне, по схеме без проблем находим нужные провода, подключаем эмулятор – зажигание, масса, и вход и выход в разрыв второго датчика, соединения я всегда паяю. Заводим, смотрим, что показывает сканер:


Видим, что второй кислородник заметно успокоился, в общем он практически всегда находится в высоком уровне, это нормально. Мне не лень было подключить осциллограф, и вот тоже самое на экране осцилла:



Так проводится проверка исправности катализатора, в режиме движения с небольшой нагрузкой, немного открытом дросселе, на четвёртой передаче, то есть, на скоростях от 60км\час и выше ЭБУ принудительно обедняет смесь и следит при этом за реакцией второго кислородного датчика. При этом учитывается время переключения с высокого уровня на низкий, с низкого на высокий, время переключения датчика (фронты сигнала). Проверка проводится один раз за поездку, поездка считается от включения до выключения зажигания, при появлении ошибки в первый раз она заносится в «PENDINGCODE» , если же проблема повторяется в следующей поездке, то получаем «чек» и «DIAGNOSTICTROUBLECODE» . В современных машинах используя OBD функцию «MONITORINGTESTRESULT» можно увидеть такую информацию:
§ время переключения кислородных датчиков
§ состояние катализатора
§ состояние системы EVAP(и всё, что относится к экологии, правда пользоваться этим не так просто как хотелось бы, над отображением информации в этом режиме видимо трудились лучшие шифровальщики, короче, попробуйте разобраться с этими TID – CID и поймёте как там всё запущено…).

Время прогрева катализатора учитывается или нет - не знаю, но данная функция есть в прошивке эмулятора. И кстати, как бы не ругали наш отечественный бензин, но повальной гибели катализаторов у нас не наблюдается, встречается либо на машинах очень сильно поездивших, либо на тех, где он по каким-то причинам отсутствует, допустим на Камри с пробегом 20.000км он пострадал в ДТП. У нас в Алтайском крае бензин не только самый дешевый, но и самый, наверное, хороший.

А так как осциллограф уже заведён, ЭБУ расположен удачно, схема на компе открыта, время есть – чего бы не снять сигналы с датчиков коленвала-распредвала. Может, пригодятся. Мотор с распределителем зажигания и имеет два датчика на коленвалу, и один в трамблёре.


И вот как получилось установить эмулятор на этой Хонде (фото ниже). Естественно, потом всё будет закрыто и приведено в порядок.


И так как в нашем автосервисе проходимость автомобилей довольно большая, то пришлось заняться эмуляторами посерьёзнее, ниже на фото наши последние изделия, которые после окончательной сборки будут установлены на автомобили желающих:


Как видно из фото, в окончательном виде эмулятор выглядит как заводской жгут с запаянным чехлом, внутри которого расположена плата.

Если у кого-то возникнут вопросы по теме, то можете обращаться - мы с Почтой России готовы помочь коллегам и автовладельцам в борьбе с низкой эффективностью каталитического нейтрализатора!



Козлов А.В.
© Легион-Автодата


Козлов Алексей Викторович
г. Барнаул, ул. Цеховая 58-б, автосервис "Пронто", тел. 8-913-247-8541
наверх