"Холодный" запуск - изнутри

02.05.2002

"Холодный" запуск двигателя - изнутри

Утром, запуская двигатель на морозе или при низкой температуре, мы даже и не предполагаем, какие сложные процессы происходят «там, внутри»…
И начиная разбираться с таким вопросом, как : «почему у меня машина плохо запускается по утрам?», весьма нелишним будет просмотреть эту статью – размышление.
Я и сам ранее даже не предполагал, «КАК оно там и ЧТО»…
Так  называемый  «холодный запуск двигателя» начинается при температуре от 0 градусов Цельсия и ниже ( возьмем эти параметры для большего удобства).
То есть,  при сопротивлении датчика температуры охлаждающей жидкости от 2  до 10 Ком и далее .
При таких  сопротивлениях компьютер начинает отрабатывать программу «холодного запуска двигателя», которая в корне отличается от «обычной» программы – от работы двигателя на ХХ или переходных режимах.
Для бОльшего понимания всего этого давайте посмотрим осцилограммы двигателя
Mitsubishi  4G63
где наиболее наглядно можно увидеть весь этот алгоритм ( ничего, что я использую такие умные слова?) и сравнить.
На первой осцилограмме приведен запуск двигателя при температуре около 0 градусов Цельсия, а на второй – уже при минус 10-12 градусов Цельсия.
Обратим внимание на участок «А» на первой и второй осцилограммах.
 
coldza1.jpg
  рис.1
                  (температура окружающего воздуха = около 0 градусов)
 
coldza2.jpg
рис.2
         (температура окружающего воздуха = около минус 11 градусов)
 
То, что мы видим на этих участках  первоначальные импульсы  форсунок СИНЕГО цвета – это не значит, что в этот момент работает только одна форсунка, нет.
В этот момент происходит срабатывание ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ форсунок одновременно 
( что можно определить приглядевшись).
Как на первой, так и на второй осцилограммах.
Но на первой ( верхней) , даже визуально можно определить, что по сравнению со второй 
( нижней) осцилограммой, время открытия форсунок намного меньше.
Естественно, потому что на рисунке 1  - три асинхронных импульса форсунок имеют ширину всего 3.84 ms каждый, а на рисунке 2  таких вот асинхронных импульсов уже 4, да и время открытия уже поболее – 20.12ms каждый.
Как говорится -  «почувствуйте разницу»?
И если задаться таким вопросом, как «общее время открытия форсунок» в первом и во втором случаях, то путем простого сложения и умножения получим результат :
 
Рисунок 1 – участок «А» : общее время открытия форсунок = 46.08ms
Рисунок 2 -  участок «А» : общее время открытия форсунок = 321.92ms
 
То есть, разница по «общему времени открытия форсунок» составляет почти семь раз или 
275.84 msНа столько же больше топлива будет "получено" цилиндрами.
 
Таким образом, вполне наглядно мы увидели, что при «холодном запуске» все-таки существует «алгоритм холодного запуска» двигателя ( участок «А» ) на рисунке №1 - №2.
 
Он заключается в том, что ECU , «определившись» с температурой окружающего воздуха по показаниям THW_THA ( датчик температуры охлаждающей жидкости_датчик температуры воздуха), и, значит, с температурой двигателя, в момент прокручивания двигателя стартером начинает «выдавать» на форсунки «пачку» асинхронных импульсов строго определенной величины, в зависимости от определенной им температуры двигателя.
Надеюсь, что написал не слишком заумно…
Участок «В» на первой и второй осцилограммах – это уже начало работы двигателя синхронно, то есть, начиная с этого момента открытие и закрытие форсунок происходит синхронно с сигналами датчиков числа оборотов ( коленвал_распредвал).
  Но и здесь мы видим «чисто» визуально отличия в осцилограммах, видим, что ECU все-таки «немного» расширяет импульсы на форсунки в начале участка №2 (рисунок №2).
             Что опять-таки подтверждает «теорию» о «алгоритме холодного запуска».
  Все объяснения здесь простые : для облегчения запуска двигателя нужна более богатая топливная смесь, что и реализует компьютер.
Однако не стоит считать, что приведенные на рисунках осцилограммы есть «то самое и единственное» для всех остальных двигателей, то есть, этот алгоритм «один в один» применяется и на других автомобилях других производителей.
Нет.
Для примера посмотрим на осцилограммы запуска двигателей других производителей и, основываясь на вышеприведенных размышлениях сами «разрулим» все свои вопросы:
 
Автомобиль Mazda
 
На первом рисунке запуск двигателя при температуре около 0 градусов Цельсия, а на втором – при температуре около минус 20 градусов…
 
coldza3.jpg
 
 
 
coldza4.jpg
 
 
Автомобиль Honda CR-V
 
coldza5.jpg
  рис. №1 – запуск двигателя при  температуре около +5 градусов Цельсия
 
coldza6.jpg
 
рис. №2 – запуск двигателя при температуре около минус 5 градусов Цельсия
 
Эта тема – тема «холодного» запуска двигателя, она обширная и всего в этой статье-размышлении не рассказать, она здесь только-только затронута всего (наверное) на 1 процент.
В ней еще разбираться и разбираться…
Однако, когда нет времени разбираться (или обыкновенной «тямы», потому что «надо делать деньги!) , то на некоторые машины в какой-то мастерской нашего Города начали ставить самодеятельные схемки для «холодного» запуска двигателя, приводимые в действие обыкновенным тумблером, что и показано на следующем рисунке:
 
coldza7.jpg
 
Рисунок: « Применение самодеятельной схемы управления форсунками для «холодного» запуска двигателя».
 
Скорее всего , в этой мастерской даже и не просматривали на осцилографе ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ, а просто – «собрали, завелась?».
 И ладушки.  
Это даже не критика, просто - пример...
Вышеприведенная осцилограмма показывает, как при помощи «научного тыка» можно попытаться справляться с проблемой «холодного» запуска двигателя.
Однако далее углубляться  в такую самодеятельность не будем, потому что – не стоит из-за того, что в ней имеется как и много «минусов», так и «пробелов»:
-        приведение в действие тумблером
-        неизменяемая генерируемая ширина импульсов
-        непредсказуемые последствия
-        и так далее…
 
То есть, это, в принципе, и «выход», но – « какой выход », " куда выход "  и « какой ценой »?
 
Из-за того, что ширина генерируемых импульсов всегда постоянна, двигатель «заливает» если его запускать «не при той температуре» и «крутить стартером не строго определенное время».
 Далее разбирать «плюсы_минусы» не стоит, не об этом речь ( хотя, если подразобраться и строго определиться с такими вопросами, как "когда"_"насколько"_"при какой температуре"_"зависимость широты импулсов от температуры",- то можно собрать вполне работоспособную "тему" для "зимнего" запуска.
                                      Итак, что можно сказать в заключении:
При определении такой причины, как «плохой зимний запуск двигателя», всегда надо стараться сориентироваться и разобраться в «алгоритмах запуска», определить, насколько он верен, нет ли в нем ошибки, а если есть – понять причину.
Потому что всегда есть строгая и определенная зависимость :
Температура – количество топлива.  

Каждый производитель по-своему
 строит "тему" холодного запуска двигателя . Нельзя "тупо" применять "тему" Nissan для Toyota, например, или для Mazda, везде и все сделано по-разному, в зависимости от целей, задач и средств.
 
Все, о чем я здесь "наговорил", только один из аспектов «холодного запуска»…
А сколько их еще?
Много.
Но это уже тематика для других статей и размышлений "по поводу".
P.S,- данная статья - просто небольшое размышление "по теме" и  не претендует на какую-то "истину в последней инстанции", это просто мои личные мысли "по поводу"...
P.S 2 - в данной статье  
  не рассматривается
   зависимость сигналов Ne_G и сигналов форсунок,  
  не рассматривается   
зависимость перехода от асинхронного к синхронному впрыску, что может являться зацепкой при расcмотрении вопроса о "плохом зимнем запуске" двигателя, 
  не  рассматривается   
зависимость сигналов форсунок и стартера, - это просто ознакомительная статья-размышление.
P.S_3 - Dmitry 42 не совсем понял приведенные рисунки, специально для этого вот ссылка, на которой показано "образование" всех сигналов и как их распознавать .



 
наверх