Клиент всегда прав

04.02.2005

Мы уже давно привыкли к тому, что «Клиент всегда прав».

В продуктовом магазине, на базаре или где-то еще: «Клиент всегда прав, а если не прав, то смотри пункт первый».

Так говорится, думается и отстаивается всеми нашими законами.

Приблизительно тоже самое можно сказать и об автосервисе, об этих сложных и граничащих «на грани фола» сложных отношениях: «Клиент – Автосервис».

Почему «приблизительно»?

Потому что по словам многих работников автосервиса: «Шибко вумный сейчас пошел Клиент».

И это сказано и говорится не с каким-то уничижающим подтекстом, а с досадой, потому что «умность» Клиента играет с ним самим же злую игру, самого же его «подставляя на бабки» и доставляя работникам автосервиса дополнительную «головную боль».

Обобщать и говорить, что «так происходит всегда» - нет, не будем.

Но сказать, что «так происходит регулярно» - да, придется.

Как, например, в случае диагностики и ремонта автомобиля TOYOTA 4 RUNNER с двигателем 3VZF.

В LAD к Диагносту Рязанову Федору этот автомобиль попал уже после других мастерских, после того, как там проводили диагностику на предмет выявления имеющегося непонятного стука в двигателе, в районе пятого или шестого цилиндров.

С электроникой («глубокой» и обычной»), как сказали ему в предыдущей мастерской, на этом двигателе все было в порядке, вся проблема – «в механике».

Заявление специалистов весьма странное, потому что первоначальное подключение сканера показало, что при работе на ХХ «дата» следующая:

Время открытия форсунок – 7.5 ms

Угол опережения зажигания  - 9 градусов и, что заинтересовало, таким  и остается даже при увеличении оборотов.

Визуально же хорошо заметен черный дымок при работе на холостом ходу.

Двигатель работает «переваливаясь», как будто его что-то постоянно «толкает изнутри».

Не в такт и вразнобой.

Одним словом – «полутруп» на красивой и широкой резине.

«Заявление специалистов весьма странное»…

Вы прочитали это и по построению слов поняли, что интонация подозрительная, как будто ставится под сомнение их квалификация, правильно?

Но в том то все и дело, что если бы предыдущий автосервис был так называемого «сельского пошиба», то да, так говорить было бы можно, но…извините, там работают действительно Специалисты и Хорошие Диагносты.

Пришлось возвращаться на «шаг назад» и начинать «пытать Клиента».

Прав-то он прав, но…сомнение определенные по его изложению неисправности все же возникли…

Предварительно, конечно, поговорили с Диагностом из предыдущей мастерской.

И оказалось, что когда автомобиль был там, то двигатель работал нормально, то есть, показанияData Stream были вполне нормальными, время открытия форсунок было в пределах нормы, около 3ms, угол опережения был тоже в «пределах».

Тогда что получается?

Тогда получается, что  Клиент «немного» хитрил. Недоговаривал. Или говорил то, что ему выгодно по каким-то своим причинам.

В разговоре с ним появились и второй, и третий автосервисы, где ему так же делали диагностику и в какой-то из них для проверки снимали на работающем двигателе высоковольтный провод шестого цилиндра.

Это уже немного ближе к истине, к истокам причины имеющейся неисправности, потому что на «слух и на нюх» можно было предположить что-то «общее».

После того, как был проверен ремень газораспределительного механизма, который проверять оказалось не совсем просто (фото 1):

                    3vz_2.jpg                3vz_1.jpg

                                    фото 1                                                            фото 2

,- (посмотрите на стрелку, чтобы снять крышку пришлось немного попотеть), проверен распределитель зажигания (было небольшое подозрение, что могут быть какие-то проблемы с «зубчаткой» распределителя), уточнены все его положенные установки , то мнение в том, что причина какая-то «общая» - укрепилась и проверка пошла другим путем, когда надо было «немного включать мозги».

Первоначальная проверка – наличие и состояние «массы» показала, что тут есть проблемы, между кузовом и двигателем оказалось 80 Ом.

Это не просто «много», это «очень много».

Причина нашлась достаточно быстро:

                                                 3vz_3.jpg

                                                                                     фото 3

Стрелкой  на фото 3 показано крепление «массы».

Однако слово  «крепление» применено здесь не совсем верно, потому что  провод еле держался буквально на двух – трех волосках…

Теперь приостановимся и попробуем сделать какие-то предварительные выводы.

Вспомним слова Клиента, что в «какой-то» мастерской ему снимали высоковольтный провод для проверки работоспособности цилиндра.

Вот здесь возникают вполне справедливые сомнения.

В предыдущей мастерской так сделать не могли, потому что там давно уже не работают «по старинке», там, если это требуется, отключение цилиндров могли произвести или сканером илитолько отсоединив форсунку, чтобы не создавать проблем по высоковольтной части.

И правильно сделали, что проверили именно так, потому что при наличии вышеописанной «массы» что бы получилось?

Коммутатор и катушка зажигания «сидят» на кузове, а искру «проверяли» -  на двигатель.

Киловольт 10 -15 там было точно.

Это явилось причиной того, что между контактами E01/E02 и E1 прошел достаточно мощный высоковольтный импульс (за счет загиба ВАХ – вольт-амперной характеристики), который привел к довольно печальным последствиям.

На рисунке 1 показаны контакты «земли» в бортовом компьютере:

 

                                             3vz_10.jpg

                                                                  рис.1

…Привычка работать честно практически всегда «мешает» зарабатывать большие деньги…

Так и на этот раз.

Клиенту было указано на вскрытые и возможные причины неисправностей и посоветовано поискать другой бортовой компьютер.

Кое-как, дергаясь и с черным дымом автомобиль уехал.

Но, как и было предугадано, через несколько дней вернулся.

Точнее, его притащили на «галстуке».

Почему было «предугадано»?

Еще при первом осмотре и разговоре с Клиентом возникли мысли о его «хитрости»: вот послушал он что говорят во время диагностики и после нее о его неисправности, запомнил все, заплатил по минимуму, приехал к себе в гараж, засучил рукава и…

Знаете, искать легкие пути для ремонта такой, достаточно сложной, неисправности – себе дороже.

Итак, автомобиль притащили на «галстуке» и теперь он вообще не запускался.

Причина этого была найдена достаточно быстро, стоило только начать осмотр и проверить поступление топлива на форсунки.

Посмотрите на рисунок:

                  3vz_9.jpg

                                                                        рис.2

Внутри MAF-sensor располагаются контакты  управления топливного насоса.

 

 

 

 

Оказалось, что по каким-то причинам топливный насос отказывается работать. Внешний осмотр ничего не дал:

                                         3vz_4.jpg

                                                                     фото 4

Сенсор был «упакован» по-заводскому и его никто  не вскрывал, что хорошо видно на фото 4.

Проверка по сопротивлениям показала полную его непригодность, должно было быть:

 

VC - E2           200 to 400 Ohms        40°C

VS - E2           200 to 600 Ohms        40°C

FC - E1           Infinity  @ Idle

THA - E2         4000 to 7000 Ohms    0°C

THA - E2         2000 to 3000 Ohms    20°C

THA - E2         900 to 1300 Ohms      40°C

THA - E2         400 to 700 Ohms        60°C

 

А было непонятно что. На контактах то есть сопротивление, то нет его, то большое оно, то маленькое.

Пришлось  MAF-sensor вскрывать и…

Ну что тут говорить, просто развести руками:

                  3vz_6.jpg              3vz_8.jpg

                                      фото 5                                                                 фото 6

На фото 5 стрелками показаны контакты  управления топливного насоса. Они были подогнуты и разомкнуты. А при более внимательном осмотре сенсора оказалось, что «кто-то» основательно потрудился над ним…
(фото 6, стрелками показаны «площадки» контактов, с которых варварским способом были вырваны контакты при «очистке» сенсора).

Дипломированные врачи лечат гланды через рот. Согласитесь, что так действительно удобнее.

Но если извернуться, то гланды можно лечить и через другое отверстие.

Так и на этом сенсоре.

Вместо того, что бы срезать заводскую заливку и снять крышку, «кто-то» пошел другим путем: фото 4, позиция 2, винты, которые крепят разъем на сенсоре.

Да, открутили именно их, каким-то способом вытянули разъем и  в образовавшееся отверстие залезли чем-то металлическим и стали что-то там «чистить».

Попутно нанесли царапины на нежные дорожки сенсора, замкнули 12 вольт на все остальные контакты, одним словом, MAF-sensor был нанесен непоправимый урон.

 

Автомобиль, конечно, отремонтировали.

Естественно, с определенными финансовыми потерями для Клиента.

Спрашивается: а надо было лезть туда, куда не следует?

Не зная устройства и полагаясь только на легендарное русское «авось».

Осторожный и умный ответит однозначно: «нет».

Какие можно сделать выводы из этой статьи?

Основной вывод: «Любознательность – хорошее человеческое качество! Но лучше все оставить как есть: «сапоги тачает сапожник, а пироги печет пирожник», правильно?

Далее можно немного порассуждать на тему: «Любознательность или скупость?», но это тема для другого направления, оставим.

И второй вывод: привычка проверять искру таким вот, описанным в статье «способом» еще существует. Но в следующий раз, когда надумаете сделать так – вспомните эту статью…



Книги по ремонту автомобилей

наверх