КОКОРЕВ В.В.: IACV, Mitsubishi

05.08.2002

По «наворотам» на своих автомобилях фирма Mitsubishi не сильно отстала от фирмы Nissan.
Как и по надежности.
Есть еще простор для творчества русских автомехаников !
Поговорим о регуляторе ХХ, о том, который «шестиконтактный», располагающийся внизу дроссельной заслонки, о существовании которого мало кто знал или  догадывался еще несколько лет назад…
Устройство этого IACV ( Idle Air Contril valve ) достаточно простое: внутри находится две отдельные катушки, которые по каким-то причинам достаточно часто выходят из строя на «обрыв».
И тут начинаются проблемы у владельцев машин – неустойчивый ХХ, нет прогревочных оборотов, плохой или отвратительный «холодный запуск», при трогании с места машина может заглохнуть…
После долгих мытарств и безуспешных опытов в нашей мастерской был найден такой выход из положения :
Ремонт, заключающийся в востановлении вышедшей из строя обмотки.
Для проверки предположения о выходе из строя данного девайса, надо снять разъем ( шестиконтактный) и проверить  его "на сопротивление".
Примечание наверное, что бы не «усложнять» конструкцию автомобиля, «товарищи японцы» не предусмотрели диагностирование данного устройства. Сколько не проверяй коды неисправностей, а такого кода просто не существует в Природе. Хотя IACV – это «достаточно» нужное устройство. Можно даже сказать – необходимое. Если у вас есть время, то вы сами можете в этом удостовериться : снимите разъем с датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя ( так называемый «THW» ), подсоедините к его двум контактам переменное сопротивление и при включенном зажигании попробуйте менять сопротивление. Что получается и что вы услышите? При вращении
( изменении) сопротивления, вы услышите как «что-то» на двигателе «трещит». Этот «треск» создает наш IACV – при изменении сопротивления клапан ХХ передвигает на определенное количество «шагов» ( step ) круглый стержень, тем самым увеличивая или уменьшая поток «дополнительного» воздуха во впускном коллекторе. Вот, кстати, еще одни «простор» для творчества при «разборках» по «плохому холодному запуску двигателя» ?
Итак, проверяем:
Верхний ряд контактов ( три контакта) – одна катушка, нижний ряд контактов – вторая катушка.
Между средним и крайним  контактами сопротивление должно составлять от 27 до 32 Ом.
Таким же образом проверяется сопротивление между средним и другим крайним контактами – такое же сопротивление.
Вот так, поочередно проверяя сопротивление, мы наткнемся на неисправную обмотку.
Далее возникает вопрос : что делать?
Искать и покупать Новый достаточно Дорого, стоимость сего девайса может составлять от 150 до 300 долларов. В зависимости от «районного коэфициента».
В  нашей мастерской было решено их ремонтировать, эти вышедшие из строя «блочки» усправления ХХ. Что и как для этого делается:
 
Снимаем  регулятор, вскрываем,  видим катушку в пластмассовой
оболочке, и - ломаем оболочку.
Далее идет какая-то непонятная на вид пластиковая  лента – снимаем ее осторожно, по миллиметрику, потому что обрыв может располагаться сразу же под ней ( повезло!), если же нет,  то запасаемся проводом (если не изменяет память 0,12мм диаметром), сматываем обмотку (при этом строго фиксируем полярность подключения выводов), и наматываем новую (намотка ведется в два провода). Сопротивление обмоток (повторимся):  «холодных» -  примерно 28 Ом, «горячих» -  32...37 Ом. Если ошиблись на 2...3 Ома, ничего страшного, природа стерпит.
 Ставим и запускаем двигатель.
И вот тут нас могут ожидать некоторые «непонятки»…
Автомобиль заводится, а стартовый и прогревный режимы  толком или почти не отрабатываются, и холостые обороты «какие-то не такие». Подключаем сканер, смотрим на дисплей,  а там 80 шагов открытия (ну, мно-ого) , глушим двигатель и снова запускаем -  ого, уже 50 «шагов».
Вы все, наверное, слышали  о таком понятии,  как «адаптация контроллера» под конкретные параметры системы впрыска.
Это оно и есть.
Описанные «процедуры» - «запускаем» - «глушим»,  «еще и еще раз», это и есть та самая «адаптация», когда ECU немного «самообучается».
        Кстати, корректировка степени открытия регулятора осуществляется винтом байпассного канала на дроссельном узле, однако часто случается  такое, когда обрывается регулятор, и «в гараже у дяди Вани или дяди Пети» не вникнув и не разобравшись, ситуацию компенсируют ( пытаются выправить!)
выворачиванием этого винта (а то еще чего хуже -  приоткрытием дроссельной заслонки путем упорного и настойчивого кручения и сворачивания упорного винта! Что  совсем «не есть Хорошо",- прогревного режима , конечно, нет, зато прогретая машина держит
хоть какие-то обороты. Тут мы смотрим на сканер, прогреваем машину и на "горячей" (не менее 80 -  90 градусов) выставляем примерно 15 шагов открытия
(примечание: чем меньшее число шагов открытия регулятора на горячую мы выставляем, тем быстрее машина набирает обороты при холодном запуске).
Ну, а если у нас нет сканера, а настройка регулятора нарушена,
в этом случае прогреваем машину и вращением винта байпассного канала
«попадаем» в зону, где работает регулятор холостого хода, т.е. при повороте винта регулятор компенсирует изменение добавочного воздуха и поддерживает заданные  обороты холостого хода. После этого выворачиваем винт до тех пор пока не пропадет компенсация частоты вращения холостого хода - обороты приподнимутся, по сканеру это 0 степень открытия регулятора (регулятор полностью закрыт), затем заворачиваем винт байпассного канала обратно на 2...3 оборота и все в порядке (при этом нужно, чтобы напряжение с сигнального вывода датчика положения дроссельной заслонки составляло 0,55...0,6В).
Существуют регуляторы холостого хода и другого типа - с простым
двухконтактным моторчиком внутри и датчиком Холла, подсчитывающим число
его оборотов. Вот на эти регуляторы в случае их неисправности мозги умеют "ругаться". После ремонта их настройка несколько кропотливее, приходится
точнее подгадывать степень открытия регулятора холостого хода (примерно 15...17 степень) и напряженние с датчика положения дроссельной заслонки
(примерно 0,52...0,56В).
 
  Примечание автора: пояснения работы со сканером здесь приводятся не для того, чтобы продемонстрировать возможности этой игрушки и вызвать зависть у неимеющих оного, а для того, чтобы точнее и нагляднее представить процесс настройки и работы контроллера



Книги по ремонту автомобилей