Не только двигатель. Чем поможет ELM327 в работе кондиционера?

30.04.2020

В большинстве блоков управления доступ по заводскому протоколу открывает расширенный набор параметров по сравнению с доступом по стандартному протоколу OBD. С точки зрения диагностики параметры даже более полезны, чем коды ошибок.

Понятно, что в специализированном сервисе, при наличии квалифицированного специалиста, проблему не только найдут, но тут же и устранят – были бы деньги. Однако нередка ситуация, когда для попадания к нужному специалисту надо записываться за пару недель. Кроме того, кому-то интересно самому понимать происходящее в системе хотя бы приблизительно. Это лишним не бывает. Поэтому наш рассказ – о предварительной диагностике, доступной подручными средствами. Диагностике, которая поможет разобраться в проблеме и иметь сложившуюся картину мира перед визитом на сервис. А может, и устранить проблему самостоятельно – если звезды сложатся удачно.

Как этого добиться - продемонстрируем на примере автомобиля Nissan Juke.

Устройство системы

Прежде чем говорить о диагностике системы, надо разобраться в том, как она работает. Принцип работы кондиционера простой


Компрессор кондиционера подает фреон в конденсер, также называемый в просторечии «компрессор кондиционера». При сжатии фреон нагревается. Это избыточное тепло отводится набегающим потоком воздуха и вентилятором системы охлаждения. Далее сжатый фреон проходит через осушитель и приходит к расширительному клапану (также его называют ТРВ – терморегуляционный вентиль). За клапаном находится испаритель – радиатор, в котором сжатый фреон расширяется. При расширении температура фреона понижается, и радиатор становится холодным. Вентилятор печки гонит воздух через этот радиатор, и в салон воздух поступает уже охлажденным. Фреон, выходя из испарителя, поступает на вход компрессора, и совершает очередной круг.

Компрессор работает не постоянно. Он отключается, когда давление фреона достигает некоего максимума, заданного разработчиками системы. После этого он останавливается, и включается после того, как давление опустится ниже минимума, опять же, заданного разработчиками системы.

В современных автомобилях управление кондиционером осуществляет блок управления. Для этого он анализирует данные с датчика давления фреона в системе, состояние кнопки включения кондиционера (или запрос на включение от системы климат-контроля).

Исполнительный механизм для включения компрессора – электромагнитная муфта в шкиве компрессора. Также существуют компрессоры с постоянным приводом без муфты – в этом случае в составе компрессора есть клапан, при подаче сигнала на который компрессор начинает нагнетать давление в конденсер.

При поступлении команды на включение блок управления проверяет значение давления в системе. Если оно ниже определенной нормы – предполагается, что в системе недостаточно фреона, и компрессор не включится. Если оно выше верхней границы – предполагается, что в системе уже создано максимально допустимое давление, и включать компрессор нельзя.

Также блок управления может учитывать еще ряд факторов, начиная от температуры воздуха на улице и заканчивая исправностью сопряженных систем.

От общей проблемы – к возможным причинам

Проблема «кондиционер не работает» означает, что в салон не поступает охлажденный воздух. Происходить, однако, это может по разным причинам. Примерный алгоритм поиска приведен на рисунке ниже, а пока просто в вольной форме проговорим о том, как могут проявляться проблемы.

Итак, мы едем на автомобиле и решаем, что нам нужно сделать в салоне похолоднее. Для этого мы нажимаем кнопку «A/C» и переводим регулятор температуры в положение «холодно». В этот момент происходят две вещи:
  • система управления потоками воздуха приоткрывает (или полностью открывает) заслонку, направляющую поток воздуха через испаритель кондиционера;
  • система управления понимает, что надо начать цикл охлаждения, анализирует условия и при необходимости включает компрессор кондиционера.

И с первого же пункта мы понимаем, что может пойти не так: заслонки могут просто не переключиться, и воздух пойдет в обход испарителя. Чтобы исключить эту причину, достаточно через некоторое время после включения кондиционера открыть капот, найти две трубки системы кондиционирования (к испарителю и от него), и потрогать их. Та, что идет от испарителя к компрессору, должна быть ощутимо холодной. Если это так – то сам по себе кондиционер работает, а проблему надо искать в заслонках, забитом салонном фильтре, вентиляторе отопителя – но никак не в самом кондиционере.

Другое дело, если трубка холодной не становится. Значит, что-то не так с работой той системы, что описана в предыдущем разделе.

1)Начать можно с вопроса, включается ли компрессор. Если он оснащен электромагнитной муфтой, то ее включение сопровождается громким щелчком. Кроме того, начало вращения компрессора видно невооруженным взглядом. Также, вместе с компрессором, должен включаться вентилятор, обдувающий конденсер и отводящий от него избыточное тепло. Если этого не происходит, то в первую очередь необходимо разбираться с цепью управления вентилятором – без этого говорить о корректной работе кондиционера бессмысленно.
2)Если компрессор не включается – надо понять, что стало препятствием. Во-первых, можно понять, есть ли фреон в системе. Это можно сделать и без приборов – снять пластиковый колпачок с порта для подключения заправочной станции, увидеть там золотник, нажать на него отверткой. Если фреон в системе есть, то оттуда ОЧЕНЬ сильно брызнет. Настолько сильно, что настоятельно рекомендуется делать это, надев защитные очки, да и в парадной одежде это делать не рекомендуется. Если же пачкаться не хочется, то можно подключиться программой Motordata OBD через ELM327 и вывести на экран параметр «Давление в системе кондиционирования»:


В данном случае этот параметр не пересчитывается в единицы давления, а выводится в том виде, в котором его «видит» блок управления. Тем не менее, ненулевое значение уже говорит нам о том, что какое-то давление в системе есть. Это значит, что хотя бы откровенных дырок в системе нет. Если бы давления не было – это говорило бы о том, что дальнейшие эксперименты со сканером бесполезны и следует проверять систему на герметичность.

Мы так уверенно об этом говорим, поскольку экспериментировали с машиной, где кондиционер исправен, и мы точно знаем, что такое напряжение соответствует допустимому значению давлению. Понятно, что с другим автомобилем, не Nissan Juke, могут быть варианты. Но в общем случае – часто датчики в автомобилях имеют питание 5В, и принципиально допустимые значения на их выходе находятся в диапазоне 0.5-4.5В. Поэтому в общем случае можно было бы сделать предположение, что напряжение 0.5В соответствует отсутствию давления. Но это очень грубое предположение, которое можно делать во время попыток понять что-то «с наскоку». Для достоверного понимания ситуации необходимо изучать документацию на конкретный автомобиль. Которую, впрочем, часто проще найти, чем манометр для замера фактического давления.

3)Если с давлением все хорошо – надо понять, «видит» ли блок управления сигнал на включение. Это можно понять из параметра, который здесь назван «Сигнал кондиционера». Если по какой-то причине он остается в состоянии «Выкл», независимо от нажатий на кнопку «A/C» - возможно, стоит проверить проводку от кнопки до блока управления. Справедливости ради надо заметить, что это крайне редкая неисправность.

4)Если с кнопкой все хорошо, то дальше надо смотреть, отдает ли блок управления сигнал на включение муфты. Здесь этот параметр называется «Реле кондиционера». Если параметр остается в состоянии «Выкл» - значит, какое-то необходимое для включения условие не выполнено. Если же он переходит в состояние «Вкл», но кондиционер не включается – надо проверять наличие управляющего сигнала на разъеме муфты. Вполне может сложиться ситуация, при которой повреждена проводка или не работает реле, отвечающее за включение муфты. Может быть и так, что сигнал на муфту приходит, но она не включается – это уже говорит о неисправности муфты. Она может поставляться как отдельная запчасти и подлежать замене без разгерметизации системы.

5)Если с сигналами всё отлично, компрессор включается, а эффекта нет – можно почти наверняка исключить из рассмотрения «электрическую» составляющую проблемы, и сосредоточиться на «механике». Скорее всего, какой-то из элементов системы не выполняет свою функцию. Вряд ли получится решить эту проблему без участия специалистов, обладающих соответствующим оборудованием и знаниями, но попытаться локализовать проблему можно.

Проблема, если в крупную клетку, связана с одной из следующих ситуаций: либо давление не создается, либо не сбрасывается. Чтобы определиться, нужно вывести на экран давление в системе кондиционера в графическом виде. При включении компрессора давление должно быстро вырасти:


После выключения – немного упасть:


При штатной работе системы компрессор будет регулярно включаться и выключаться, поддерживая давление приблизительно в этих пределах.

Если после включения компрессора давление не растет – можно предположить проблему либо в износе компрессора, либо в том, что терморегуляционный вентиль по какой-то причине полностью открылся и компрессор «гоняет» фреон по кругу, не создавая избыточного давления.

Если после первого включения компрессора давление выросло и не падает ниже порога, за которым компрессор должен включиться снова – значит, сам компрессор точно исправен, а вот с «проходимостью» системы есть сложности. Как правило, это говорит о проблемах с осушителем или терморегуляционным вентилем. В этом случае давление в «горячей» части растет (его и отображает датчик), а в «холодной» части не изменяется, что и будет видно при подключении заправочной станции к обоим портам системы кондиционирования.

Эту же ситуацию можно проверить и без сканера – потрогав трубку от компрессора к конденсеру. При первом включении кондиционера, если давление растет, трубка должна нагреться. Однако и здесь возможны варианты,

Резюме

Приведенное выше изложение не учитывает ряд тонкостей, так как преследует своей целью дать общее понимание о принципах работы системы, а также помочь понять происходящее автовладельцу, столкнувшемуся с проблемами данной системы. Как минимум до уровня, на котором объяснения сотрудника сервиса не будут казаться тарабарщиной и рассказом о сверхъестественных явлениях. С той же целью и с теми же ограничениями создан и приведен ниже упрощенный алгоритм предварительной диагностики.


Видео к данной статье:


Бочканов Евгений Александрович 
© Легион-Автодата

Москва, г. Зеленоград
service-193@mail.ru