Официалы и неофициалы, часть 2

20.03.2013

 

Официалы и неофициалы, часть2

 Часть 1 смотреть здесь: autodata.ru/article/praktika_remonta/ofitsialy_i_neofitsialy/

 

Плавно так спустились к неофициалам. Вот  где свобода! Вот где богатство  и разнообразие видов. Тут и гиганты с полным циклом всех видов работ и круглосуточным режимом работы, и совсем маленькие гаражики с одним машино-местом и одним-двумя мастерами. Те, что покрупнее, обычно называются СТО, те, что поменьше автомастерскими.

 СТО (Станция технического обслуживания)

Довольно часто являются побочной ветвью «серьезного» бизнеса. Вот есть у человека какой-то серьезный успешный бизнес. Минералку по бутылкам разливать, продавать БАДы или просто генеральская должность в госструктуре. И все хорошо вроде, да вот тревожно как-то. Хочется чего-то простого и вечного. Нет, ну можно, конечно, все бросить и удалиться в монастырь. Одновременно и вечное и серьезное. Много ли читателям известно таких примеров? Вот как-то никого, кроме прославленного русского флотоводца адмирала Ушакова или там Конфуция, совсем уж экзотического, на ум и не приходит. Но ведь можно  и вечное, и попроще. Ресторанчик, допустим, они ведь всегда были.  Когда пирамиды строили, рестораны были? Были, только назывались по-другому. Или кузница, тоже ровесник пирамид. Там еще на колесницы ТО делали. Полный аналог современного СТО. И не только связь времен, но и деньги, наличные, что немаловажно. Для нервов опять же полезно, ибо бесконечно можно смотреть на то, как работают люди. Во главе СТО ставится  энергичный директор и пошла работа. Зачастую грамотно организованная, с применением всех достижений современного маркетинга. Цитирую рекомендации пособий  («Прибыльный автосервис» автор Д. Дубровский)  и форумов для владельцев современных  СТО (такие тоже есть):

«Берите мелкосрочные работы, потом сами придете к ремонтам агрегатов, по мелкосрочным работам маржа выше, сроки быстрее и работы менее ответственные».

«Дело в том, что большинство владельцев автосервисов по своей природе являются «технарями» и для них делать что-то руками или просто выполнять техническую задачу намного проще, чем разбираться в каком-то там «маркетинге-шмаркетинге». Они хотят заниматься тем, чем умеют, – чинить машины, хотя на самом деле им стоит заниматься совсем другим – продавать услуги авторемонта».

«Сегодня очень много кто умеет чинить машины, но очень мало кто умеет грамотно находить и привлекать клиентов, машины которых можно чинить. Если вы умеете привлекать клиентов, то найти тех, кто выполнит техническую работу, – не проблема».

«В гараже, который берется за все подряд, необходимы «мастера на все руки». В нишевом автосервисе, который занимается обслуживанием определенной марки машин, требования к квалификации и опыту персонала могут быть существенно ниже».

«Поэтому если клиент появился у вас на пороге, то вам нужно постараться получить от него максимум денег именно в этот конкретный визит. Вы ведь не знаете, когда он к вам приедет в следующий раз и будут ли у него деньги. Может быть, ваш клиент только что получил зарплату и поэтому согласится на ваше предложение поменять ему помимо масла и масляного фильтра еще и салонный фильтр, тормозную жидкость, а также убрать трещину на стекле. В другой раз он может приехать без большого количества свободных денег и откажется от всего, что вы ему предложите».

В соответствии с подобными рекомендациями автосервис и строится. Помещение, подъемники, рекламная компания. Марочный (специализированный), или общий (берущийся за все, что добралось). В принципе, все грамотно и логично. Но поскольку первый материал у меня был посвящен словесной перепалке между двумя коллегами о степени свободы квалифицированного специалиста, продолжу о ней, о свободе. Так нет ее, на большом «независимом» автосервисе. Хотя при наличии грамотного, не амбициозного и богатого хозяина  (ага, тут фантастика)  жизнь  квалифицированного специалиста  может улучшиться, сытость и предсказуемость хоть на какое-то время прийти в ваш  дом. Можно повышать образовательный уровень, брать кредиты и путешествовать по миру. Можно даже составить список оборудования «под себя» и отдать вышестоящим,  для рассмотрения и утверждения. Принципиального отличия от работы на дилера при данном раскладе не имеется. Разница только в источнике доходов: дилер живет с продажи и обслуживания проданных  машин, неофициал с максимальной раскрутки клиента. Поэтому, периодически, в светлую голову руководства, могут приходить новые и весьма оригинальные идеи, как этого клиента раскрутить.  Вот вам кажется, что вы приносите весьма неплохие деньги фирме. Но ведь денег всегда не хватает. Их всегда мало. И вот уже у хозяина (или нового-старого директора) появилась новая креативная идея. И хоть гуру маркетинга и поучает: «Сегодня я хочу ловить рыбу в бадье с водой. В очень маленькой бадье.  И хочу, чтобы рыба была крупной. И воды чтобы не было. Возможно, это не очень спортивно, зато очень прагматично. Потому что в банке я понял одно: если я кладу деньги на счет, никому не интересно, заработали я их благодаря творческим идеям или нет. Всем на это глубоко наплевать. Мне не дадут бонус в 10 или 20% за мою офигительную креативность, оригинальность или богатое воображение. На меня не  наложат штраф, если я заработал эти деньги, скопировав то, что кто-то сделал до меня». (Дэн  Кеннеди)  Но, однажды, придя на работу, вы можете быть неприятно обрадованы известием, что маленьких бадеек с большой рыбой на всех не хватило и кормить вас более не будут, ибо произошла перестройка.

СТО и диагностика.

«Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись, или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец и как попало — и ни разу не видел Кремля »,- (Веня Ерофеев)

А как на СТО обстоят дела с диагностикой? Не подвески или системы охлаждения, а сложных электронных систем. Если владелец или директор СТО «технарь», то все хорошо. О диагносте заботятся и ценят. Пример:

Вопрос на форуме владельцев СТО:

«Всем здравствуйте хочу спросить у знающих людей -) у меня сервис средней руки, автоэлектрик отличный, но только по нашим маркам у меня их конечно больше чем иномарок. При опросе иномарочников что бы хотелось из услуг все в один голос говорят диагностику. Возник вопрос что покупать, не очень дорогое для начала т.к. электрик упирается руками и ногами и не хочет обучаться мотивируя это тем что с иномарками происходит "зависание" в отсутствии запчастей, но это не проблема не захочет учиться уйдет 8-( придёт другой который хочет обучаться и даст мне развиваться. Вопрос, что должно быть на посту полноценной диагностики???»

Ответ (типичный):

«Для начала попробуйте рассчитать сумму своих вложений - затрат в пост диагностики исходя из коэффициента технической оснащённости (К т.о. равен сумме затрат на пост поделенных на расчётный потенциал месячной выработки, котторая может быть получена с этого поста. Затем ищите хорошего диагноста с хорошим желанием работать на зтом посту. Собственно он и сформирует необходимый комплект инструмента исходя из рассчитанной ранее суммы затрат».

Еще ответ:

«Перечитал первый пост, там Ваши клиенты утверждают, что им нужна диагностика. Это враньё. Клиенты, Вы, и диагност под одним словом "диагностика" подразумевают совершенно разные вещи. Настолько отличные друг от друга , как слон и стол».

Итог. Прошу заметить, не самый плохой и весьма обнадеживающий:

 «Да всем спасибо тему можно закрывать нашел диагноста, пока только купили motodoc 3 и scandoc сказал надо еще газоанализатор купить, но это чуть позже на счет иномарок удобно буду анализировать каких больше приезжает и докупать ПО».

Частенько СТО приглашают диагноста или бригаду со стороны. Условия просто сказочные (очень хорошие). Люди работают, нарабатывают клиентуру для СТО. Все прекрасно, народ поехал. Хоп. Изменение условий, не в пользу диагноста. Или в другом месте диагносту  предлагают больше. Вчера была на СТО диагностика, сегодня нет. Поэтому есть  и «вольные стрелки-диагносты». Весьма неплохо при этом вооруженные.

Есть СТО специализирующиеся на ремонте электрики и диагностике. Типа «Дизель Сервис» или «Инжектор Сервис». Тут от площадей многое зависит. Если метраж малый, а аренда высокая, то особо глубоко не покопаешь, приходится количеством, а не качеством брать. Обычно так и бывает.

Подводя итог, можно сказать, что крупное СТО потенциально может быть и посильнее дилерского, как и по оснащенности, так и по квалификации специалистов. И когда открывают очередное, вроде все об этом только и говорят. Автора этих строк, за 18 лет работы, неоднократно «вывозили на место», показывали белоснежные, отремонтированные корпуса, очень дорогие комплекты технологического оборудования и рассказывали цветистые истории.  Как-то так:  «Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки»!  Увы, ежегодные дивиденды, зачастую не оправдывали надежд истинных хозяев.  Не получается «столицы шахматного мира», а часть былых  рассказчиков находятся в розыске. СТО же, построенные романтиками, за деньги прагматиков стоят до сих пор и на них чем-то занимаются. Увы,  «чем-то и как-то».  Не более того.

Мастерские и мелкие СТО.

Писать о вечно пьяных «дядях Васях», а также жуликах, оригиналах и просто дураках, которых в избытке в данной нише, не буду.  Давайте о хорошем. Именно в этом сегменте окопалось и держит оборону достаточно большое количество действительно талантливых, неравнодушных и квалифицированных профессионалов. В лихие 90-е  сюда попало достаточно много специалистов высокой квалификации. Страна, в которой они выросли, проиграла «холодную войну». Надо было выживать в послевоенной разрухе. Ремонт электронных и механических систем современных автомобилей это позволил.

В настоящее время небольших мастерских в крупных городах  остается все меньше и меньше.  Происходит рост до размеров СТО не мелких размеров с наемными работниками, зарабатывающими деньги неквалифицированными, но трудоемкими работами. Или человек (бригада) ищут место в готовой структуре. Единственное, где выживают и процветают действительно «независимые» - это небольшие городки. Лучшей рекламной службой там по прежнему является «сарафанное радио».  Затраты на строительство мастерской, ниже намного.  Возможностей получить выгодный кредит под развитие больше. В эпоху Интернета доступ к источникам информации – вообще не проблема. А с коллегами пообщаться хватит и ежегодного собрания профессионального  союза или ассоциации. Тут некоторые возразят, мол на периферии и народ победнее. И это правда. Но и конкуренция за состоятельных граждан пониже, пускай этих граждан и немного. Да и крупный город, из которого может подтянуться состоятельный клиент с серьезным дефектом часто недалеко.

Коротко о проблемах «независимых»:

1.Земля и все, что можно построить на ней для работы им, как правило, недоступно без многолетней кредитной кабалы.

2. Средства производства. Тут затраты неизмеримо ниже. Чем в первом пункте. Но тоже немалые.

3. Доступ к информации производителей. Тут как-то стало полегче. Интернет в каждой избе.

4. Возможности для профессионального обучения сотрудников.  Да и себя самого. Есть попытки как-то изменить ситуацию как Союзом, так и Ассоциацией. Но в целом все очень грустно. Если общество признает право людей ездить на подержанных авто и вводит правила, то и в системе подготовки кадров для обслуживания тоже должен быть хоть минимальный порядок, а лучше система подготовки и аттестации. Сертификаты, свидетельства  о том, что человек свободное от кручения гаек время посвящает самообразованию. Кстати, прекрасно смотрятся на стене мастерской в рамочке. Клиентам нравится, однозначно.

5. Часто все плохо с маркетингом. Отремонтировать можем, но вот объяснить клиенту: «а почему так дорого», часто не в состоянии. Хотя на самом деле это стоит намного дороже.

И еще одна проблема, объединяющая всех диагностов. Как дилеров, так и независимых. С точки зрения законодательства нас не существует. Есть специальность  «автослесарь», это если у вас нет высшего образования. Конкретно, для ремонта автомобильной электроники, аж 3-го разряда. Не знаю как в России, а у нас  и ВУЗы  готовят только по  специальности 1-37 01 02-02 «Автомобилестроение (электроника)»,  специалистов по разработке автомобильной электроники. У немцев например уже давно есть профессия- мехатроник.  Это как раз и есть сплав механика и электроника.. Но такой специалист стоит дорого  и, как правило, автосервис себе позволить его не может.  Они идут всякое медоборудование ремонтировать, поточные линии и т.п.. Машина ведь фигня, в конце концов сломалась - выбросил и купил другую, а вот оборудованием в котором многомиллионные инвестиции вложены так не поразбрасываешься.  Вот и обзывают нас на сервисах по всякому: «инженер наладчик», «инженер электроник», «электрик» и пр… Как то забавный зверек  из детства вспоминается. Того тоже не знали как назвать. Чебурашкой обозвали.

Очень много вопросов. Знать ответы, и вы бы уже читали мегабестселлер с названием «Как преуспеть в жизни и стать миллионером, никого не трогая и починяя  старые примусы». Впрочем, может вы готовы на них ответить?  А пока мы думаем, многие талантливые люди, в которых так нуждается отрасль, уходят. Правда, оставляя при этом дверь приоткрытой…

 

«Да чем же она тебе не нравится, эта тьма? Тьма есть тьма, и с этим ничего не поделаешь. Тьма сменяется светом, а свет сменяется тьмой — таково мое мнение. Да если она тебе и не нравится — она от этого быть тьмой не перестанет. Значит, остается один выход: принять эту тьму. С извечными законами бытия нам, дуракам, не совладать. Зажав левую ноздрю, мы можем сморкнуться только правой ноздрей. Ведь правильно? Ну, так и нечего требовать света за окном, если за окном тьма…». Веня Ерофеев

Каждый дурак может заявить , что предложенные идеи не работают в определенных условиях .  Большинство  людей  так и поступает.    Гениальность  и заслуга заключаются в том, чтобы   придумать, как применить эти идеи , несмотря  на  трудности . Дэн  Кеннеди

 
Полянский А.О
© Легион-Автодата


Полянский Андрей Олегович
, «Мастерская Автодиагноз», г.Минск.+375 29 6577513

 Обсуждение статьи началось, смотреть здесь, на форуме Легион-Автодата


Книги по ремонту автомобилей





Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Almera G15 с 2013 с бензиновым двигателем K4M(1,6 л). Ремонт. Эксплуатация. Техобслуживание
Nissan Almera G15 с 2013 с бензиновым двигателем K4M(1,6 л). Ремонт. Эксплуатация. Техобслуживание
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами