Охлаждающая жидкость. Часть 3

25.11.2018

Часть 1 · Часть 2



Допуск на применение и соответствие спецификации

Почти все крупные компании, производящие автомобили, имеют спецификации (перечень требований) на жидкости и масла, используемые для заливки в автомобиль, в том числе и на охлаждающие жидкости. В качестве примера приведем несколько спецификаций: Ford WSS-M97B44-D/E; Hyundai-Kia MS 591-08; Volkswagen TL 774-C (G11), -F (G12+), -G (G12++), -J (G 13); АВТОВАЗ ТТМ 5.97.1172-2005 и т.д. В них перечислены тесты, которые должна пройти охлаждающая жидкость (антифриз), претендующая на право заправляться в автомобили этих компаний.

Соответствие спецификации автомобильной компании означает, что данный антифриз успешно прошел все перечисленные в ней испытания, и результаты были официально зарегистрированы в протоколах, отчетах или других требуемых документах. Производитель антифриза получает "допуск" ("одобрение") на применение в данном типе автомобилей в форме определенного документа, например, сертификата.
Антифриз включают в списки одобренных жидкостей, в руководства по эксплуатации и сервисные книжки, химмотологические карты и так далее.

Испытания проводит сам производитель автомобилей или компетентная организация, которой он доверяет. Перечень тестов состоит из комплекса лабораторных, стендовых и ходовых испытаний.
Проведение испытаний – процедура долгая и дорогостоящая, поэтому не всякий производитель (разработчик) антифриза сможет оплатить такую работу. Например, спецификация АВТОВАЗ ТТМ 5.97.1172-2005 предполагает ходовые испытания на 5 автомобилях в объеме 35 тыс.км. У Ford со спецификацией WSS-M97B44-D требования заметно более серьезные - 100 тыс. миль (160 тыс.км) на 12 автомобилях.
Для справки приведем несколько фрагментов из спецификации Ford WSS-M97B44-D, где сформулированы требования к антифризу (полное описание спецификации занимает 10 страниц формата A4). Например, в спецификации указано, что антифриз-концентрат должен представлять собой композицию моноэтиленгликоля с OAT ингибиторами коррозии, то есть должен соответствовать карбоксилатному типу.

Например, в спецификации указано, что антифриз-концентрат должен представлять собой композицию моноэтиленгликоля с OAT ингибиторами коррозии, то есть должен соответствовать карбоксилатному типу.
Ford, кроме этого, требует, чтобы антифриз был оранжевого цвета (orange).

Ford, кроме этого, требует, чтобы антифриз был оранжевого цвета (orange).
В таблице, которая относится к ходовым испытаниям антифриза, указано требование Ford, чтобы антифриз на пробегах 160 тыс.км не только оставил в идеальном состоянии систему охлаждения (головку блока и блок цилиндров, помпу, радиатор, патрубки), но и сам сохранил не менее 85% ингибиторов от первоначального количества. И это только одно из требований.

В таблице, которая относится к ходовым испытаниям антифриза, указано требование Ford, чтобы антифриз на пробегах 160 тыс.км не только оставил в идеальном состоянии систему охлаждения (головку блока и блок цилиндров, помпу, радиатор, патрубки), но и сам сохранил не менее 85% ингибиторов от первоначального количества.
Отметим, что у автопроизводителей есть свои "пристрастия" к антифризам. Например, для заправки последних моделей BMW использует только гибридные антифризы. Ford, GM и Renault предпочитают карбоксилатные антифризы, а Volkswagen (включая Audi, Seat, Skoda), Peugeot и Citroen – лобридные.

Говоря о соответствии спецификации и допуске антифризов, нельзя не отметить очень важное предостережение. Увы, часто недобросовестные производители антифризов и тосолов на этикетках своих канистр пишут, что их продукт соответствует требованиям (спецификациям) какого-то одного автопроизводителя, допустим, Ford. При этом, заодно, указывается соответствие спецификациям других известных автомобильных компаний, например, BMW, GM, Mercedes, Nissan, Renault, Toyota, VW – сколько места хватит. Или, как вариант, указывается возможность смешивания со всеми существующими типами охлаждающих жидкостей. Настораживает? Все правильно, не верьте – это всего лишь рекламный трюк. Пояснение для подобного случая таково: действующие спецификации на охлаждающие жидкости BMW GS94000 и Ford WSS-M97B44-D относятся к разным типам антифризов (гибридные и карбоксилатные) и одновременно выполняться не могут. Таким образом, последствия применения таких "антифризов" могут привести к дорогостоящему ремонту двигателя.

Стоит также насторожиться, если в названиях антифризов используют "жаргонную" классификацию "G11", "G12", "G12++" или "G13" с претензией на соответствие спецификации Volkswagen. Особенностью этих спецификаций является запрет на использование в составе охлаждающих жидкостей аминов, боратов, нитритов, фосфатов и силикатов (кроме G11 и G12++, где содержание последнего вещества допускается в пределах 500-680 мг/л и 400-500 мг/л соответственно). Поэтому использование этой символики еще не означает, что состав антифриза полностью соответствует требованиям Volkswagen.

Если вам дорог свой автомобиль или Вы ответственно подходите к выполнению своих профессиональных обязанностей, то при выборе антифриза не поленитесь и выясните, какой тип можно заливать в конкретный автомобиль, имеет ли потенциальный антифриз хотя бы один допуск производителя или соответствие спецификациям, представлена ли информация о продукте на сайте производителя. Рекомендуется отдавать предпочтение крупным и проверенным компаниям, не первый год находящимся на рынке в сегменте охлаждающих жидкостей.

Какой антифриз доливать?

Нормальное количество охлаждающей жидкости в автомобиле соответствует уровню между рисками "MIN" и "MAX" в расширительном бачке для холодного двигателя. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы уровень значительно превышал отметку "MAX", так как нагретая охлаждающая жидкость из-за теплового расширения может сорвать крышку бачка и повредить клапан (примечание: рассмотрен случай для бачка проточного типа). О доливе жидкости следует позаботиться, когда на холодном двигателе уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке слегка опустился вниз от отметки "MIN" (на 1 см. или более).

О доливе жидкости следует позаботиться, когда на холодном двигателе уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке слегка опустился вниз от отметки "MIN" (на 1 см. или более).
Предположим, что в систему нужно долить жидкость. В такой ситуации часто возникает закономерный вопрос: "А что использовать на долив?". Очевидно, что лучше всего долить такой же антифриз, который уже был залит в систему охлаждения ранее. Но что делать, если у автолюбителя или мастера, обслуживающего автомобиль, нет в наличии этого антифриза или, еще хуже, неизвестен его тип и название?

Когда речь идет о доливе небольшого объема антифриза в количестве 100-200 мл, и не чаще, чем раз в два года, то можно смело доливать деминерализованную воду и не утруждаться поиском нужного антифриза. При этом доливается в основном испарившаяся вода, а температура замерзания и вообще качество антифриза практически не изменяется. Этиленгликоль и присадки, входящие в состав антифриза, испаряются значительно медленнее, чем вода. Хотя система охлаждения автомобиля герметично закрыта, возможность для испарения воды возникает в случае срабатывания клапана в крышке расширительного бачка при тепловом расширении антифриза.

Если приведенная выше рекомендация не убедила или доливать предстоит в количестве более 200 мл, то рекомендуется использовать антифриз такого же типа, что уже был залит в систему охлаждения, желательно имеющий допуск от производителя автомобиля. То есть в традиционный антифриз следует доливать традиционный, в гибридный – гибридный, в карбоксилатный - карбоксилатный, в лобридный – лобридный. Смешивать антифризы разных типов не рекомендуется, а в некоторых случаях и вовсе запрещается - такого принципа придерживаются ведущие автомобильные компании. Как уже было описано в разделе "О цвете антифриза", подбор антифриза по окраске – большая ошибка. Подбор антифриза должен осуществляться только по типу несмотря на его окраску. За возможные последствия смешивания антифризов разного типа ответственность не возьмет ни один производитель. Поэтому перед покупкой не поленитесь и изучите, какой тип охлаждающей жидкости можно заливать в конкретный автомобиль.

В случае если тип антифриза, залитого в систему охлаждения двигателя, неизвестен вовсе или произошла какая-либо утечка в системе, когда доливать надо много (более 30% всего объема), то рекомендуется заменить антифриз целиком. В этом случае можно использовать практически любой тип антифриза. Обязательно промойте систему охлаждения перед заменой охлаждающей жидкости и запишите тип используемого антифриза в сервисную книжку автомобиля (например, на странице особых отметок).

Срок замены антифриза

Самое важное в составе антифриза – это присадки. Со временем они срабатываются, поэтому охлаждающая жидкость теряет важные свойства, и смесь этиленгликоля с водой начинает свою коррозионную активность. Из-за продуктов коррозии (частиц ржавчины), находящихся в охлаждающей жидкости, может разгерметизироваться подшипник помпы (вследствие повреждения сальника), "заклинить" термостат, разрушиться крыльчатка помпы, засориться радиатор и даже каналы системы охлаждения двигателя. Все это может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту. Этих последствий можно избежать благодаря качественному антифризу и его своевременной замене.

Срок замены антифриза определяется производителем автомобиля, а не производителем антифриза. При этом он может руководствоваться своими собственными соображениями исходя из типа антифриза, конструктивных особенностей автомобиля и, главное, результатов ходовых испытаний. Не исключено, что иногда производитель может руководствоваться даже коммерческими соображениями. Например, для карбоксилатных антифризов с соответствующим допуском Ford указывает срок замены 10 лет или 240 000 км пробега, Mercedes-Benz – 5 лет, SsangYong – 10 лет или 200 000 км пробега, АВТОВАЗ – 5 лет или 75 000 км пробега, а концерн GM и группа VW - "пожизненный срок" (fill for life).

Производители антифриза тоже часто указывают срок эксплуатации на этикетках канистр и в документации. Добросовестные производители определяют эту величину, усредняя рекомендации автомобильных компаний, проводивших испытания данного антифриза. Недобросовестные производители, которые и ходовых испытаний не проходили, либо вовсе не указывают срок эксплуатации, либо берут эту цифру "с потолка", по принципу "как у других".

Первичным, безусловно, является срок замены антифриза, определенный производителем автомобиля. Как правило, он указывается в руководстве по эксплуатации, сервисной книжке, картах ТО. И только в случае, если производитель автомобиля не дает никаких указаний о сроке замены, можно воспользоваться рекомендацией производителя антифриза.

Справочно можно указать, что в зависимости от типа применяемого антифриза, его срок эксплуатации обычно составляет:
  • антифриз традиционного типа – 2-3 года или до 60 тыс.км побега;
  • антифриз гибридного типа (G11) – 3-5 лет или 40-60 тыс.км побега;
  • антифриз карбоксилатного типа (G12, G12+) – 5-10 лет или от 60-250 тыс.км побега;
  • антифриз лобридного типа (G12++)– 5-10 лет или 100-200 тыс.км побега.

Типы антифризов
Несмотря на указания производителя по сроку эксплуатации, рекомендуется все-таки периодически заглядывать в расширительный бачок и проверять состояние антифриза. Если замечено помутнение жидкости (бурая окраска) или появление осадков в виде ржавчины – необходимо выполнить замену антифриза досрочно.

Что использовать на замену?

Вопрос о замене охлаждающей жидкости обычно встает после выработки старым антифризом своего ресурса (предписание производителя автомобиля или антифриза, признаки бурой окраски или осадков в виде ржавчины), а также после проведения ремонтных работ. Безусловно, новый антифриз необходимо выбирать из списка, рекомендованного производителем автомобиля, причем лучше всего использовать такой же (оригинальный) антифриз, что был залит на автозаводе. Напомним, что охлаждающая жидкость – та важная составляющая, от которой зависит эффективность и долговечность работы двигателя, поэтому правильный выбор антифриза имеет большое значение. Однако часто возникают ситуации, когда в продаже отсутствует оригинальный антифриз, или отсутствуют рекомендации производителя автомобиля, или вообще неизвестно, что было залито в систему охлаждения ранее. Работники сервисных центров также не всегда могут дать квалифицированный совет относительно замены антифриза.

Если вам дорог свой автомобиль или Вы ответственно подходите к выполнению своих профессиональных обязанностей, то не поленитесь выяснить, какой тип антифриза используется в конкретной марке и модели автомобиля (о типах антифризов см. "Типы охлаждающих жидкостей"). Для замены следует выбирать антифриз такого же типа, что и оригинальный. Наиболее достоверную информацию о типе используемого антифриза можно узнать из технической документации, руководства по эксплуатации или на интернет-сайтах производителя автомобиля.

Часто бывает, что одна спецификация распространяется на несколько марок автомобилей. Так, спецификации VW TL 774 (G 11, G12+, G12++, G13) распространяются на Audi, Porsche, Seat и Skoda, спецификация Ford WSS-M97B44-D на Land Rover и Jaguar, а спецификация Hyundai MS 591-08 на Kia.

Российские автомобильные компании АВТОВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ пока не делают различий между типами антифризов. В своих документах они публикуют списки одобренных к применению охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли заводские испытания. В этих списках вперемешку присутствуют и традиционные (тосолы), и гибридные, и карбоксилатные антифризы.

Японские и корейские производители автомобилей продвигают только свои собственные антифризы, которые, как правило, имеют названия идентичные марке автомобиля (Honda, Mitsubishi, Nissan, Toyota и т. д.). В основном это гибридные, карбоксилатные или фосфатно-карбоксилатные (лобридные) антифризы. Поскольку эти "фирменные" антифризы слабо представлены на российском рынке, во многих автомобильных сервисах подбирают им замену по своим собственным соображениям.

Китайские и украинские автомобильные компании, по имеющимся сведениям, вообще не предъявляют каких-либо требований к охлаждающим жидкостям.

И последнее. Если не удалось выяснить тип рекомендованного для вашего автомобиля антифриза, то можно предложить использовать на замену антифриз карбоксилатного типа как наиболее универсальный. Разумеется, после слива старого антифриза систему охлаждения надо тщательно промыть.

Промывка системы охлаждения при замене антифриза

Промывку системы охлаждения следует обязательно проводить при замене антифриза, особенно, если слитый антифриз содержит загрязнения: ржавчину, масло, шлаки, силикатный гель или что-то другое. Также в обязательном порядке нужно выполнить промывку системы охлаждения при переходе с антифриза одного типа на антифриз другого типа, если по каким-то причинам возникает такая необходимость. Только в случае, если новый антифриз является точно таким же, что и старый, а сливаемый антифриз не имеет признаков загрязнения, промывать систему необязательно.

Промывка преследует две цели, первая из которых достаточно очевидна – очистить систему от всевозможной грязи и осадков, препятствующих передаче тепла и циркуляции антифриза. Вторая цель менее очевидна – удалить из системы остатки прежнего антифриза, которые при смешивании могут вступить в нежелательную реакцию с новым антифризом и ослабить его антикоррозионные свойства. Если систему не промывать, то функцию промывочной жидкости выполнит новый антифриз: он смоет старую ржавчину и всевозможные отложения из застойных зон. Но эти смывы останутся в жидкости, впоследствии они осядут в других местах и могут засорить каналы радиатора и патрубки.

Самый простой способ промывки состоит в том, чтобы залить в систему охлаждения чистую воду (желательно деминерализованную или фильтрованную) и дать двигателю поработать 10-15 минут на холостых оборотах для открытия термостата и циркуляции жидкости по большому кругу системы. Однако очистка системы охлаждения будет проведена значительно эффективнее, если в промывочную воду добавить приблизительно 20% нового антифриза (или 10% концентрата). Это так называемая "мягкая промывка", удаляющая накопившиеся отложения присадок от прежнего антифриза, особенно силикатов, и частично покрывающая металлы присадками нового антифриза.

Добавление в промывочную воду 20% антифриза позволяет также увеличить срок службы новой охлаждающей жидкости. Известно, что в течение первых минут работы, значительное количество присадок уходит из раствора и осаждается на поверхности металлов, в очагах коррозии. Это выражается в уменьшении рН (водородного показателя) жидкости на 1–1,5 единицы. "Мягкая промывка" выполняет функцию, образно говоря, "предварительной грунтовки", после которой у новой жидкости сохраняется больше присадок, а рН остается на прежнем уровне.

Если система охлаждения была сильно загрязнена, о чем можно судить по состоянию слитой промывочной жидкости, то промывку лучше повторить или выполнить её с использованием очистителя системы охлаждения. Специалисты также не рекомендуют заливать холодную жидкость в горячий двигатель, чтобы он не раскололся от резкого теплового расширения, поэтому двигателю надо дать остыть.

Заключение

Выбор антифриза – очень важный момент, так как от него зависит долговечность и надежность работы двигателя. Постарайтесь при этом соблюдать следующие правила:
  • Обязательно соблюдайте указания автопроизводителей касательно спецификаций, используемого типа и интервалов замены антифриза.
  • Используйте антифриз, имеющий допуск от производителя автомобиля, лучше – такой же, как был залит на автозаводе.
  • Если нет возможности выполнить предыдущий пункт, выбирайте антифриз такого же типа, как рекомендованный для вашего автомобиля, но обязательно имеющий допуск от других автомобильных компаний.
  • Не смешивайте антифризы разного типа. В лучшем случае это может привести к разбалансированности пакета присадок антифриза и существенному снижению его свойств, а в худшем случае – к выпадению осадка в виде сгустков, забивающих трубки теплообменников, что значительно затрудняет процесс теплоотдачи. Помните, за возможные последствия смешивания антифризов разного типа ответственность не возьмет ни один производитель.
  • Не ленитесь проверять информацию на этикетке канистры о наличии допусков. Просмотрите руководство по эксплуатации, сервисную книжку, имеющуюся автомобильную документацию, веб-сайты производителя автомобиля и производителя антифриза. Не верьте на слово продавцам магазинов автомобильных запчастей, которые подбирают антифриз по окраске или из соображений "лишь бы не ушел с пустыми руками". Заявления на этикетке канистры или аннотации антифриза о "соответствии требованиям" сразу многих автопроизводителей чаще всего - лишь рекламный трюк.
  • При выборе антифриза рекомендуется отдавать предпочтение крупным и проверенным компаниям, не первый год находящимся на рынке в сегменте охлаждающих жидкостей. Характерной чертой в наше время стало то, что такие компании обязательно имеют веб-сайт, на котором представлен весь ассортимент охлаждающих жидкостей с полным описанием каждого продукта (с указанием типа жидкости, допусков, соответствия требованиям). Также на сайте указывается информация о самой компании и ее контакты, нередко приводится каталог применимости или используется подбор продукта по марке и модели автомобиля.
  • Если при замене слитая охлаждающая жидкость содержит загрязнения или по каким-то причинам осуществляется переход с антифриза одного типа на антифриз другого типа, то в обязательном порядке необходимо выполнить промывку системы охлаждения.

Дмитрий Фельдман
©Легион-Автодата

Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх