Ошибка по датчику - не всегда его замена

20.04.2020

Как проверить проводку и сам датчик доступными средствами
Стоимость датчиков порой сравнима со стоимостью б/у двигателя на разборке. С учетом этого, менять датчик только из-за ошибки по нему - довольно рискованное мероприятие. Как избежать этих рисков - расскажем ниже.

Теоретическая база
Начнем традиционно с общих слов. Вообще, в идеальном мире, где датчики не ломаются, блок управления двигателем мог бы вообще не задумываться об их состоянии, всегда считая их исправными, а их показания - корректными. Увы, мы живем в реальном мире. А где реальность - там много “приземляющих” факторов. Поэтому блок управления не только учитывает показания датчиков, но и контролирует их корректность.

Единственный параметр, которым оперирует блок управления при этом - электрический сигнал, получаемый с датчика. Если сигнал не соответствует критериям, заданным в прошивке блока управления - блок регистрирует соответствующую ошибку. Большинство датчиков имеют три вывода - “землю”, питание +5В и сигнальный вывод, идущий на блок управления. Так, в частности, подключаются датчики положения дроссельной заслонки и педали акселератора. Как правило, на сигнальном выводе блок управления ожидает получать напряжение в диапазоне не строго от нуля до пяти вольт, а с некоторым запасом, например, от 0.5В до 4.5В. Если на входе оказывается сигнал 0В или 5В - блок управления однозначно зарегистрирует ошибку по выходу значения за допустимые пределы.

Ошибки по этим датчикам могут быть вызваны как отказом самого датчика, так и проблемами с проводкой. Принципиально не исключены и проблемы с конкретным входом блока управления, но это более редкая проблема.

Таким образом, если блок управления выдает ошибку по конкретному датчику, в первую очередь необходимо проверить целостность проводки до датчика и наличие питания у датчика. Если с проводкой и питанием датчика все хорошо - желательно проверить и сам датчик, если это возможно. Большинство датчиков в системе управления такую возможность дают.

Также существуют двухвыводные датчики. Например, датчик температуры охлаждающей жидкости часто представляет собой резистор, меняющий сопротивление в зависимости от температуры. На один его вывод подаются постоянные 5 В, а со второго вывода идет сигнал на вход блока управления. Конечно, блок управления не измеряет напряжения, а точно так же “видит” на входе уровень напряжения в определенном диапазоне.

Отдельным абзацем надо сказать о датчике кислорода, так как он отличается от остальных. Сигнал с датчика кислорода - особенный, поэтому вышесказанное к нему неприменимо. При штатной работе системы впрыска сигнал с порогового датчика кислорода переключается с определенной периодичностью, и если время переключения слишком долгое - блок управления регистрирует ошибку P0133 по слишком медленному переключению. Также блок управления контролирует цепь подогрева датчика, и фиксирует обрыв по ней. В этом случае он регистрирует ошибку по обрыву цепи подогрева.

Бывают и другие варианты датчиков, которые имеют свои особенности. Методика их проверки может отличаться, но общий принцип так или иначе останется без изменений - проверка целостности проводки, наличия питания и тест самого датчика.

Практическая часть
Чтобы не быть голословными, рассмотрим вышесказанное на двух примерах. Для этого возьмем автомобиль Mitsubishi Outlander XL с двигателем 6B31 (бензиновый атмосферник объемом 3.0 литра). Из датчиков в легком доступе у него датчик температуры ОЖ, а также датчик кислорода. С ними и будем работать.

Датчик температуры ОЖ
Расположен датчик в корпусе термостата, под воздуховодом, ведущим к воздушному фильтру:

Расположение датчика в термостате
Сначала снимем с него разъем и проверим, что блок управления регистрирует ошибку P0118 по датчику температуры охлаждающей жидкости:

Ошибка P0118 по датчику температуры

Итак, ошибку мы видим. Значит ли это, что надо менять датчик? Конечно, нет, ведь мы сами вызвали ее появление, сняв разъем. Но при реальной диагностике никакой железной уверенности нет. А цель диагностики - как раз достоверно установить причину возникновения проблемы, исключив по возможности всяческие случайности.

Поэтому приступим к проверке. Первое, что следует проверить - целостность проводов, ведущих к блоку управления. Датчик здесь двухвыводной, как описано в теоретической части. Вот его схема подключения:

Схема подключения

Оба вывода датчика подключены к выводам блока управления (номера выводов указаны на схеме).

Снимаем клемму с аккумулятора, после чего отключаем разъем с блока управления и прозваниваем эти два провода от разъема датчика до разъема блока.
Клемму снимать необходимо в первую очередь для того, чтобы не снимать разъем блока управления при поданном на него питании. Вообще, блоки управления делают довольно стойкими к внешним воздействиям - просто исходя из тех условий, в которых им приходится работать. Но тем не менее, это не повод устраивать блоку очередные испытания, подтверждающие его стойкость.

Разъем блока управления
Процесс прозвонки проводов. Результат в виде писка мультиметра на нулевом сопротивлении отобразить фотографией затруднительно.

Что ж теперь можно проверить наличие напряжения +5В на одном из выводов датчика. Для этого надеваем обратно разъем блока управления, подключаем аккумулятор и включаем зажигание. Теперь переводим мультиметр в режим измерения напряжения, одним щупом соединяемся с “землей”, а вторым касаемся вывода на разъеме датчика. Видим напряжение около 4.6 В. Это в допуске, а значит, вывод блока управления работает корректно.

Вывод блока управления работает корректно

Вывод разъема датчика
Процесс проверки напряжения на первом выводе разъема датчика

Теперь остается проверить сам датчик. Существует таблица, отображающая его сопротивление при определенных температурах. Перед тем, как снимать датчик, мы посмотрели значение температуры ОЖ. Оно составило 38°C:

Значение температуры охлаждающей жидкости
Значит, сопротивление должно быть примерно в диапазоне 0.9-1.3 кОм:
Сопротивление должно быть примерно в диапазоне 0.9-1.3 кОм
Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления и щупами подключаемся к выводам датчика. Видим сопротивление чуть выше 1.3 кОм, но и температура ОЖ стала несколько ниже, пока мы экспериментировали. Значит, и эта проверка прошла удачно, датчик исправен.

После проверки датчик исправен
На самом деле, если проверять всё - то надо проверить и сигнальный вход на блоке управления. Самый простой вариант с точки зрения электронщика - найти несколько резисторов сопротивлениями, похожими на указанные в таблице, поочередно подключать их вместо датчика температуры и контролировать температуру в параметрах блока управления. Этот эксперимент мы не проводили, но в целом, и он не является слишком уж сложным.

Датчик кислорода

Самой частой и явной проблемой с лямбда-зондом является вышедший из строя подогрев. Слово “явной” употреблено здесь не случайно. Дело в том, что сам датчик кислорода имеет обыкновение стареть. В частности, это выливается в замедление скорости переключений, а также в ряд других эффектов, которые чаще всего не приводят к регистрации ошибок блоком управления и становятся заметны автовладельцу только когда проблемы датчика становятся больше похожи на клиническую смерть. А вот проблемы с подогревом блок управления “ловит” моментально, и через некоторое время регистрирует ошибку.

Для воспроизведения ошибки мы отключаем разъем датчика кислорода:

Отключение датчика кислорода

Ошибка P0051
Из практики - чаще всего ошибка по подогреву лямбда-зонда действительно говорит о проблемах с подогревом в самом датчике, а значит, датчик подлежит замене. Тем не менее, учитывая стоимость датчика, правильнее не “приговаривать” его по одному только коду ошибки, а предварительно проверить этот диагноз с помощью мультиметра. Тем более, что это очень простая операция. Для этого надо замерить сопротивление между выводами подогрева. Для данного автомобиля оно должно составить 4.5-8.0 Ом.

Для данного автомобиля сопротивление должно составить 4.5-8.0 Ом

В нашем случае сопротивление составило 6.4 Ом, то есть, укладывается в норму. Если бы там был обрыв - приговор бы обжалованию не подлежал, датчик требовал бы замены.

Выводы
Основной вывод остается прежним - любая диагностика упирается в первую очередь не в инструментальные средства, а в понимание принципов работы системы. Зная их, можно найти способ проверить предположение имеющимися средствами. Тем не менее, неправильно было бы игнорировать возможности самодиагностики, предоставляемые блоком управления. А для доступа к ним чаще всего достаточно адаптера ELM327 и программы Motordata OBD.

Видео к статье:

Бочканов Евгений Александрович
© Легион-Автодата

Москва, г. Зеленоград
service-193@mail.ru

Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх