Отображение дефектов дизеля на «Дельфине», часть 2

14.09.2006

Часть2  

 

           Определение выходных параметров ТНВД и настройки форсунок дизельных двигателей связано с необходимостью врезки средств измерений в напорную магистраль топлива. Для этого в комплект «Дельфина» входят  «тройники», подключаемые в разрыв между форсункой и накидной гайкой напорной магистрали. Причем, одновременно могут быть подключены датчик медленно меняющихся давлений серии МД и специальный широкополосный датчик пульсаций давления серии ЛХ. Такая схема обеспечивает высокую точность раздельных измерений численного значения  давления «подпорки» с отображением истинной формы и величины импульса впрыска.

         На рис.1 представлены сигналы датчиков пульсаций, установленных по концам напорного трубопровода. Начало роста давления в трубопроводе хронологически первым зафиксировал ближайший к ТНВД датчик на 514,7 мс. С задержкой примерно  0,8 мс начало расти давление в форсунке (515,5 мс).  В это же время стало падать давление со стороны ТНВД. Прекращение падения давления со стороны ТНВД до определенного уровня и одновременное начало падения давления в форсунке зафиксировано  на 516,6 мс. Между 517,2 мс и  518,3 мс отмечен кратковременный рост с последующим падением давления на форсуночном конце и кратковременное падение с последующим импульсным повышением в течение примерно 2 мс давления на выходе ТНВД и на форсунке. Полученные экспериментальные данные позволяют утверждать, что:

- задержка от команды на впрыск до факта начала ее исполнения  составляет 0,8 мс;

- продолжительность времени впрыска составляет примерно 1,7 мс;

- в завершающей фазе впрыска во время гидроудара, связанного с быстрым закрытием форсунки, имело место кратковременное повторное несанкционированное частичное срабатывание форсунки.

deldi_1.jpg

Для определения  опережения  впрыска достаточно дополнительно измерять   угловое положение коленвала любым из известных способов.

Герметичность системы высокого давления оценим по  динамике расхода топлива при каждом срабатывании  форсунки. Для этого подвергнем

показания датчиков операции интегрирования по времени. Конечно, строго говоря, полученные характеристики не имеют точной линейной связи  с расходом, однако тенденции передаются ими правильно (рис.2). Здесь по вертикали отложен расход в условных единицах, а по горизонтали – время.

deldi_2.jpg

Моменты впрыска отображаются на графике как скачкообразные переходы на более высокий уровень. Относительно продолжительные по времени «горизонтальные» отрезки графика соответствуют паузам между впрысками.

         Нетрудно представить, что  при четкой фиксации положений «открыто» и «закрыто» мы бы имели график в виде четких равномерно поднимающихся горизонтальных полочек (своеобразная «лесенка»). Однако в конкретном случае, особенно  в моменты времени 2,5с и 3,2с, когда должно быть полное запирание форсунки, отчетливо видны наклонные «ступеньки», т.е. явная негерметичность. Причем, судя по высоте наклонной линии, за это  время  в двигатель  влилось практически столько же дополнительного топлива, сколько бывает при  нормальном впрыске. Такие форсунки подлежат выбраковке.

           Для более тщательной проверки расходных характеристик рекомендуется экспериментальная калибровка всего тракта топливоподачи.

             На рис. 3 приведен фрагмент диагностирования дефектно функционирующего дизеля (двигатель «трусит»). Начали с грубой,  но легкодоступной операции выяснения что дефектно: ТНВД или двигатель. Руководствовались следующим. Линии высокого давления являются мощными излучателями ультразвуков. В торцевой части ТНВД  находятся заглушка и 4 напорных штуцера, расположенных симметрично относительно нее. Следовательно, есть все основания ожидать одинаковой ультразвуковой активности на заглушке при выдаче импульсов высокого давления по  каждому из  четырех направлений.

Однако, приставленный к заглушке   ультразвуковой датчик зафиксировал отчетливо видимые различия активности. Причем систематика однозначно связана с периодичностью подачи топлива по данному направлению: картина повторяется через каждые 4 импульса. На этом основании был сделан вывод о необходимости демонтажа именно  ТНВД. Проблема была устранена заменой пружины запорного клапана.

deldi_3.jpg

Дефекты взаимодействующих поверхностей деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно- шатунного механизма (развитие недопустимо больших зазоров, задиры на поверхностях и т.д.) лучше всего проявляются при  больших нагрузках, т.е. на рабочем ходу данного цилиндра. На рис. 4 и 5 показаны  сигналы широкополосных вибродатчиков (2 верхних) и привязки к 1 цилиндру (нижний) при дефектах  5-ой ЦПГ  6-цилиндрового и 5-ого КШМ 8-цилиндрового двигателей соответственно. Дефектные состояния проявляются как самые высокие и относительно продолжительные интервалы виброактивности  во время рабочего хода. Спектральные характеристики вибраций также указывают на детали ЦПГ и КШМ.

deldi_4.jpg

deldi_5.jpg

На рис. 6 показано отображение большого зазора в приводе газораспределительного механизма (ГРМ) выпускного клапана 6 цилиндра. Подобные дефекты сильнее всего проявляются при посадке клапанов (увеличенная скорость при соударении клапана с «тарелью»).  Относительно ЦПГ и КШМ характеризуются более высокими частотами спектра и  коротким временем действия.

Распознаванию медленно развивающихся дефектов конструкции двигателя способствует наличие в «Дельфине» программ цикло-фазового и спектрального анализов. В результате пользователю выдается некоторый перечень возможных дефектов. Однако методология «Дельфина», как известно,  базируется на том, что надежный диагноз можно поставить только после учета показаний и других датчиков. После проведения, в случае необходимости, дополнительных исследований, результаты которых не будут противоречить компьютерным данным, надежность  диагноза становится вполне приемлемой.

deldi_6.jpg

Заметим, что при грубых поломках, например, рычагов привода клапанов, результаты цикло-фазового анализа недостоверны. Их невозможно отнести к какому-нибудь виду дефектов. Данное обстоятельство и является основанием для продолжения исследований другими средствами.

 

       Авторы статьи:        

Анатолий Коновалов

  Олег Лукьяненко





Книги по ремонту автомобилей




Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
FORD Explorer 2002-10 (III, IV)  с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FORD Explorer 2002-10 (III, IV) с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD бесплатно
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD бесплатно
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD бесплатно
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD бесплатно
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами