Переходим на газ?
28.12.2004
Неустанная работа нашего правительства над благосостоянием, увы, заставляет многих автолюбителей задуматься о стоимости содержания своей машины. В частности, расходов на бензин. Поскольку дешевым этот бензин быть не обещает и в будущем, то возникает, отнюдь не оригинальная, идея переоборудовать автомобиль на газ. На этом пути нашего автолюбителя подстерегают различные сложности. Не будем говорить о проблемах с поиском заправочных станций, о том, что власти собираются поднять цены на газ для автомобилей, о том, что снизится вместимость багажника и грузоподъемность автомобиля и т.д. Тем более, что мысль окупить стоимость газового оборудования за один год (при пробеге 20 000 км) многим покажется привлекательной. Поговорим о технической стороне дела.
Купить газовое оборудование реально можно или на Западе или на Востоке. Восток, это будет, скорее всего, Южная Корея. Запад, например Италия. И, поскольку «итальянское» оборудование показалось нам доступнее, решили заказать комплекты оттуда. Заранее нашли энтузиастов на этот эксперимент («Camry» с двигателем 3S-FE и «Mark-II» с двигателем «1J-GE»), которые согласились оплатить это газовое оборудование. Но когда оно пришло, выяснилось, что хоть и Европа, а делать инжекторы для подачи газа они не умеют. Ну, так «специфически», по нашему, они были сделаны. Но раз купили, значит купили, надо устанавливать. Тем более, что инструкция по установке была и даже не плохого качества. На 3S-FE все железо и электронику установили довольно быстро и почти сразу все пошло. «Почти», потому, что пришлось еще и двигатель приводить в «порядок»: заменить ему свечи, зубчатый ремень и т.д. Все это сделали по просьбе хозяина, поскольку тот решил, что у двигателя его машины начинается «новая» жизнь и стоит его порадовать. В итоге двигатель этой машины запускался как обычно, на бензине, а потом, по достижении 1500 оборотов в минуту, специальный электронный блок отключал инжекторы и открывал газ. О чем сигнализировала лампочка на приборной панели. Правда, работу на газе можно было в любой момент прекратить. Достаточно повернуть специальный рычажок на панели и блок управления вновь превратит двигатель в обычный. В общем все довольно замечательно. Снижения мощности владелец газовой Камри не ощутил, впрочем он был довольно пожилым человекам и светофорные гонки, тем более в Уссурийске, его не прельщали. Но через месяц, делая профилактический осмотр, мастера обнаружили некоторое снижение мощности двигателем против первоначального. Вскрыли газовый баллон, а там деформирована приемная сеточка так, что газ почти не поступал. Выправили все это, за одно убрали мусор и вроде дальше все опять пошло нормально. Хозяин машины доволен. Правда, в очередной его приезд на вопрос, ну как ездится на экологически чистом топливе, он сказал, что, дескать, нынче газ плохой и я его отключил. Езжу на бензине. Но вот в конце весны обещали завести хороший газ и вот тогда он снова начнет «отбивать» стоимость своих газовых железок.
С двигателем Марка процесс перевода на газ затянулся. Сначала выяснили, что установить инжектор подачи газа так просто не получится: слишком он габаритный и несуразный. Но с помощью станочного оборудования эту проблему решили. Потом выяснили, что в 42-литровом баллоне (хотя реально в него входило всего 35 литров жидкого газа) для газа полно воды и ржавчины. С помощью дроби, очистителя двигателя и преобразователя ржавчины в течении двух дней и эту проблему решили. Все присланное установили и машина вроде бы и заработала как и обещала инструкция. Но стоило на газе резко надавить на педаль акселератора, как под капотом раздавались хлопки. Причем такие, что разваливался корпус воздушного фильтра и воздуховоды. Различные переделки инжектора для впрыска газа ни к чему не привели. Явно при ускорении не хватало топлива, т.е. газа. В результате, не однократно заменив корпус воздушного фильтра, пришлось вмешиваться в регулировку автомата управления давлением газа. То есть нарушать заводскую настройку с целью поднять давление газа. В итоге машина пошла почти как хотелось. «Почти» потому, что если от Светланской в сопку, до «Проспекта красоты», на бензине, этот Марк достигал 110 км/час, то на газе результат был ниже. Всего 105 км/час. Впрочем, молодой человек, сторонник активной езды, был доволен. Ведь у машины снялись все ограничения. И по скорости и по оборотам. Они-то, может и были, а что толку, инжекторы ведь все равно отключены блоком управления. В результате Марк мог спокойно ставить рекорды по скоростной езде из Владивостока в Уссурийск.
Расход газа, по словам владельца, при езде по городу не увеличился в сравнении с бензином. Как было 13-14 литров бензина по городу (напоминаем, владелец, сторонник активной езды), так и осталось, но только газа. А вот что кардинально изменилось в лучшую сторону, так это состояние двигателя. Выкручиваешь свечи зажигания – они как новые, выкручиваешь датчик кислорода – он блестящий, как только с завода. А моторное масло не темнеет!
Надо ли переходить на газ? Думайте! Установка газового оборудования стоит около 200 долларов (в Москве аналогичная процедура, уже отработанная, стоит 300 долларов), но мастерских, которые имели бы на это лицензию, как бы не наблюдается. Впрочем, появится спрос на эти услуги – мастерские появятся. Сам комплект газового оборудования стоит около 500 долларов, но все можно и сделать самому. Без всякой Италии и Кореи. Достаточно лишь «дружить» с головой и со сварочным и станочным оборудованием. Но получить сертификат на самостоятельно изготовленное «железо», для переоборудования двигателя на газовое топливо, вряд ли удастся так просто. Газ пригодного качества на заправочных станциях, как уже упоминалось, бывает, увы, не регулярно. Да и изобилия самих этих станций для заправки автомобилей газом вроде бы и нет. Власти, не сильно озабоченные экологией, обещают поднять цены на газ, отпускаемый для автомобилей. Емкость багажника уменьшается где-то на треть. Ну, а вес машины увеличивается. Но зато будет экономия на топливе. А если двигатель карбюраторный, экономия будет еще заметней. Думайте!