Первоначальная "посылка" диагностики

10.09.2002

« А нахрена этот сканер нужен?».
А иногда и неправ.
Все зависит от «направленности» той или иной неисправности, от того, откуда у нее «растут ноги».
Поэтому поговорим о том и о другом.
Внимательный читатель этого сайта уже понял, что основная  линия этого  ресурса  – попытка понимания «вглубь» такого вопроса, как «диагностика и ремонт японских автомобилей».
Но в разделе «Практика ремонта – 2»  уже больше  разговоров о «чисто» диагностике, размышлений о ней и «практики ее», если так можно сказать.
…мы уже говорили о том, что Диагностика – краеугольное, основное «действо» любого, даже «механического» ремонта.
И для наглядного подтверждения этих слов - несколько примеров.
Интересен самый последний случай «Diagnosisa», когда из-за неправильно поставленной перед собой задачи ( неправильной изначальной «посылки» ), пришлось потратить пусть и час, но лишнего времени…
Mitsubishi RVR с двигателем 4G63.
Давно знакомый и узнаваемый  уже на ощупь двигатель.
Неисправность : «троит».
Именно в таком состоянии машина и была привезена недавно из Японии.
Где была машина на ремонте (осмотре) : в  мастерской, где основная специализация «механика».
Вывод : всю «механику» там уже проверили, значит, причина в «глубокой электронике».
И начинаются поиски с «техническими изысками».
Тем более, что двигатель немного особенный, как такового распределителя зажигания нет, а есть датчики числа оборотов.
Из-за неисправности одного, например, может не быть искры на двух цилиндрах.
Ан нет...есть искра!
И сами датчики исправны.
И самодиагностика «показывает», что все вполне нормально и жизнеспособно.
Ладно, описывать все детально нет смысла, все уже знают, как проводятся такие поиски неисправности, скажу только, что  то, что надо было бы проверить в первую очередь – компрессию, проверилось в самом конце.
Да, компрессия. Около двух килограмм в одном из цилиндров.
В дальнейшем выяснилось, что там просто-напросто «прогорел» клапан.
А сколько поисков, сколько «убитого» времени!
Сколько «умных» первоначальных мыслей!
Какие слова услышаны от клиента!
«В той мастерской мне сказали, что причина в глубокой электронике…».
Нет, это не я такой «умный и гениальный», что в конце концов  "хватило ума заглянуть" туда, куда надо было бы заглянуть в самую первую очередь, а просто в той мастерской был предпраздничный день и, скорее всего, кому-то из мастеров просто-напросто было лень открутить 7 болтиков, что бы добраться до свечей зажигания и проверить компрессию.
Или нормального компрессометра не было.
А проверка при помощи «пальца в свечном канале» - не всегда точна и определенна.
То есть, первоначальная посылка : «в той мастерской уже всю  «механику» проверили» оказалась неверна.
Сколько раз уже говорилось себе об этом!
Говорилось о том, что всегда надо бы помнить Золотые слова 
"товарища Мюллера" : "Никому верить нельзя...".
 
Да, от того, насколько правильно, насколько верно  проведена первоначальная диагностика, выставлен первоначальный диагноз «больному»  зависит и все остальное, весь остальной ремонт, его «направленность».
Если Диагностика проведена на «от…сь» ( а что вы подумали? Интересно…), то и все остальное будет выполнено в таком же ключе.
Напрасно будут  потрачены и Средства и Время.
Средства -  Клиента.
Время – свое, которое Клиент напрасно оплатит.
Я правильно говорю, как вы считаете?
В принципе, это даже и не я говорю, а предыдущие Опыт и Практика, не всегда бывшие «сладкими», а почему-то с острыми углами и подзатыльниками…
…да, в вышеприведенном примере сканер не помог и несколько «дисквалифицировал» себя, потому что «не показал» неисправность ( до сих пор не могу понять, по какой такой причине «некоторые товарищи» считают, что «сканер ДОЛЖЕН показать ЛЮБУЮ неисправность», а если не показал – грош ему цена?!).
Но такая уж неисправность!
А вот в другом случае сканер помог и, надо сказать, без сканера пришлось бы туговато…
Nissan с двигателем SR20.
Такие в ремонт берут неохотно – редкий, конструкция не слишком «узнаваемая», как таковых «наработок» по нему у всех маловато.
Причина неисправности интересная : самодиагностика показывает неисправность MAF-sensor и датчика детонации.
Но и то, и другое клиентом уже менялось. И не один раз. Ставилось и с «разборки», и с «рабочей» машины. А потом даже и в Японии заказалось, потому что : «шоб наверняка!».
Не помогло.
Машина довольно непонятно вела себя как на ХХ, так и на переходных режимах : то работала, то могла заглохнуть, то обороты у нее «взлетали выше крыши». И так далее, и тому подобное.
Бред, одним словом…
И что же «показал и сказал» сканер?
А интересное!
При просмотре Data Stream на дисплее  «нарисовалась» например, скорость автомобиля – 180 км.час.
А машина стояла в боксе. Не двигаясь, естественно. Работая на ХХ.
А потом, самостоятельно, скорость упала до нуля и тут же «взлетела» еще выше – почти 300 км.час.
Интересно?
Далее еще интереснее :
Показания MAF сначала были 1.18v, а потом так же самостоятельно стали 5.2v.
И снова вернулись.
Датчик температуры тоже «жил своей жизнью» : на полностью прогретой машине он сначала показал +80 градусов, а потом  мгновенно «замерз» и стал показывать минус 20 градусов!
И такие вот полностью БРЕДОВЫЕ данные были практически на каждой строчке дисплея.
Ну и что, какой вывод напрашивается?
Правильно, вывод один : «Где-то нет «массы».
То есть, она есть, но плохая. Или окислена, или просто  «болтается».
Что и оказалось на самом деле.
Пока что не могу предположить, каким другим способом можно было бы «вычислить» эту неисправность, как не при помощи сканера.
Самодиагностика при помощи «скрепки канцелярской» ?
Да, показала «неисправность» MAF / Knock, что «не есть правда».
То есть, в этом случае «направленность» первоначальной «посылки» оказалась верной.
А есть еще и такие неисправности, которые определяются «влет».
Но только в том случае, когда у Диагноста есть Опыт и Слух.
И не надо при этом «разводить» балаган про «глубокую электронику», не надо с умным видом подключать сканер, закатывать глаза и поджимать губы… надо просто «послушать двигатель».
Простой пример : рядом с нашей мастерской располагается мастерская Вадима, хорошего специалиста «по механике».
Как-то стояли мы с ним около нашей мастерской и подъехала машина Toyota – Exiv, даже не подъехала, а «додергалась».
Что случилось?
Да вот, говорит клиент, недавно меняли ремень, а после этого машина стала как-то «не так» ездить.
Мы переглянулись : «первоначальная «посылка» есть»…
А когда просто «прослушали» двигатель при работе на ХХ, то Вадим вполне уверенно заявил :
-        вы мой клиент!
 
Через три часа оказалось, что первоначальное предположение оказалось верным «на все 100» - «перескок» ремня на 1 зуб.
Это – ГЕНИАЛЬНОСТЬ?
Нет, это просто «наработки», просто «опыт» и только.
И ничего гениального или сверхестественного здесь нет.
...и если раньше, читая на сайтах такие слова, что :
"Диагностика  "на слух или на нюх" - это не диагностика, "настоящая" диагностика возможна только при помощи приборов",-
читая такие слова я ПОЛНОСТЬЮ ВЕРИЛ  в них и кивал головой, то сейчас точка зрения несколько изменилась, сейчас я говорю, что :
" Диагностика возможна только при наличи ГОЛОВЫ, которая и даст первоначальную "посылку" рукам - что им делать, что крутить, или ничего не крутить".
 
Да, от первоначальной «посылки» при проведении диагностики зависит многое.
Как Время, так и Деньги.
наверх