Почему ломается Prius?

26.01.2009

До сих пор в России многие автовладельцы с большим недоверием относятся к автомобилю под названием TOYOTA PRIUS.

Они наслышаны о нем и, как обычно, запоминают только плохое: «А что будешь делать, когда сядет батарейка?», «Сплошная электроника», «Часто ломается», «На морозе не заводится», «Негде обслужить» и так далее и тому подобное…

Ничего удивительного, такой уж у нас, русских, менталитет.

«Нам бы чего попроще»…

Купите тогда велосипед.

А на Западе эти автомобили под названием «гибриды», уже давно и прочно завоевали заслуженную популярность.

Зададим и повторим вопрос, волнующий многих:

«PRIUS часто ломается»?

И сами же ответим, честно и справедливо:

«Да, часто».

Но только в том случае, если к этому автомобилю относятся как к «Жигулям».

В подавляющем большинстве случаев TOYOTA PRIUS (да и вообще «гибриды») выходят из строя по причине «человеческого фактора», то есть, из-за того, что владелец PRIUS относится к своему автомобилю откровенно наплевательски и не выполняет даже элементарных условий эксплуатации. Или другая крайность – желает обязательно что-то усовершенствовать.

Например, как на «Жигулях», решает «поэкономить» и «еще поездить на старом масле». Или просто не знает, что его надо менять. Самое распространенное мнение: «а зачем менять, ведь там даже щупа нет для проверки масла. Значит оно там вообще не меняется!»

А что получается из-за такой, казалось бы, «мелочи», читайте далее…

Как Вы знаете, этот автомобиль устроен «немного» сложнее, чем «обычная иномарка», и «намного сложнее», чем «Жигули». Вот его принципиальная схема:

Обратите внимание на обозначения MG1 и MG2 – об этом и будем говорить. Это так называемые «мотор-генераторы», каждый из которых имеет свое особое предназначение.

MG1 используется, в основном, в режиме генератора для зарядки аккумулятора и запуска двигателя в роли стартера в режиме мотора.

MG2 используется как основная «тяговая» сила в режиме мотора. Он может приводить в движение автомобиль автономно, а может работать вместе с ДВС. А в режиме генератора – это пополнение заряда высоковольтной батареи (ВВБ).


Наглядно посмотреть расположение MG1 и MG2 можно на следующем рисунке:

Обратим внимание, что внизу под MG2 располагается картер. То есть, этот мотор-генератор «омывается» специальным маслом для охлаждения. Надо сказать, что у PRIUS в 10 кузове MG2 работает без попадания масла на обмотки. Т.е. масла в коробке приблизительно на 1 литр меньше.

Это сделали потому, что повысили мощность MG2 и были опасения его перегрева.

Но опасность поджидала совершенно в другом месте.

На фото слева вы видите мотор-генератор MG2. Так он должен выглядеть в «рабочем» состоянии. Производители этого автомобиля, хотя и заложили в его узлы и агрегаты определенный запас надежности, но совершенно не учли т.н. «человеческий фактор», они даже и подумать не могли, что владелец такого автомобиля может нарушать периодичность технического обслуживания и, например, долгое время не менять масло или заливать некачественное (которое, типа, «подешевше»).

Что может произойти из-за этого – см. на фото ниже:

Давайте внимательно посмотрим на «следствие человеческого фактора»:

Это сгоревшая обмотка мотор-генератора MG2.

Причина элементарная: «несвоевременная замена масла». То есть, «непрохождение очередного технического обслуживания». Вы спросите: «А при чем здесь масло и сгоревшая обмотка»?

Самая прямая причина, слушайте:

Как уже говорилось выше, на Prius в 11-м кузове Производитель повысил мощность мотор-генератора MG2 и, опасаясь его перегрева, решил производить дополнительное охлаждение MG2 за счет «масляной ванночки».

То есть, мотор-генератор MG2 в корпусе располагается таким образом, что приблизительно половина его постоянно находится в масле. Это специальный масляный контур, где масло постоянно циркулирует и охлаждает мотор- генератор, и одновременно смазывает и так же охлаждает детали Hybrid Transaxle:

Если масло менять регулярно, то все будет нормально.

Но если превысить сроки эксплуатации масла, то может произойти следующее:

- в масле, во время работы, в результате работы механических деталей, появляется металлическая стружка. Она токопроводимая. Образуется «смесь» масла и стружки. В результате постоянного движения масла, а точнее, этой «смеси», происходит постепенное «вымывание» лака с поверхности обмоток MG2, и через какое-то время происходит обыкновенное межвитковое «замыкание» обмоток.

Но это процесс долгий. А есть более страшное оружие у MG2 – «катапульта». Рассмотрим подробнее: в роли ротора у MG2 – постоянный очень сильный магнит. Из смеси масла со стружкой он «вылавливает» кусочки стружки, т.е. попросту примагничивает к себе. До определенных оборотов MG2 эти кусочки «кружатся» вместе с ротором. Но по законам физики при достижении MG2 больших оборотов, он «выстреливает», как из катапульты эти кусочки. И они с огромной силой «бомбардируют» защищенную тонким слоем лака обмотку. Долго - ли выдержит обмотка такую бомбардировку? После этого владелец едет на замену MG2. А деталь эта очень и очень не дешевая даже б/у. А новая сопоставима с половиной стоимости самого автомобиля.

И последнее.

В одной короткой статье совершенно невозможно рассказать обо всём по данному вопросу: «Почему ломается Prius». Да и задачи такой не ставилось. Рассказывать о той или иной проблеме будем по мере времени.

Спасибо.

Информация предоставлена
Ветёлкиным Михаилом Юрьевичем

«Мастерская по ремонту гибридных автомобилей»
г. Москва
8 909 663 9920

В работе над статьей принимал участие
Гордеев Сергей Николаевич (FERMER)

Описание процедур ремонта, диагностики и обслуживания автомобиля
Toyota PRIUS Вы можете найти в книге
"Toyota PRIUS 2003-09 с бензиновым двигателем 1NZ-FXE(1,5) "
по адресу : http://autodata.ru/catalog/toyota_prius/

Обсуждение статьи на нашем Форуме по адресу: http://forum.autodata.ru/7/11571/