Программатор в ремонте автомобиля

03.04.2008

Современные автомобили всё больше и больше становятся похожими на средний по размерам офис на колесах, со своими кабинетами, ответственными за определённую задачу и объединенных локальной сетью для координации работы. Задачи, возложенные производителем на электронные блоки управления, становятся сложнее. Требования к скорости и стабильности работы возрастают, что в свою очередь ведёт к усложнению схемотехники, применению более современных компонентов. Программное обеспечение претерпело большие изменения. Если раньше блок обслуживал одну систему, то теперь, в современном автомобиле, практически каждый блок объединен с остальными в одну или несколько сетей, связанных межсетевым шлюзом, и обрабатывает данные не только от своих датчиков, но и те, которые получает по сети от других блоков, с которыми он связан для более гибкого решения определённой задачи.
Усложнение элементарной базы и конструкции электронных блоков, так или иначе, сказывается на надёжности их работы. Причём заметно растёт число отказов, относящихся к «программным сбоям». Этому только способствует «наш менталитет» эксплуатации, «прикурка от пускозарядного», незатянутые клеммы АКБ, плавная посадка АКБ, попытки запустить авто с разряженной батареей и т.д.
Если на автомобилях начала 90-х, в большинстве случаев, это всё сходило владельцам с рук, то современный автомобиль может и не простить таких издевательств…
Мой наставник однажды выразился так – «Современный автомобиль сродни живому существу – сердце, запущенное однажды на заводе, при полном отключении, снова может и не заработать».
Откуда же такие проблемы?
Вот мои личные соображения и анализ информации найденной в сети.
На истину ни в коем случае не претендую..
Схемотехника блоков управления 90-х годов предусматривала хранение программы блока в ультрафиолетово-стираемых ПЗУ или масочном РОМ микроконтроллера.
То есть информацию сам контроллер изменить не может даже при всём своём желании …
Масочный процессор хранит свою программу, до полного выхода из строя по какой- либо причине…
Память ЕЕПРОМ (EEPROM) – то есть пользовательские данные, информация о проведённых адаптациях, коррекциях, кодировках, привязках к каким либо определённым входным данным (к примеру, синхронизации блоков, ID транспондеров в системах иммобилайзеров), всё то, что на каждом экземпляре авто будет индивидуально и может быть изменено в процессе эксплуатации, но должно быть энергонезависимым (не факт, что именно всё, на многих коррекции при отключении АКБ очищаются).
Память ФЛЕШ (FLASH) 
Производители в последнее время отдают предпочтение именно ей, в виду возможности более гибкого её использования.
Преимущество её в том, что микроконтроллер может изменить её данные (перезаписать). То есть открывается возможность изготовления блоков, конструктивно подходящих для многих моделей авто определённой группы, но программно отличающихся. И если ранее с применением масочного микроконтроллера или ПЗУ нужно было заказывать изготовление определённой партии комплектующих под каждую модель блока, то сейчас имеется возможность «прошивать» программу в блок непосредственно с диагностического оборудования уже на выходе авто с конвейера, а так же иметь возможность сменить программу в блоке, при обнаружении каких либо недостатков, не учтённых ранее, без замены самого блока.
Но обратная сторона медали – более низкая надёжность. 
Есть вероятность потери данных при проблемах в бортовой электросети автомобиля.
Сами физические процессы, при которых происходит потеря данных, мне досконально не знакомы, но на просторах сети неоднократно попадались версии – «при снижении напряжения питания микроконтроллера до предела его нормального функционирования, есть вероятность сбоев, перескакивания с инструкции на инструкцию, и как следствие записи случайных данных в ЕЕПРОМ или ФЛЕШ».
Исходные данные естественно будут утеряны, и работоспособность блока будет нарушена. Сети передачи данных в современном авто довольно надёжны, но и от нарушений в их работе никто не застрахован. Некоторые блоки в авто могут быть связанны динамически меняющимся кодом , в системах иммобилайзера как правило , и при нарушении связи между блоками, даже кратковременно , в момент обмена данными , может привести к рассогласованию блоков и , как следствие, авто перестаёт запускаться родным ключём.
В блоках начала 90-х годов выпуска используются ультрафиолетово-стираемые ПЗУ для хранения программы блока. Их срок службы заявлен Производителем около 10 лет. Многие ПЗУ выходят из строя от своей старости и блок перестаёт функционировать. 
Владельцы современных автомобилей, находясь в регионах, далёких от дилерских станций и крупных СТО, располагающих необходимым оборудованием и возможностями в разумные сроки и за приемлемую стоимость заказать, заменить и закодировать блок для автомобиля, - они оказываются в затруднительном положении.
Хотя, для восстановления работоспособности порой бывает достаточно поменять значение всего лишь 1 байта информации.
Остаётся только один вариант – работа с программой или данными блока непосредственно на «физическом уровне», то есть программатором.
Это устройство позволяет изменять данные в самих носителях информации – микросхемах УФПЗУ, ЕЕПРОМ, ФЛЕШ, а так же внутренних областей памяти микроконтроллеров. 
Описывать разновидности и возможности существующих программаторов в этой статье я не буду, так как их довольно много и каждый имеет свои плюсы и минусы.
Остановлюсь на кратком описании комплекса «OMEGA».
Данным комплексом можно читать и программировать параллельные (ПЗУ, ФЛЕШ), последовательные (ЕЕПРОМ), микроконтроллеры MOTOROLA и TEXAS INSTRUMENTS.
Конструкция комплекса – блочная. За основу взят базовый блок , дополняемый модулями и адаптерами под конкретную задачу. Многообразие разновидностей корпусов электронных компонентов не располагает к полной универсальности, но каждый из компонентов или их группа , работа с которыми заявлена разработчиком, оснащается своим адаптером или описанием для внутрисхемной работы. 
Кстати о внутрисхемном программировании.
Комплекс позволяет работать со многими компонентами не выпаивая их из устройства.
К ним относятся ЕЕПРОМ и микроконтроллеры. 
Конечно не 100% любой контроллер или ЕЕПРОМ могут быть прочитаны внутрисхемно, в некоторых случаях это может не позволить конструкция устройства , но разработчик постарался как можно более упростить данную задачу.. 
Это очень кстати ,если микроконтроллер имеет около 100 «ног» с мелким шагом или доступ для демонтажа затруднён. Порой разборка и сборка устройства не проходят без последствий.
Протоколы чтения /записи микросхем у разных серий и производителей различаются, встречаются узкоспециализированные микросхемы, которые кроме как в авто, не встретишь нигде. Радует наличие модулей для таких случаев, когда любой другой серийный программатор расписывается в бессилии. На некоторых микроконтроллерах встречается защита от чтения, установленная производителем, чтобы помешать прочитать содержимое внутренних областей памяти. Заявлен и реально работает обход такой защиты, если возникает необходимость работы с таким микроконтроллером.
Из дополнительных модулей не могу не отметить логический анализатор/генератор и частотомер.

 

ClipBoard-1.jpg

Окно программатора с дампом памяти микросхемы ЕЕПРОМ 93С66.

ClipBoard-2.jpg
Окно программатора с дампом памяти ROM микроконтроллера MOTOROLA

В умелых руках, логический анализатор один из мощнейших инструментов для изучения работы электронных устройств. Со встроенными декодерами протоколов этот инструмент становиться гораздо приветливее и пользователь избавляется от необходимости «ковыряния» в нулях и еденицах записанного лога. Информация выдаётся в удобно воспринимаемом виде. 



ClipBoard-3.jpg

 

ClipBoard-4.jpg

Логический анализатор с открытым окном декодера и различными представлениями одних и тех же данных.

В данном примере, в анализе записанного лога обмена микроконтроллера и ЕЕПРОМ мы видим, к каким ячейкам памяти обращался микроконтроллер, и какие изменения он внёс в содержимое. Появляется реальная возможность посмотреть на работающем устройстве, какие из ячеек читаются (или пишутся) в процессе выполнения каких-либо действий.
Работа с данным прибором подразумевает уровень знаний современной микропроцессорной техники и опыта работы с ней. Всего знать и понимать невозможно, поэтому форуму поддержки уделено особое внимание. 
Сайт разработчика и форум http://www.cnc-lab.com/

Автор статьи: 
Бочковский Алексей Иванович
СОЮЗ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИАГНОСТОВ



Книги по ремонту автомобилей




Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Almera G15 с 2013 с бензиновым двигателем K4M(1,6 л). Ремонт. Эксплуатация. Техобслуживание
Nissan Almera G15 с 2013 с бензиновым двигателем K4M(1,6 л). Ремонт. Эксплуатация. Техобслуживание
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами