Разговор с Диагностом из Великобритании (Фрэнк Масси)
25.06.2007
Фрэнк Масси - личность известная не только в Великобритании, но и в России, куда он регулярно приезжает читать лекции по вопросам Диагностики и ремонта автомобилей (см. Примечание).
Frank Massey
Ведущие мировые производители диагностического оборудования и информационного обеспечения регулярно предоставляют ему новые образцы своей продукции для испытаний и тестирования.
На этот раз Фрэнк приехал в Россию по приглашению известной российской фирмы "Соната-Трейдинг" для проведения семинара: "Общее описание систем Common Rail Diesel" (см. Примечание).
Нам удалось с ним встретиться и переговорить по многим вопросам.
Интересовало разное, в том числе и такой наивный вопрос: "как в Великобритании "становятся" Диагностами"?
Как у нас, по "велению души" или по-другому?
Оказывается, в Великобритании существуют специальные автомобильные колледжи, срок обучения в которых составляет три года.
После их окончания, человек получает право заниматься вопросами ремонта автомобилей по той тематике, по которой он "защитился" в колледже. Однако надо отметить, что там нет специально выделенной программы "Диагност", а есть направления, связанные с "электрикой" и "механикой".
Но так как любые знания устаревают, то существуют курсы подготовки и переподготовки автомобильных специалистов.
А также есть возможность пройти добровольную сертификацию, то есть, сдать экзамен.
Кстати, Фрэнк не так давно уже сдал такие экзамены и получил сертификат под №1.
Поздравляем.
Эти экзамены проводятся на платной основе, их стоимость составляет около $600. Основная часть денег, вырученная таким образом, идет на дальнейшее развитие и совершенствование этой системы тестирования.
Да, пока эта система добровольная, но наверное, только "пока", потому что в Великобритании (и не только) давно уже поняли, что "мало выпустить автомобиль и продать его, надо еще подготовить квалифицированных специалистов, которые смогут его обслуживать таким образом, что бы аварийность на дорогах не возрастала".
Приблизительно так.
Здесь можно спросить: "А как же дилеры"? Они же "плотно" занимаются Диагностикой и ремонтом автомобилей?
Ответ короткий и простой: "А что - "дилеры"?
Скажите мне, какие ещё "дилеры" будут заниматься "головняковыми" машинами и искать неисправности сутки напролёт?
Не будут они ими заниматься. И не занимаются. Делают только то, что написано в "дилерских мануалах".
Конечно, есть "редкие исключения", но это только "исключения".
Вот почему основная масса автовладельцев в России ищет и находит "своего" мастера, своего Диагноста, того человека, которому можно безбоязненно отдать автомобиль для Диагностики и ремонта.
Экзамены
Как они проходят и как организованы.
Такие экзамены можно назвать "измерением Знаний" и состоят они из двух этапов.
Сначала человек, который хочет получить сертификат, должен самостоятельно определить свой уровень Знаний. Для этого в Интернете есть специальный сайт, где в течении часа испытуемый должен ответить на множество вопросов, непосредственно связанные с Диагностикой и ремонтом автомобилей.
После этого "машина" выставляет ему оценку и определяет его "уровень", то есть, на что он может претендовать в зависимости от имеющихся знаний. По результатам тестирования человеку разрешается сдать экзамен (подтвердить квалификацию).
Экзамены Фрэнка Масси
Расскажем только о первых трех вопросах, на которые отвечал Фрэнк. Релаьно их было гораздо больше.
Первый вопрос был достаточно сложным. Но не только из-за своего содержания – надо было рассказать об устройстве, работе и возможных неисправностях MAF-sensor.
Особая сложность вопроса заключалась в том, что эту тематику надо было рассказать не экзаменационной комиссии, а другому человеку - произвольно выбранному из технического колледжа человеку.
«Зачёт» ставился только в том случае, если «ученик» мог самостоятельно после таких объяснений найти и устранить неисправность по теме «MAF-sensor».
«Неисправность системы ABS» - другой вопрос.
Неисправность заключалась в том, что комиссией была создана такая неисправность: в цепь колесного датчика скорости встроена микросборка практически невидимая человечекому глазу (такое возможно при современных технологиях).
Неисправность получалась «плавающая»: временами цепь датчика была «разорвана», временами контакт восстанавливался наполовину и сигнал от датчика был, но не «штатный».
Вроде бы «простейшая» неисправность…
Как обычно поступают в большинстве мастерских в подобном случае?
«Втыкают» сканер, «читают» неисправность и объявляют «приговор» Клиенту: «неисправен датчик скорости, его надо обязательно менять».
Здесь комиссия смотрела на методологию поиска неисправности.
Обязательно учитывала способность испытуемого мыслить логически, умение анализировать и делать правильные выводы из анализа.
Та методика поиска и определения неисправности, которую использовал Фрэнк, называется «классической». В большинстве русских автосервисов её не используют – то ли времени не хватает, то ли Знаний и Опыта.
На страницах нашего Интернет-ресурса мы давно ведём разговор об этом и говорим, что
«Сканер является только приложением к голове Диагноста».
Одного сканера для «правильного» Диагноста – исключительно мало.
И искать, определять неисправность при помощи одного только сканера – это "не совсем правильно» в наше время (см. Примечание).
Что делал Фрэнк:
- определил неисправность при помощи сканера
- поднял машину на подъемнике, снял колесо и «добрался» до нужных ему электрических цепей
- при помощи мультиметра провёл измерения по напряжению и сопротивлению
- при помощи осцилографа провел измерения сигналов
- собрал воедино все известные данные о неисправности и проанализировал их
- сделал вывод
- нашел неисправность и кроме того, показал комиссии на то место, где по его предположениям была «врезка» для имитации неисправности.
Третий вопрос был по системе пассивной безопасности – системе Air Bag (неисправность находилась в рулевой колонке).
Оценка «зачет» ставилась при выполнении двух основных условий: соблюдение мер безопасности и устранение неисправности. Что надо было сделать обязательно:
- одеть на глаза защитные очки
- проверить положение ключа зажигания
- отсоеденить «минусовую» клемму АКБ
- подождать определенное количество секунд
- выбрать правильное местонахождение при устранении неисправности – НЕ перед рулевой колонкой, а обязательно в стороне от неё
И только после этого приступать к поиску и устранению неисправности.
"Что нужно Диагносту"?
В последнее время среди людей, которые занимаются Диагностикой и ремонтом автомобилей, стало распространяться такое "убеждение": "У меня на компьютере есть Mitchell, значит, печатные издания мне не нужны".
Именно этот вопрос мы задали Фрэнку и вот что он ответил (на снимке справа):
- Это невероятное заблуждение! Автомобильная промышленность сейчас в самом "расцвете сил", появление новых технологий "провоцирует" развитие и создание новых автомобильных систем.
Именно книги, которые можно положить на стол, электросхемы, принципиальные схемы - именно они могут помочь Диагносту разобраться в той или иной проблеме. "Идеально", конечно, иметь и то, и другое - информация на компьютере и информация в книгах.
"Надо развиваться"
Надо полагать, что Фрэнк Масси был удивлен тем фактом, что в России до сих пор нет такой профессиональной организации, которая бы объединяла людей, конкретно занимающихся вопросами Диагностики и ремонта автомобилей.
- Такая организация нужна,- говорил он,- что бы объеденить профессионалов. Объеденить и совместными усилиями заняться повышением своей квалификации и качества оказываемых услуг.
Другой вопрос - вопрос квалификации.
Техника развивается, появляются всё более новые системы и если подходить к ним с мерками десятилетней давности - отремонтировать не получится. А тем более - правильно продиагностировать автомобиль, например, имеющий CAN - шину.
Надо учиться.
Надо повышать свой уровень знаний.
И делать это постоянно, направленно и целеустремлённо.
Можно это делать самостоятельно, но гораздо больший эффект будет в том случае, когда есть с кем посоветоваться, поделиться своими проблемами, обсудить определенные технические вопросы.
Здесь Фрэнк имел в виду общение в Интернете на технических Форумах.
У него самого есть такой Форум, куда может попасть любой желающий.
И там "не гнушаются" выслушать новичка или "просто водителя" и ответить на его, пусть и наивный для срециалистов, но вопрос.
Ответить в пределах своих знаний или просто что-то посоветовать.
Даже "крутые" специалисты всегда стараются отвечать новичкам.
И смысл этого простой: если у Форума есть посещаемость, то ответ прочитает не один или два человека, а сотни и тысячи.
И создадут своё мнение.
И возьмут на заметку этого "спеца", что бы потом, когда потребуется, обратиться именно к нему.
Учиться надо всем и постоянно.
Даже тем, кто считает, что "поймал Бога за бороду" и знает в вопросах Диагностики всё и полностью.
Такого не бывает.
Оказывается, в Великобритании, так же как и в России есть люди, которые "застыли" в своем развитии, остановились на уровне "Гениев авторемонта 90-х годов".
Эти люди живут старым багажом Знаний, пока ещё могут "что-то" отремонтировать, но на былой славе далеко не уехать и в скором времени их место займут молодые специалисты, напористые и целеустремлённые.
Так считает Фрэнк и не только так считает - он сам постоянно учится и совершенствует свой уровень Знаний.
Вот коротко о нашей встрече. И напоследок снимок на память:
Слева - направо:
Богдан Владимирович, Генеральный директор Издательства "Легион-Автодата"
Фрэнк Масси, Диагност, Великобритания
Автор данной статьи,-
Примечание
1. Почему слово «Диагностика» пишется с Большой буквы?
Это Уважение, это выделение и подчеркивание той профессии, которой пока ещё нет в Государственном перечне, но без которой никакой автосервис не будет существовать эффективно. Вы сами знаете, что прежде чем «что-то» отремонтировать, надо это «что-то» найти. И это сможет сделать только автомобильный Диагност, обладающий своими специфическими Знаниями, умеющий анализировать проблемы и логически мыслить. Всему этому надо учиться самостоятельно, потому что нет в России такого учебного заведения. А проблема Диагностики есть.
И Проблема эта в том, что сейчас "развелось" большое количество автосервисов и людей, которые стараются "сорвать бабки" на этом вопросе, не обладая достаточными Знаниями и Опытом. И нашим Клиентам не всегда удается с первого раза "попасть в яблочко" - попасть к действительно знающему и думающему Диагносту, которые сможет решить все назревшие проблемы.
2. В статье написано: "«Сканер является только приложением к голове Диагноста».
Одного сканера для «правильного» Диагноста исключительно мало. И искать и определять неисправность при помощи одного только сканера – это "не совсем правильно» в наше время"- всё правильно, и как тут не вспомнить Диагноста острова Сахалин Марка Николаевича Фиалковского, который еще в середине 90-х годов прошлого столетия говорил, учил и вдалбливал, что "при диагностике нельзя обойтись без осцилографа, мультиметра и других приспособлений, помогающих определить глубину проблему и решить её". Его правота особенно ясной становится сейчас, потому что "Большое видится на расстоянии"...
3. Компания ООО "ТД "Соната Трейдинг М" представляет диагностическое оборудование из Республики Корея. Carman Scan - профессиональный сканер-мотортестер для японских, корейских и немецких автомобилей. Работает с протоколами OBD-1, OBD-2 и Euro-OBD.
Владимир Петрович