Способы проверки системы зажигания
10.02.2002
Представляем Вашему вниманию очередную статью автоМастера КОКОРЕВА В.В :
Все мы знаем, что для того, чтобы проверить систему зажигания (искрообразование) нужно:
- 1) посмотреть на наличие искры на свечах;
- 2) убедиться в мощности искры (это можно определить расстоянием, которое пробивает искра на воздухе, не менее 8 мм, можно также использовать мотор-тестер и по типичным осциллограммам определять то же самое);
- 3) если искра где-то «теряется», то смотрим высоковольтные провода на обрыв или пробой, высоковольтный распределитель зажигания (бегунок, центральный графитовый электрод, выходные электроды), катушку(ки) зажигания, усилитель зажигания.
- Как нам это все удобнее проверить?
- 1. Мотор-тестером. Быстро, удобно, особенно, когда признаки явные а если возможнсти мотор-тестера не позволяют однозначно определиться (ха, бывает и такое)?...
- 2. Вручную, полагаясь на опыт, знания, чутье ...
- 3. Существуют такие вещи, как модули зажигания (например у SAAB 9000 эдакая плита с вмонтированными в нее усилителями и катушками зажигания), а также так называемые двухискровые катушки зажигания, возможностью проверки которых так гордятся в своих рекламах производители мотор-тестеров…
- На основе опыта у меня разработана вот такая методика.
- Мне приходится работать в автосервисе, где многое поставлено на поток, вот и приходится как-то систематизировать иногда глубоко индивидуальные проверки. Все мы знаем прибор для проверки свечей - эта
- штука есть у всех. Он позволяет проверить, способна ли свеча «держать искру» под давлением - чувствуете обобщение? Так вот, если вставить контрольную, заведомо исправную свечу и подключать к ней по очереди
- проверяемые выходные элементы зажигания прямо на автомобиле (высоковольтные провода или катушки зажигания)
- и покрутить стартер, то таким образом мы можем определить мощность искрообразования под давлением на каждом
- цилиндре.
- В природе существуют высоковольтные разрядники для таких случаев. Однако вся прелесть описанного способа заключается в его простоте и информативности. Например, если износился центральный графитовый электрод, пробивает или износился бегунок, дефекты в крышке высоковольтного распределителя, обрыв или пробой высоковольтных проводов - это сразу видно по мощности искры до и после высоковольтного распределителя. Причем становится видна степень влияния дефектов (при каком давлении и где пропадает искра, примерно как это может повлиять на работу двигателя - холодный запуск, резкие ускорения и т.п.).
- А как проверить модули зажигания или двухискровые катушки? Очень просто - вставляем в остальные подсвечники свечи, создаем им надежный контакт с массой (или просто заземляем остальные подсвечники), кроме контролируемого и крутим стартер, далее все по очереди. Не стоит беспокоиться за какое-то там перераспределение высоковольтной энергии при проверке таким способом, влияние это мне так и не удалось ощутить.
- Все так просто, ясно и наглядно. Сколько катушек, проводов, дефектов распределителей таким образом вычислено в нашем сервисе - мнооого! Есть у нас в сервисе мотор-тестер, но только я до сих пор больше доверяю такому способу.
- В заключение: следует соблюдать такие условия:
- Необходимо надежно соединять прибор с массой автомобиля отдельным проводом, чтобы не получить "приятные ощущения".
- Нормальная катушка зажигания способна выдавать искру чтобы она держала мощность под давлением до 20 бар (атмосфер), а то и выше - я проверяю искру чтобы она держала мощность под давлением выше 16 бар (атмосфер), свечи для инжекторных двигателей проверяю до давления 14...15 бар (величина субъективная).
- Проверяйте всегда высоковольтные провода на обрыв, при проверке мощности искры вышеуказанным способом можно удачно изогнуть провод, где потери энергии искры на таком обрыве будут минимальные.
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):