Toyota Estima Hybrid 10. Обучение вариатора

Эстима в 10 кузове: Обучение вариатора

30.04.2015

Гибридная Эстима в 10 кузове доставляет владельцам очень много хлопот и проблем. Я бы даже сказал, что это самый ненадежный гибрид Тойоты. Давайте сейчас подробно рассмотрим одну из "типичных" поломок этого автомобиля.

Вот вам фото с машины, которую сегодня на эвакуаторе к нам привезли из Челябинска.

Вот вам фото с машины, которую сегодня на эвакуаторе к нам привезли из Челябинска.
Один "специалист по гибридам"(это не юмор - так он представился хозяину Эстимы) заменил на ней масло в коробке. Казалось бы, банальная слесарная операция, да? Но через 150 км., после того, как автомобиль выехал из ворот этого сервиса, он просто встал на месте, а ДВС "пошел вразнос". Т.е. при включении селектора передач в положение "D", двигатель набирает обороты до максимальных, а машина с места даже не пытается стронуться.
Почему?

Вот на этих фото хорошо видно причину поломки - обрыв клиноременного ремня вариатора.

Вот на этих фото хорошо видно причину поломки - обрыв клиноременного ремня вариатора.
Кто-то из наших читателей может удивиться или возмутиться: "- На гибридах нет вариатора! Что мы нам по ушам ездите!"
И ошибутся… Так как Эстима в 10 кузове как раз включает в свою систему классический клиноременный вариатор! Вот так он выглядит на исправной машине.

Вот так вариатор выглядит на исправной машине.
Подробно на устройстве трансмиссии Эстимы мы останавливаться не будем, так как это тема не одной статьи. А вот на причине этой поломки остановимся подробнее.

Что "не так" сделал специалист из Челябинска?

1. Не снял поддон коробки и не проверил фильтр коробки на исправность. А он оказался наполовину забит кусочками герметика, которые смываются маслом с внутренних стенок коробки и другими продуктами износа. Продукты износа очень хорошо видно на снятом поддоне:

Продукты износа очень хорошо видно на снятом поддоне
2. Не "обучил" коробку работе на новом масле. А это, скорее всего, и явилось причиной обрыва цепи. И это уже очень серьезно.

Не "обучил" коробку работе на новом масле. А это, скорее всего, и явилось причиной обрыва цепи.
Для чего и как "обучать" коробку?
Вот это и рассмотрим.
Для этого нам все же придется обратиться к устройству этой чудо-коробки.
Если в коробке "обычного гибрида от Тойоты" за счет масла происходит только смазывание трущихся деталей, то в коробке Эстимы применяется масло CVT, у которого, кроме смазывающих функций, есть и другая - создание гидравлического давления. Для чего там нужно давление?

1. Для управления шкивами клиноременной передачи (далее сокращенно КРП).
2. Для управления механизмом сцепления С1 и С2.

Как же нам управлять давлением масла в коробке?
Для этого предназначен сложнейший механизм электрических клапанов и соленоидов, расположенный в корпусе самой коробки.

Для этого предназначен сложнейший механизм электрических клапанов и соленоидов, расположенный в корпусе самой коробки.
А вот для того, чтобы управлять уже всем этим хозяйством, предназначен специальный электронный блок (блок управления). Он находится в салоне автомобиля.
Причем, этот блок настолько умный, что он сам компенсирует потерю давления, которое происходит при "старении" масла. Т.е. на старом масле блок умышленно завышает давление масла, передаваемое на шкивы КРП, для предотвращения проскальзывания цепи.

Что происходит, когда мы в коробку залили новое масло?
Давление на шкивы становится просто запредельным! И при резком ускорении, когда вы создадите искусственно максимальное давление на шкивы, цепь просто рвется…
При обрыве цепи автомобиль обездвиживается.

Ресурс самой цепи (даже если ездить очень аккуратно и правильно менять масло с обучением коробки) составляет всего около 150-170 т.км. Поэтому, когда мы меняем масло в коробке без адаптации (калибровки) этого давления на шкивы КРП и механизм сцепления, то в этом случае, по нашей статистике и происходит максимальное число обрывов цепи.

В японском мануале процедура "прописки" или обучения коробки прописана очень подробно.
В обязательном порядке она требуется при замене блока управления двигателя или замене коробки.

А вот при замене масла в коробке в мануале написано довольно хитро. Если дословно перевести с японского, то это выглядит так: "настоятельно рекомендуется провести калибровку давления масла в коробке после замены в ней масла". Т.е. как бы "не обязательно". В Японии эта процедура включена в стандартный чек-лист при замене масла в коробке. Наши же тойотовские официалы про такое и не слышали…

Поэтому, мы с вами подробно рассмотрим, как эту процедуру можно выполнить самостоятельно или "напомнить" об этой процедуре мастеру в автосервисе, который ее "забыл" провести после замены масла.
Начинаем!

1. Для выполения этой процедуры потребуется сканер. Подойдет практически любой: Карман-скан любой модификации, G-скан, S2000, и на удивление неплохо проводят эту процедуру китайский Лаунч и тойотовская программа Течстрим с любым китайским шнурком.
2. Прогреваем ДВС до рабочей температуры и подключаем сканер. Заходим в меню ДВС.
3. Там выбираем пункт №9 "CVT learning function" (т.е. функцию обучения или калибровки вариатора)

Выбираем пункт №9 "CVT learning function" (т.е. функцию обучения или калибровки вариатора).
4. Выбрав эту функцию получим два следующих меню:

Выбрав эту функцию получим два следующих меню
5. Нас интересует второй пункт из этого меню (но возможно нам придется вернуться и к пункту №1, но об этом позже). Выбираем его. Получаем следующую картинку:

ас интересует второй пункт из этого меню (но возможно нам придется вернуться и к пункту №1, но об этом позже) и выбираем его.
6. Нажимаем Enter и получаем расписанную процедуру.

Нажимаем Enter и получаем расписанную процедуру.
7. ВЫКЛЮЧАЕМ на 30 секунд зажигание
8. На 2 секунды ВКЛЮЧАЕМ зажигание
9. Ждем 5 секунд и запускаем ДВС. Получим такую картинку:

Ждем 5 секунд и запускаем ДВС и получим такую картинку
10. Вот после этого мы можем получить три дальнейших хода развития сценария. Рассмотрим их все.

- в первом случае после этой картинки секунд через 10 -15 появится надпись:"complete". Это самый лучший вариант- все сделано правильно и обучение завершено.
- во втором случае можем получить вот такую картинку:

В этом случае что-то выполнено не так и процедуру придется повторить.
В этом случае что-то выполнено не так и процедуру придется повторить.

- и в третьем варианте: на табло сканера появится надпись: "AT/CVT learning value clear".

В этом случае нам придется вернуться к пункту №4 данной инструкции и выбрать первый пункт, который так и звучит: "AT/CVT learning value clear". Но в этом случае процедуру невозможно будет закончить не выезжая из бокса. Для завершения этого пункта меню, перед переходом к пункту №2, вам необходимо 10 -15 минут проехать на автомобиле в режиме "старт-стоп". Т.е. не сильно разгоняться и не сильно тормозить до полной остановки автомобиля (20-25 раз).

После этого продолжить процедуру с пункта №4 выбрав в нем второй подпункт.

С третьим вариантом - это только на первый взгляд кажется сложно! А на самом деле никаких сложностей нет.
Проводите эту несложную операцию при каждой замене масла в коробке, и ваш автомобиль прослужит вам на порядок дольше.

Гордеев Сергей Николаевич
(ник на форуме - FERMER)
Свердловская обл., Белоярский р-н
с.Кочневское, ул.Садовая, д.33.
+7 (902) 444-23-35
hybridservis.ru


наверх