Toyota RAV4 2007. Обрыв колесного датчика скорости
30.06.2014
Toyota RAV4 — компактный кроссовер, запущенный в производство в Японии в 1994 году. Первое поколение позиционировалось компанией Toyota как молодежный автомобиль для активного отдыха, отсюда и происхождение названия (Recreation Active Vehicle), цифра «4» указывает на постоянный полный привод (Википедия).
Когда вы покупаете машину и продавец говорит: - Горит лампочка на панели? Да бросьте, там чепуховина! Делов на пять минут в любом автосервисе. А я вам за это скидочку сделаю. Ну что, по рукам?
… и когда вам такое говорят - лучше не верьте, это наглый обман, потому что после покупки авто вам придется потратить деньги, время, нервы. Да и то не факт, что получится устранить «чепуховину» в автосервисе. Некоторые автоцентры такие вопросы решить не могут.
К нам в автосервис автомобиль попал с неисправностью: «обрыв цепи переднего правого датчика системы ABS».
«На этом автомобиле стоят датчики скорости MRE, их обычным тестером не проверить»,- сказал это, наверное, вслух, потому что клиент подтвердил: - Я был недавно в другом сервисе, они покопались и сказали, что проверить могут только подменой на подобный датчик, но подменного у них нет.
- И что далее?,- спросил я
- Предложили купить новый.
- Просто так взять и купить? А если причина не в датчике?
- Ну … тогда вся ответственность ложится на меня, сказали они.
- Круто!,- подвел я итог.
Действительно «круто». Уже сколько страниц исписано по интернетам по этим датчикам, а воз и ныне там, живут в веке старых датчиков скорости. Но так ли уж страшен черт?
Вот этот датчик, который работает на принципе магниторезистивного эффекта.
Слово страшное, а на самом деле все просто.
Такие датчики скорости (Active Wheel Speed Sensor) относятся к т.н «активным датчикам» и для их работы требуется питание 5 или 12 вольт. Давайте для начала сравним принципы работы активного датчика скорости и т.н «пассивного», то есть, привычного нам всем индукционного. На картинках все понятно, думаю, пояснять не надо.
Итак, принцип работы пассивного датчик скорости:
Слева осциллограмма, которую можно увидеть при его нормальной работе. Справа: «А» - требуемый воздушный зазор и т.н «задатчик скорости» или «гребенка» (разг.).
Далее смотрим принцип работы активного датчика скорости:
Обозначения:
1. Multipole ring – многополюсное кольцо (фото будет ниже)
2. Sensor – состоит из магнито-резистивных элементов
3. Sensor housing – корпус датчика
Multipole ring – представляет собой магнитный слой, нанесенный промышленным способом, причем, он состоит из чередующихся между собой N и S полюсов, расположенных по кругу и интергированных в подшипник, например, во внутреннее кольцо, как на фото ниже.
Это фото из предыдущих ремонтов и здесь видно, что этот магнитный слой разрушился, что явилось причиной неисправности системы ABS на автомобиле. Кстати, если присмотреться, то на оставшемся слое можно увидеть четкие сегменты, которые как раз и являются полюсами N и S.
При вращении колеса (и, естественно, подшипника), полюса N и S поочередно проходят мимо сенсора (магнито-резистивного элемента), который выдает на блок управления цифровой сигнал. Надо отметить, что Active Wheel Speed Sensor, в отличии от датчика скорости индуктивного типа, может регистрировать скорость начиная от нулевого значения.
Надо полагать, что такие датчики будут использоваться повсеместно (пока не изобретут что-то новое), и они по сравнению с датчиками скорости индуктивного типа имеют вот какие преимущества:
1. Определение скорости начиная практически от нулевого значения
2. Определение скорости движения как вперед, так и назад
3. Конструкция легче и надежнее
4. Невысокая чувствительность к электромагнитным помехам
5. Малая чувствительность к изменению воздушного зазора между датчиком и магнитным кольцом
6. Хорошая переносимость к колебаниям температуры, вибрации
Для закрепления предлагаю посмотреть несколько скринов и фото:
Различие датчиков скорости пассивного и активного типов
Сигналы датчиков скорости пассивного и активного типов
Расположение Multipole ring (многополюсное кольцо), варианты:
Будем считать, что с принципом работы активных датчиков скорости разобрались. Ну а мы идем далее: надо же понять конкретную причину неисправности? Код неисправности, который нам предоставляет сканер – это просто код, описание, которое похоже на облако предположений:
- неисправен сам датчик скорости
- неисправна электрическая проводка (обрыв, коротыш и т.д)
- проблемы в контактных группах (разъемы)
Для проверки датчика скорости использовал устройство, которое придумал и собрал самостоятельно и о котором уже говорил.
Оказалось, что датчик скорости в исправном состоянии, а проблема, скорее всего, кроется в электрике – где-то плохой контакт, обрыв или тому подобное.
После осмотра неисправность обнаружилась:
Обратите внимание, что на правой стороне фото, там, где жгут уходит в моторный отсек, металл имеет неровность. То есть, его когда-то правили, чтобы придать благопристойный вид (и продать, естественно!). Вывод: «Когда-то автомобиль побывал в аварии, был удар в правую сторону».
На фото: уже всё по электрике восстановлено. А как было, могу сказать только литературными словами: «руки бы поотрывать за такую работу!». Как именно было? Провода скручены наспех, кое-как, изолента накручена с «пробелами» - только чтобы держалось. «А почему нет?»,- наверное, так думали те, кто крутил изоленту (понятное дело … им бы только машину скинуть и продать, а там трава не расти…».)
Ну а я сделал надежно и почти на века: на клеевую термоусадку, бережно, аккуратно. Зачем два раза работу переделывать?
До свидания. Всем удачных ремонтов и ремонтников!
Кудрявцев М.Е.
© Легион-Автодата
Кудрявцев Михаил Евгеньевич
(ник на форуме Легион-Автодата - AVTEL)
г. Москва, ул.Суздальская, д.9, автосервис "ВТС".
Тел.: +7 (916) 626-71-98.
Союз автомобильных диагностов